судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Щербакова М.В.,
судей Захаровой С.В. и Гаврилова В.С.,
при секретаре Гульовской О.Р.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаврилова В.С.
дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ардатовскому району Нижегородской области
на решение Ардатовского районного суда Нижегородской области от 06 мая 2015 года
по иску Жаворонкова ЕИ к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ардатовскому району Нижегородской области о признании незаконным решение об отказе в досрочном назначении пенсии, включении периода работы в льготный стаж, досрочном назначении трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛА:
Жаворонкова ЕИ обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ардатовскому району Нижегородской области о признании незаконным решение об отказе в досрочном назначении пенсии, включении периода работы в льготный стаж, досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ УПФ РФ по Ардатовскому району Нижегородской области с заявлением о назначении ему досрочной пенсии в соответствии с п.п.18 п.1 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях в РФ".
Решением ГУ УПФ РФ по Ардатовскому району Нижегородской области от 26.01.2015г. N в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Жаворонкова ЕИ было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа работы.
В специальный стаж истца ответчиком не был включен период его работы с 01.02.2005 года по 01.04.2007 года, поскольку в указанный период 103 Ардатовская пожарная часть по охране р.п. Ардатов являлась обособленным подразделением в структуре Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области.
Не согласившись с указанным решением, истец просил суд признать его незаконным, обязать ГУ УПФ РФ по Ардатовскому району Нижегородской области включить в его специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя начальника Ардатовской ПЧ-103 Главного управления МЧС России по Нижегородской области; назначить ему трудовую пенсию по старости за работу с особыми условиями труда с ДД.ММ.ГГГГ года.
Решением Ардатовского районного суда Нижегородской области от 06 мая 2015 года постановлено:
Исковое заявление Жаворонкова ЕИ удовлетворить.
Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Ардатовскому району Нижегородской области от 26.01.2015г. N признать незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ардатовскому району Нижегородской области включить в трудовой стаж Жаворонкова ЕИ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.18 п.1 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях", период его работы с 01.02.2005 года по 01.04.2007 года в должности заместителя начальника Ардатовской ПЧ-103 Главного управления МЧС России по Нижегородской области.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ардатовскому району Нижегородской области досрочно назначить Жаворонкова ЕИ страховую пенсию по старости, в связи с работой на должностях в государственной противопожарной службе системы федерального органа исполнительной власти, с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ардатовскому району Нижегородской области в пользу Жаворонкова ЕИ судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей и по оплате юридических услуг в размере 2000 рублей, всего в общей сумме "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ по Ардатовскому району Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права, так как в спорный период истец работал в структуре органа пожарной охраны (МЧС) субъекта РФ, в то время как законом предусмотрено право на страховую пенсию работников на должностях государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти. Право на отнесение категорий граждан, имеющих право на досрочное назначение пенсии, условия ее назначения входят в компетенцию законодателя, суду это право не предоставлено.
В возражениях на жалобу Жаворонкова ЕИ просит оставить решение суда без изменения, а жалобу заявителя - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы , возражений на жалобу, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ УПФ РФ по Ардатовскому району Нижегородской области с заявлением о назначении ему досрочной пенсии в соответствии с п.п.18 п.1 ст.30 ФЗ " О страховых пенсиях в РФ".
Решением ГУ УПФ РФ по Ардатовскому району Нижегородской области от 26.01.2015г. N в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Жаворонкова ЕИ было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа работы.
В специальный стаж истца ответчиком не был включен период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, поскольку в указанный период 103 Ардатовская пожарная часть по охране р.п. Ардатов являлась обособленным подразделением в структуре Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области.
Согласно трудовой книжке, 01.10.1987г. Жаворонкова ЕИ назначен на должность начальника Ардатовской ППЧ-3 Вознесенского ОППО;
ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность заместителя начальника Ардатовской ПЧ-103;
ДД.ММ.ГГГГ уволен в порядке перевода в 103-ПЧ федеральной противопожарной службы по охране р.п.Ардатов и Ардатовского района Государственного учреждения "Центр управления силами ФПС по Нижегородской области";
ДД.ММ.ГГГГ принят на должность заместителя начальника 103-ПЧ ФПС ГУ "ЦУС ФПС по Нижегородской области";
ДД.ММ.ГГГГ расторжение трудового договора по п.8 ст.77 ТК РФ (л.д.8-10).
Как следует из справки, представленной ФГКУ "10 отряд ФПС по Нижегородской области", с 15.12.1986г. Ардатовская пожарная часть находилась в подчинении Вознесенского ОППО-10 на основании Приказа УВД "адрес" N от 15.12.1986г.
03.02.1992г. Ардатовская пожарная часть передана в подчинение Ардатовского пожарно-спасательного отряда N на основании Приказа УВД "адрес" N от 31.01.1992г.
14.11.1994 года Ардатовская ПЧ переименована в 103 Ардатовскую ПЧ по охране р.п.Ардатов.
На основании Указа Президента РФ от 09.11.2001г. N ГПС МВД РФ с 01.01.2002 года преобразована в ГПС Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На основании Директивы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24.09.2003г. N Управление ГПС МЧС России Нижегородской области с октября 2003 года реорганизовано в ГУ по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области.
