судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего Сокуровой Ю.А. судей: Старковой А.В., Козлова О.А.,
при секретаре судебного заседания Шаминой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сокуровой Ю.А. дело
по апелляционной жалобе Министерства социальной политики Нижегородской области,
на решение Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 18мая2015года
по иску Мальцевой НН к Министерству финансов РФ, Правительству Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛА:
Мальцевой НН обратилась в суд с иском к Министерству финансов РФ, Правительству Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области и с учетом измененных в порядке ст.39Гражданского процессуального кодекса РФ требований просила обязать Министерство социальной политики Нижегородской области, Министерство финансов РФ предоставить ей жилое помещение в г.Н.Новгороде бесплатно в собственность на семью из пяти человек: Мальцев НМ, Мальцевой НН, Мальцев ПН, Мальцева КН, Мальцев ВП, общей площадью не менее 90 кв.м.; взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН N) за счет средств казны Российской Федерации в пользу бюджета Нижегородской области денежные средства в сумме "данные изъяты" Указанную сумму перечислить целевым назначением в виде субвенции отделению по г. Нижний Новгород Управления Федерального казначейства по Нижегородской области для выделения указанных средств Правительству Нижегородской области (Министерство социальной политики Нижегородской области) для получения жилого помещения Мальцевой НН на семью из 4-х человек в соответствии с положениями Федерального закона от 08.12.2010 года N 342-ФЗ.
Обязанность по исполнению решения в этой части возложить на Министерство финансов Российской Федерации.
Кроме того, истица просила возложить на Правительство Нижегородской области (Министерство социальной политики Нижегородской области) обязанность при перечислении денежных средств Министерством финансов РФ приобрести жилое помещение в соответствии с Федеральным законом от 5.04.2013 N 44-ФЗ и передать его в собственность бесплатно Мальцевой НН на семью из 4-х человек.
От исковых требований о возложении обязанности на Министерство социальной политики Нижегородской области при приобретении жилого помещения в собственность бесплатно за счет средств федерального бюджета в размере "данные изъяты", полученных из Министерства финансов РФ, путем перечисления средств продавцу жилого помещения, предоставить в отделение по г. Нижний Новгород Управления Федерального казначейства по "адрес" контракт на приобретение жилого помещения и направить в Министерство финансов РФ копию платежного поручения на перечисление средств по исполнительному листу, заверенную надлежащим образом - истец отказалась. Отказ был принят судом в установленном законом порядке, производство по делу в данной части прекращено.
В обоснование заявленных исковых требований Мальцевой НН указала, что она является вдовой военнослужащего Мальцев НМ
Мальцев НМ относился к составу военнослужащих-мичманов и прапорщиков. ДД.ММ.ГГГГ он был уволен с военной службы из Вооруженных сил РФ по достижению предельного возраста, общая продолжительность службы в Вооруженных силах РФ составляет более 25лет в календарном исчислении. В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Остатусе военнослужащих" и обеспечении жильем некоторых категорий-граждан" Мальцев НМ получил право на обеспечение жилым помещением за счет средств из федерального бюджета по выбору: в форме предоставления жилого помещения бесплатно; в форме предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма; путем получения единовременной денежной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения (далее - ЕДВ).
Реализация и финансирование мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 08.12.2010 года N 342-ФЗ. осуществляется в рамках программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы. При увольнении с военной службы и до дня своей смерти ДД.ММ.ГГГГ, Мальцев НМ и члены его семьи жильем не обеспечивались. После смерти Мальцев НМ право на получение жилья перешло к истице, как к супруге.
В соответствии с выпиской из постановления Администрации Советского района от 15.10.1997 года N197 "Об утверждении протоколов заседаний жилищной комиссии" Мальцев НМ и члены его семьи включены по категории граждан, претендующих на получение жилого помещения в собственность бесплатно - за счет средств федерального бюджета.
