Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Богдановой О.Н.,
судей Аврамовой Н.В., Безносовой Е.И.,
при секретаре судебного заседания Адамовой К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 18 августа 2015 года гражданское дело по иску прокурора Лебяжьевского района Курганской области в интересах Фафиной Л.И. к ГС (К) ОУ "Лебяжьевская специальная коррекционная школа интернат VIII вида", Финансовому управлению Курганской области о взыскании денежных средств,
по апелляционной жалобе Финансового управления Курганской области на решение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 25 июня 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Лебяжьевского района Курганской области в интересах Фафиной Л.И. к ГС (К) ОУ "Лебяжьевская специальная коррекционная школа интернат VIII вида", Финансовому управлению Курганской области, Главному управлению образованием Курганской области о взыскании денежных средств удовлетворить частично.
Взыскать с Финансового управления Курганской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации - Курганской области в пользу Фафиной Л.И. денежные средства, потраченные на оплату электроэнергии, в размере " ... " копейку.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Безносовой Е.И. об обстоятельствах дела, мнение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Половниковой А.А., полагавшей решение суда оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Лебяжьевского района Курганской области обратился в суд с иском в интересах Фафиной Л.И. к Государственному казенному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Лебяжьевская специальная коррекционная школа интернат VIII вида" (далее ГС(К)ОУ "Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида"), Финансовому управлению Курганской области, Главному управлению образования Курганской области о признании права на меры социальной поддержки, взыскании денежных средств. В обоснование исковых требований указывал, что прокуратурой района по заявлению Фафиной Л.И. проведена проверка исполнения федерального законодательства, в ходе которой установлены нарушения ее прав на меры социальной поддержки, предоставляемые педагогическим работникам, со стороны ГС(К)ОУ "Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида" и Главного управления образования Курганской области. Отмечал, что согласно положениям п. 8 ст. 47 Закона Российской Федерации от 29.12.2012 N273-Ф3 "Об образовании", Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" за Фафиной Л.И. закреплено право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения, которое предоставляется для возмещения понесенных расходов в полном объеме. Однако Главное управление образованием Курганской области, в нарушение действующих норм законодательства, установило норматив потребления электроэнергии на освещение занимаемых учителями жилых помещений, в связи с чем в 2014 году учителя самостоятельно вносили плату за потребленную электроэнергию сверх установленного ответчиком норматива. Полагал, что отсутствие у Фафиной Л.И. отдельного прибора учета потребленной электроэнергии на освещение жилого помещения не может повлечь за собой отказ в возмещении произведенных расходов по оплате электроэнергии. Указал, что за 2014 год Фафиной Л.И. оплачено за потребленную электроэнергию " ... " копейка, из которых ей возмещено лишь " ... " копеек. Сумма некомпенсированных расходов истцу за освещение составила " ... " копейка. Считает, что ГС(К)ОУ "Лебяжьевская специальная коррекционная школа интернат VIII вида" необоснованно отказалось возмещать Фафиной Л.И. расходы на оплату освещения. Просил суд признать за Фафиной Л.И. право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения, расположенного в сельской местности, в полном объеме без учета норм потребления и взыскать с ГС(К)ОУ "Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида", Финансового управления Курганской области, Главного управления образования Курганской области в пользу Фафиной Л.И. денежные средства, потраченные ею на оплату освещения в размере " ... " копейку за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Курганской области.
В судебном заседании прокурор Лебяжьевского района Довгополов Д.А. поддержал заявленные требования по изложенным основаниям.
Истец Фафина Л.И. в судебное заседание не явилась, просила суд рассмотреть дело без ее участия, заявленные прокурором требования, поддерживала.