19.07.2004г. 103 ПЧ по охране р.п.Ардатов передана в подчинение Управления ГО и ЧС Ардатовского района ГУ по делам ГО и ЧС Нижегородской области на основании приказа ГУ ГОЧС Нижегородской области от 19.07.2004г. N N.
На основании Приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26.10.2004г. N ГУ по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области с 01.01.2005г. реорганизовано в ГУ МЧС России по Нижегородской области.
01.01.2005г. 103 пожарная часть управления по делам ГО и ЧС Ардатовского района ГУ по делам ГО и ЧС Нижегородской области передана в подчинение ГУ МЧС России по Нижегородской области на основании приказа ГУ ГОЧС N от 17.12.2004г. (л.д.38).
В соответствии с Положением 103 ПЧ ГУ МЧС России по Нижегородской области по охране Ардатовского района от ДД.ММ.ГГГГ года, указанная пожарная часть являлась структурным подразделением Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области и создана для защиты жизни и здоровья людей, материальных ценностей от пожара, а также предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно - правоых форм собственности на территории Ардатовского района (п.1.2 Положения).
Удовлетворяя требования истца о признании за Жаворонкова ЕИ права на досрочную трудовую пенсию по старости, суд исходил из того, что поскольку 103-ПЧ ГУ МЧС России по Нижегородской области, в которой работал истец заместителем начальника, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в двойном подчинении, являясь структурным подразделением Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области в части финансирования, одновременно являлась подразделением Главного управления МЧС России по Нижегородской области, не была выведена из состава МЧС России, в связи с чем пришел к выводу о том, что Жаворонкова ЕИ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял свою деятельность в государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, соответственно являлся и является сотрудником федеральной противопожарной службы. Указанные обстоятельства, по мнению суда, свидетельствуют о наличии у Жаворонкова ЕИ права на досрочное пенсионное обеспечение.
С данными выводами суда судебная коллегия согласиться не может.
Норма, предусматривающая право пенсионного обеспечения работников государственной противопожарной службы, содержится в ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", согласно которой, работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
Данная норма, закрепляя право работников государственной противопожарной службы на досрочную пенсию, предоставляет органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия по утверждению перечня оперативных должностей государственной противопожарной службы.
Это полномочие корреспондирует с другим предписанием Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", устанавливающим структуру государственной противопожарной службы. Так, в силу ч. ч. 2, 4 и 5 ст. 5 данного Федерального закона, противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Вместе с тем, подп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют мужчины и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Истец обратился с заявлением о назначении ему досрочной пенсии в соответствии с п.п.18 п.1 ст.30 ФЗ " О страховых пенсиях в РФ", однако и в соответствии с указанной нормой Закона право на досрочную пенсию предусмотрено :
" ... 18) мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Следовательно, досрочная трудовая пенсия по старости устанавливается исключительно работникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, то есть федеральной противопожарной службы, аналогичное право для работников противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Конституционный суд Российской Федерации в определении от 29 сентября 2011г. N 1172-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Студнева ЮИ на нарушение его Конституционных прав подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" указал, что предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов РФ, то она, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 февраля 2009 года N 552-О-О, основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций, и, следовательно, также не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, занятых в противопожарных службах субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопроса о расширении круга лиц, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии, за счет включения в него сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, является исключительной прерогативой законодателя.
Таким образом, досрочная трудовая пенсия по старости работникам противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена как в соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", так и в соответствии с п.п.18 п.1 ст.30 ФЗ " О страховых пенсиях в РФ".
Поскольку с 01.01.2005 года по 31.03.2007 года 103-ПЧ ГУ МЧС России по Нижегородской области стало структурным подразделением Комитета гражданской обороны и пожарной безопасности Нижегородской области, в связи с чем относится к Государственной противопожарной службе субъектов Российской Федерации, у Жаворонкова ЕИ отсутствует необходимый стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Общий специальный стаж истца, который мог быть учтен для назначения трудовой пенсии досрочно до наступления оспариваемых периодов работы составлял 23 года 07 месяцев 29 дней (л.д.5), что недостаточно для решения вопроса о назначении трудовой пенсии досрочно по основанию, заявленному истцом.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене.
Учитывая, что все обстоятельства по данному делу установлены, судебная коллегия, отменяя решение суда, считает необходимым вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Жаворонкова ЕИ к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ардатовскому району Нижегородской области о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении пенсии, включении периода работы в льготный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии досрочно, о досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ардатовского районного суда Нижегородской области от 06 мая 2015 года отменить. Вынести по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Жаворонкова ЕИ к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ардатовскому району Нижегородской области о признании незаконным решения ГУ УПФ РФ по Ардатовскому району Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, обязании ГУ УПФ РФ по Ардатовскому району Нижегородской области включить в специальный стаж Жаворонкова ЕИ период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты" Ардатовской ПЧ-103 Главного управления МЧС России по Нижегородской области, обязании назначения Жаворонкова ЕИ трудовой пенсии по старости за работу с особыми условиями труда с ДД.ММ.ГГГГ - отказать.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.