Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего - Самарцевой В.В.
судей: Бушминой А.Е., Ефимовой Е.О.
при секретаре судебного заседания - Пресновой А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании
апелляционную жалобу Досаева Р.А.
на решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 14 августа 2015 года
по гражданскому делу по заявлению Досаева ФИО14 о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии г.Арзамаса,
с участием: Досаева Р.А., представителя Досаева Р.А. - ФИО9, представителя ФИО2 - ФИО10, представителя ТИК г.Арзамаса Нижегородской области - ФИО11, прокурора - Четайкина А.В.
Заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Самарцевой В.В., судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
Досаев Р.А. обратился в Арзамасский городской суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии г.Арзамаса, указав, что Досаев Р.А. постановлением территориальной избирательной комиссии г.Арзамаса Нижегородской области от 06.08.2015г. N367 был зарегистрирован кандидатом в депутаты Арзамасской городской Думы Нижегородской области по одномандатному избирательному округу N14.
05.08.2015г. территориальная избирательная комиссия г.Арзамаса Нижегородской области постановлением N343 зарегистрировала ФИО2 кандидатом в депутаты Арзамасской городской Думы Нижегородской области по одномандатному избирательному округу N14.
Досаев Р.А. полагает постановление территориальной избирательной комиссии от 05.08.2015г. N343 незаконным, поскольку ФИО2 было подано заявление, в котором отсутствует согласие баллотироваться кандидатом в депутаты Арзамасской городской Думы Нижегородской области по одномандатному избирательному округу N14. В данном заявлении лишь указано о даче согласия выдвинувшему его объединению местное отделение Партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" г.Арзамаса. Таким образом, территориальная избирательная комиссия г.Арзамаса не считается уведомленной о выдвижении кандидата ФИО2 именно по одномандатному избирательному округу N14 в соответствии с п.2 ст.33 Федерального закона от 12.06.2002г. N67-ФЗ и ч.2 ст.27 Закона Нижегородской области от 06.09.2007г. N108-3, а ФИО2 не считается выдвинутым и не приобрел прав и обязанностей кандидата.
Кроме того, кандидат ФИО2 также нарушил предусмотренные п.2 ст.33 Федерального закона от 12.06.2002г. N67-ФЗ и ч.2 ст.27 Закона Нижегородской области от 06.09.2007г. N108-3 условия выдвижения кандидатом, поскольку ни в федеральном законодательстве, ни в законодательстве Нижегородской области не существует статуса депутата Арзамасской городской Думы, поэтому он фактически не принял на себя предусмотренные законом обязательства в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. Таким образом, у территориальной избирательной комиссии имелись основания для отказа в регистрации кандидата в соответствии с п.4 ч.8 ст.34 Закона Нижегородской области от 06.09.2007г. N108-3.
Кроме того, в заявлении о намерении баллотироваться кандидата указаны сведения об образовательном учреждении, год его окончания, и не указаны сведения о квалификации и реквизиты документы об образовании, а именно номер 285 от 25 июня 1983 года. Таким образом, ввиду не указания полных сведений в заявлении кандидата о реквизитах диплома, а также отсутствия сведений в заявлении о квалификации кандидата позволяет сделать вывод о том, что кандидатом сведения об образовании, указанные в заявлении, не подтверждены соответствующим документом об образовании и не указаны в полном объеме в соответствии с требованиями п.2 ст.33 Федерального закона от 12.06.2002г. N67-ФЗ и ч.2 ст.27 Закона Нижегородской области от 06.09.2007г. N108-3. Таким образом, у территориальной избирательной комиссии г.Арзамаса имелись основания для отказа в регистрации кандидата в соответствии с п.3 ч.8 ст.34 Закона Нижегородской области от 06.09.2007г. N108-3. Пунктом 1.1 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002г. N67-ФЗ и ч.3 ст.33 Закона Нижегородской области от 06.09.2007г. N 108-3 предусмотрена возможность устранения кандидатом неполноты сведений о нем или ненадлежащего оформления документов либо отсутствия какого-либо из них.