Финансирование мероприятий по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных со службы, осуществляется в соответствии с Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Денежные средства из федерального бюджета выделяются в виде субвенций в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами и федеральными законами (ст. 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 02.12.2013 года N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" выделение субвенций субъектам Российской Федерации на реализацию переданных Российской Федерацией полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), не предусмотрено. Следовательно, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в данном случае Министерство социальной политики Нижегородской области), которым Российской Федерацией переданы отдельные полномочия по обеспечению жилыми помещениями вышеуказанной категории граждан, не имеет возможности приобретать жилые помещения для передачи их гражданам, уволенным с военной службы (службы) либо предоставлять им ЕДВ.
В соответствии с вышеназванными законодательными и нормативными правовыми актами Мальцевой НН считает, что имеет право на получение жилого помещения на состав семьи из 4-х человек общей площадью 72-81 кв. метра (18x4 = 72+ 9 = 81).
На момент расчета показатель средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Нижегородской области на 11 квартал 2014 года, утвержденный Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) от 14 апреля 2014 г. N 182/пр, составляет "данные изъяты" за 1кв.м.
Следовательно, для приобретения жилого помещения на состав семьи из 4-х человек для бюджета Нижегородской области необходимо предоставить субвенцию из федерального бюджета в размере "данные изъяты"
На основании изложенного истица просила заявленные исковые требования удовлетворить.
Решением Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 18мая2015года исковые требования Мальцевой НН удовлетворены частично.
Суд обязал Министерство социальной политики Нижегородской области предоставить Мальцевой НН в собственность на семью из четырех человек благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте г.Н.Новгорода отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, общей площадью не менее 90 кв.м., в течении 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении исковых требований Мальцевой НН к Министерству финансов РФ, Правительству Нижегородской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение, отказано.
Дополнительным решением Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ взысканы с Министерства социальной политики Нижегородской области в пользу Мальцевой НН расходы по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты"
В апелляционной жалобе Министерство социальной политики Нижегородской области просит отменить как незаконное и необоснованное по следующим мотивам.
Ответчик считает, что включение в состав семьи истицы лиц, ранее с ней проживавших и умерших, действующим законодательством не предусмотрено.
По состоянию на 15 июня 2015 года средства в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ в установленном порядке в бюджет Нижегородской области не поступали.
Кроме того, ответчик считает, что сумма расходов на оплату услуг представителя, взысканная с него в пользу истицы является завышенной и не соответствует критериям разумности и справедливости.
Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодексаРФ, в пределах доводов апелляционной жалобы.
По смыслу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодексаРФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия Нижегородского областного суда приходит к следующему.
Судебной коллегией установлено, что Мальцевой НН является вдовой военнослужащего Мальцев НМ, умершего ДД.ММ.ГГГГ года.
Мальцев НМ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Вооруженных Силах РФ.
В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ N N, Мальцев НМ был уволен с военной службы по достижению предельного возраста. На момент увольнения выслуга Мальцев НМ составляла 25 лет 05 месяцев 27дней.
Постановлением Администрации Советского района г.Н.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ N Мальцев НМ, а также члены его семьи: Мальцев П.Н., Мальцевой НН и Мальцева КН были поставлены на учет нуждающихся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ года.
Распоряжением Администрации Советского района г. Н. Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ N N Мальцевой НН включена в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с составом семьи три человека ( Мальцев П.Н., Мальцевой НН и Мальцева КН).
В соответствии с решением Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску прокурора "адрес" г.Н.Новгорода в интересах несовершеннолетнего Мальцев В.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения об обязании Министерства социальной политики "адрес" включить Мальцев В.П. в сводный список граждан, на Министерство социальной политики Нижегородской области возложена обязанность включить Мальцев В.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в качестве члена семьи Мальцевой НН, в сводный список граждан, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "Остатусе военнослужащих" и Федеральным законом от 08декабря2010года N342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе Военнослужащих" и обеспечении жильем некоторых категорий граждан" по Нижегородской области. Решение суда вступило в законную силу.