Досаев Р.А. просил суд признать незаконным и отменить постановление территориальной избирательной комиссии г.Арзамаса Нижегородской области от 05.08.2015г. N343 "О регистрации кандидата в депутаты Арзамасской городской Думы Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N14 ФИО2".
Решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 14 августа 2015 года Досаеву Р.А. отказано в удовлетворении заявления в полном объеме.
В апелляционной жалобе Досаев Р.А. просит отменить решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 14 августа 2015 года, как незаконное, необоснованное, указывая на то, что решение постановлено с нарушением норм материального права, поскольку судом не правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применен и истолкован закон, подлежащий применению в деле.
Проверив материалы дела обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, заслушав явившихся по делу лиц и прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмен решения суда первой инстанции.
С доводами апелляционной жалобы судебная коллегия не может согласиться по следующим мотивам и основаниям.
В соответствии с п.6 ст.76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим же Законом, иным законом.
В соответствии со ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
В соответствии со ст. 260.1 ГПК РФ заявление рассматривается судом с участием заявителя, представителя соответствующих органа государственной власти, органа местного самоуправления, политической партии, иного общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, прокурора. Неявка в суд указанных лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии с п.2 ст. 261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
В соответствии с п.2 ст.33 Федерального закона от 12.06.2002г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
В соответствии с ч.2 ст.27 Закона Нижегородской области от 06.09.2007г. N108-3 "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области" соответствующая окружная избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные федеральным законом, настоящим Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Согласно пп. "в.1" п.24 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
Согласно пп. "в.2" п.24 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.
Согласно п.6 ст.76 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно п.3 ч.8 ст.34 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 года N 108-3 основаниями отказа в регистрации кандидата являются отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с федеральным законом, настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Согласно п.4 ч.8 ст.34 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 года N 108-3 основаниями отказа в регистрации кандидата являются наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований федеральных законов, настоящего Закона.
Согласно п.5 ч.8 ст.34 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 года N 108-3 основаниями отказа в регистрации кандидата являются отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных федеральным законом, частями 2 и 4 статьи 27 настоящего Закона.
Согласно ч.6 ст.79 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 года N108-3 решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных частями 8-10 статьи 34 настоящего Закона, иных требований, предусмотренных законом.
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции правильно применил и истолковал приведенные выше нормы права применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела.
Отказывая Досаеву Р.А. в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств.
Постановлением территориальной избирательной комиссии г.Арзамаса от 26.06.2015г. N274 назначены выборы депутатов Арзамасской городской Думы шестого созыва.
05.08.2015г. территориальной избирательной комиссией города Арзамаса вынесено постановление N343 "О регистрации кандидата в депутаты Арзамасской городской Думы Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N14 ФИО2".
06.08.2015г. территориальной избирательной комиссией города Арзамаса вынесено постановление N367 "О регистрации кандидата в депутаты Арзамасской городской Думы Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N14 Досаева ФИО15".
23.07.2015г. ФИО2 в территориальную избирательную комиссию г.Арзамаса, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N14, были представлены документы по выдвижению его кандидатом в депутаты Арзамасской городской Думы Нижегородской "адрес" по избирательному округу N14, в том числе, заявление о согласии баллотироваться от 23.07.2015г., что следует из подтверждения получения документов, представленных при выдвижении ФИО2, от 23.07.2015г. N304.
Из содержания указанного заявления следует, что оно адресовано в территориальную избирательную комиссию г.Арзамаса, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 14, от ФИО2
В тексте заявления указано: "Даю согласие выдвинувшему меня избирательному объединению местное отделение Партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" г.Арзамас".
Также в тексте заявления указано: "Подтверждаю, что я не давал согласия другому избирательному объединению на выдвижение меня кандидатом в депутаты Арзамасской городской Думы шестого созыва и не выдвигал кандидатуру в порядке самовыдвижения".
Принимая во внимание данные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в заявлении ФИО2 содержится его согласие баллотироваться кандидатом в депутаты Арзамасской городской Думы Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N16.
Также в заявлении ФИО2 содержится обязательство о том, что в случае избрания его депутатом он обязуется в пятидневный срок с момента извещения об избрании его депутатом прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Арзамасской городской Думы.
В соответствии с Положением "Об Арзамасской городской Думе Нижегородской "адрес"", принятым решением Арзамасской городской Думы от 11.03.2010г. N33, статус депутата Арзамасской городской Думы определяется действующим законодательством (ст.27 п.4).
Учитывая данное положение закона суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что обязательство ФИО2 не является нарушением требований п.2 ст.33 Федерального закона от 12.06.2002 года N67-ФЗ и ч.2 ст.27 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 года N 108- ФЗ, поскольку данным указанием ФИО2 принял на себя обязательства при избрании депутатом Арзамасской городской Думы прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата, который определен федеральным и региональным законодательством в данной сфере правоотношений.
Поскольку в заявлении ФИО2 содержится вышеуказанное согласие баллотироваться и при избрании депутатом прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата, заявление вместе с другими документами принято территориальной избирательной комиссией г.Арзамаса, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N14, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что с учетом требований п.2 ст.33 Федерального закона от 12.06.2002г. N 67-ФЗ и ч.2 ст.27 Закона Нижегородской области от 06.09.2007г. N 108-3 территориальная избирательная комиссия г.Арзамаса, на которую возложены полномочия окружной избирательная комиссия по одномандатному избирательному округу N14, считается уведомленной о выдвижении кандидата ФИО2, а кандидат ФИО2 считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные указанными законами.
В соответствии с Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11.06.2014 года N 235/1488-8 "О разъяснениях по некоторым вопросам указания и проверки сведений об образовании кандидата" в заявлении о согласии баллотироваться кандидат, в случае наличия у него профессионального образования, указывает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в которой он получил профессиональное образование, год ее окончания и реквизиты (серия и номер) выданного этой организацией документа о профессиональном образовании, а также прилагает ксерокопию указанного документа.
Из смысла п.2 ст.33 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ и ч.2 ст.27 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 года N 108-ФЗ не следует, что к обязательным сведениям, подлежащим указанию в заявлении о согласии баллотироваться, относятся сведения о квалификации заявителя в соответствии со сведениями, изложенными в документе об образовании, поскольку из содержания указанных норм следует, что ссылка об образовании и квалификации относится к документу об образовании.
Из указанных разъяснений следует, что к реквизитам документа об образовании ЦИК РФ относит серию и номер.
В заявлении ФИО2 о согласии баллотироваться кандидатом от 23.07.2015г. в качестве сведений о профессиональном образовании указано: "высшее образование, ФИО16".
Копия документа об образовании (диплома) приложена ФИО2 к указанному заявлению.
Принимая во внимание, что в заявлении ФИО2 указаны серия и номер документа об образовании (диплома), суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что сведения о реквизитах документа об образовании в заявлении отражены.
С учетом изложенного, суд полагает, что каких-либо нарушений при внесении в заявление сведений о профессиональном образовании с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, ФИО2 допущено не было.
Поскольку в заявлении, представленным ФИО2, на день, предшествующий заседанию избирательной комиссии, присутствовали все необходимые сведения, предусмотренные положениями п.2 ст.33 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ и ч.2 ст.27 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 года N 108-3, в том числе, согласие баллотироваться кандидатом в депутаты в Арзамасскую городскую Думу шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 14, сведения о профессиональном образовании с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, обязательство при избрании депутатом прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата, при этом документов, оформленных с нарушением законодательства, не имелось, суд первой инстанции правильно сделал вывод о том, что у территориальной избирательной комиссии отсутствовали основания, предусмотренные пп. "в.1, в.2" п.24 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ, п.3-5 ч.8 ст.34 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 года N 108-3 для отказа в регистрации ФИО2 в качестве кандидата.
Каких-либо нарушений требований п.24-26 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ и 4.8-10 ст.34 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 года N 108-3 при вынесении вышеуказанного постановления со стороны территориальной избирательной комиссии судом не выявлено.
Выводы и суждения суда первой инстанции по этому вопросу основаны на доказательствах, имеющихся в материалах дела.
Нормы материального права судом первой инстанции применены при рассмотрении данного дела правильно.
Нарушений, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, в качестве оснований для отмены решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 14 августа 2015 года по настоящему делу - оставить без изменения, апелляционную жалобу Досаева Р.А. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.