Перечисленные обстоятельства подтверждаются материалами гражданского дела и не оспаривались сторонами спора.
В соответствии со ст.45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Согласно ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Как указано в ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности; вследствие причинения вреда другому лицу; вследствие неосновательного обогащения; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
В соответствии со ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 15.1 настоящего Федерального закона.
При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации"
В соответствии с ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статье 2 настоящего Федерального закона (далее - граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом), жилыми помещениями: предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; предоставление жилого помещения по договору социального найма; предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий осуществляется за счет субвенций.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
В целях реализации указанных норм федерального законодательства принят Закон Нижегородской области от 07.02.2011 года N 14-З "О порядке предоставления некоторым категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Нижегородской области".
Согласно ст. 1 Закона Нижегородской области от 07.02.2011 N 14-З (ред. от 04.06.2013) "О порядке предоставления некоторым категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Нижегородской области":
1. Настоящий Закон в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" (далее - Федеральный закон) определяет порядок предоставления гражданам, указанным в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статье 2 Федерального закона (далее - граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом), жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Нижегородской области.
2. Обеспечение жилыми помещениями граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом, осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В силу ч.1 и ч.5 ст. 4 указанного Закона предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом, избравшим данную форму обеспечения жилыми помещениями, осуществляется уполномоченным Правительством Нижегородской области органом исполнительной власти Нижегородской области на основании распоряжения Правительства Нижегородской области, которое доводится до сведения гражданина - получателя единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Уполномоченный Правительством Нижегородской области орган исполнительной власти Нижегородской области осуществляет перечисление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на счета застройщиков, строительных либо подрядных организаций либо продавцов жилых помещений в течение десяти рабочих дней со дня представления гражданами - получателями единовременных денежных выплат на приобретение или строительство жилого помещения договоров участия в долевом строительстве, зарегистрированных в установленном порядке в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, либо разрешения на строительство и документов, подтверждающих стоимость строительных работ (услуг) (договоров строительного подряда и актов приемки выполненных работ).
В соответствии с п. 6 "Порядка организации работы по предоставлению некоторым категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно, жилых помещений по договору социального найма или единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Нижегородской области", утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 11.03.2011 N 160 (ред. от 28.02.2014) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (далее - органы местного самоуправления) в течение 10 календарных дней формируют списки граждан, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку.
Сформированные списки представляются в Министерство социальной политики Нижегородской области с приложением копий документов, указанных в пунктах 3, 4 настоящего Порядка.
Согласно п. 8 Положения, Министерство социальной политики Нижегородской области формирует и утверждает сводный список граждан, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку в течение 10 рабочих дней со дня представления списков органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 9 положения размер единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения рассчитывается на дату вступления в силу распоряжения Правительства Нижегородской области и является неизменным на весь срок, указанный в части 2 статьи 4 Закона Нижегородской области от 7 февраля 2011 года N14?З "О порядке предоставления некоторым категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Нижегородской области".
Размер единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в Нижегородской области, определяемой в установленном порядке уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Анализ указанных норм законодательства, свидетельствует о том, что лица, добросовестно прослужившие в вооруженных силах 10 и более лет, имеют право выделение им денежных средств на приобретение жилого помещения, а у государства имеется обязанность по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан.
При этом судебная коллегия учитывает правовую позицию, выраженную в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 5апреля 2007 года N 5-П, от 3 февраля 2010 года N 3-П и от 27февраля2012года N 3-П, согласно которой федеральный законодатель отнеся к лицам, которые обеспечиваются жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них обязанности военной службы, исходил из того, что, по смыслу статей 32 (часть 4), 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71, 72 и 114, военная служба как особый вид государственной службы непосредственно связана с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляется в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также самим характером военной службы, предполагающей выполнение военнослужащими задач, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от федерального законодателя введения как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений.
На основании изложенного судебная коллегия соглашается с выводами суда об удовлетворении исковых требований истицы о возложении обязанности на ответчика по предоставлению в собственность на семью благоустроенного жилого помещения.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что муж истицы и члены его семьи с 1997 года до принятия судом обжалуемого решения состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15 октября 2012 года N 21-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в связи с жалобой гражданина Н.М. Кабулова" сам факт постановки органом местного самоуправления уволенного с военной службы гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении означает констатацию наличия оснований для его признания таковым и, как следствие, влечет у этого гражданина право на обеспечение жильем в одной из предусмотренных положениями пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" форм по его выбору: предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; предоставление жилого помещения по договору социального найма; предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 июня 2013 года N 12-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в связи с жалобами граждан А.С. Зорина, А.Г. Кожушного и других" постановка военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы жилищными комиссиями органов военного управления, воинских частей, организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, равно как и постановка на такой учет граждан, уволенных с военной службы, органами местного самоуправления по новому избранному месту постоянного жительства, означает признание факта нуждаемости этих лиц в жилых помещениях, т.е. констатацию уполномоченным на то органом наличия основания для возникновения права на предоставление им жилых помещений. С этой точки зрения всем указанным гражданам на период до фактического обеспечения их жилыми помещениями независимо от места постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях должно быть предоставлено равное право на получение мер социальной поддержки, установленных законом в рамках системы жилищного обеспечения военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы.
Поскольку муж истицы был поставлен органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, общая продолжительность прохождения военной службы составила более 10 лет, жилым помещением либо средствами на его приобретение истица и члены ее семьи обеспечены не были, сам по себе факт включения его в список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, обеспечиваемых жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектам Российской Федерации свидетельствует о наличии у истицы права на обеспечение ее и членов ее семьи жилым помещением в одной из предусмотренных законом форм.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда в части возложения обязанности на Министерство социальной политики и Нижегородской области предоставить Мальцевой НН жилое помещение является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Довод апелляционной жалобы о том, что финансовое обеспечение осуществления субъектами Российской Федерации переданных полномочий осуществляется за счет субвенций, субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, и данные субвенции в бюджет субъекта не перечислены, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Мальцевой НН в изложенной части.
Кроме того, судом первой инстанции правильно разъяснено, что в соответствии с п. 29 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при разрешении споров о праве членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, на жилое помещение необходимо учитывать, что в силу пункта 1.1 статьи 15.1 и пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" жилищные субсидии либо жилые помещения предоставляются им с учетом права погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, в том числе на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
На основании изложенного судебная коллегия отклоняет довод жалобы ответчика, согласно которому на него необоснованно возложена обязанность по предоставлению истице в собственность на семью благоустроенного жилого помещения с учетом права умершего члена семьи (военнослужащего).
Как было указано выше, дополнительным решением суда были взысканы с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в размере "данные изъяты" Данный размер расходов на оплату услуг представителя ответчик считает завышенным не соответствующим требованиям разумности и справедливости.
Из материалов дела следует, что истица понесла расходы на оплату услуг представителя в размере "данные изъяты" Данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось.
Доводы ответчика о том, что взысканная с него сумма расходов по оплате услуг представителя судом первой инстанции была необоснованно завышена, не могут быть приняты во внимание, поскольку обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части первой статьи100Гражданского процессуального кодекса РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что взысканная с ответчика в пользу истицы сумма расходов по оплате юридических услуг в размере "данные изъяты" соответствует обстоятельствам дела, а также требованиям разумности и справедливости, в связи с чем оснований для изменения решения суда в данной части не имеется.
Решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов РФ, Правительству Нижегородской области сторонами не оспаривалось, в связи с чем судебная коллегия считает возможным в соответствии с ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, проверить решение суда лишь в обжалуемой части.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не могут служить основанием для отмены решения суда. Нарушений норм процессуального законодательства, предусмотренных ст. 330 процессуального кодекса РФ, влекущих отмену решения, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 18мая2015года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальной политики Нижегородской области - безудовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления определения в законную силу.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.