Представители ответчиков ГС(К)ОУ "Лебяжьевская специальная коррекционная школа интернат VIII вида", Финансового управления Курганской области, Главного управления образования Курганской области, третьего лица Главного управления социальной защиты населения Курганской области в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела без их участия.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Финансовое управление Курганской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, не относится финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Считает, что с установлением федеральным законодателем льготы для педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), возникло расходное обязательство Российской Федерации. Поскольку право педагогических работников образовательных учреждений на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения установлено Законом Российской Федерации "Об образовании", финансирование данных льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации и должно осуществляться за счет средств федерального бюджета. Отмечает, что в силу положений статьи 72 Конституции Российской Федерации субъекты Российской Федерации вправе установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством с принятием мер по их финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Считает, что расходные обязательства Курганской области, возникшие в результате принятия Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области", в соответствии с которым меры социальной поддержки обеспечиваются за счет средств казны Курганской области, выполнены Курганской областью в полном объеме. Не соглашается с выводом суда о праве истцов на компенсацию убытков за счет средств казны Курганской области. Отмечает, что Законом Курганской области от 07.09.2005 N 75 предусмотрены меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения, но не электроснабжения жилого помещения. Ссылается на положения ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления, в связи с чем, по мнению апеллянта, Закон позволяет определить годовой расход электроэнергии, потраченной на освещение и расход электроэнергии, потребляемой электробытовыми приборами. Полагает, что доказательств того, что истец понес расходы на освещение, превышающие суммы, возмещенные им образовательным учреждением, не представлено. Взыскание денежных средств на оплату всей стоимости электроснабжения, влечет увеличение расходов бюджета. Обращает внимание на то, что Положения Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 не оспорены, не признаны не соответствующими закону, поэтому неприменение его положений к спорным правоотношениям является нарушением действующего законодательства. Считает, что Финансовое управление Курганской области привлечено к участию в деле в качестве ответчика безосновательно. Суд определил ответчика по делу без учета норм бюджетного и гражданского законодательства, в силу которых в качестве соответчика по делу должно быть привлечено Главное управление образования Курганской области. Находит необоснованным применение судом положений ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку совокупность оснований для ее применения в настоящем случае не установлена. Указывает на то, что компенсация, на которую истец имеет право, выплачена истцу в соответствии с Законом Курганской области от 07.09.2005 N 75, нарушений по перечислению указанной компенсации со стороны органов государственной власти Курганской области уполномоченными надзорными органами не установлено. Считает, что суд произвел взыскание материального вреда при отсутствии незаконных действий (бездействия) органов государственной власти Курганской области.
В суде апелляционной инстанции прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Половникова А.А. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещались надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив решение суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
Из материалов дела усматривается, что истец Фафина Л.И. работает в ГС(К)ОУ "Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида" в качестве педагога, что подтверждается сведениями, содержащимися в ее трудовой книжке, и не оспаривается ответчиками.
С 17.03.1988 Фафина Л.И. зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес", р. "адрес", с составом семьи из 2-х человек.
Согласно представленной филиалом ОАО "Энергосбытовая компания "Восток" - "Энергосбыт" информации, а также в соответствии со справкой ГС(К)ОУ "Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида" о коммунальных выплатах в 2014 году Фафина Л.И. произвела оплату электроэнергии на общую сумму " ... " копейку, ей была выплачена компенсация за потребленную электроэнергию в размере " ... " копеек. Сумма некомпенсированных расходов на оплату освещения жилого помещения за 2014 год составила " ... " копейку.
Заявляя о взыскании в пользу истца денежных средств, потраченных на оплату электроэнергии за 2014 год, прокурор полагал неправомерными действия ответчиков, ограничивающих права истца на меры социальной поддержки путем компенсации их расходов на оплату освещения жилого помещения, исходя из нормативов потребления электроэнергии непосредственно на освещение занимаемого жилого помещения.
Право работников образовательных учреждений на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения жилого помещения регламентируется положениями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившего в силу с 01.09.2013.
До принятия данного Федерального закона на территории Российской Федерации действовал Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".
Абзацем 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ) было установлено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Частью 1 ст. 47 действующего с 01.09.2013 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" также предусмотрено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-I "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из совокупности приведенных норм права следует, что право органов государственной власти субъектов Российской Федерации на принятие нормативных правовых актов, устанавливающих размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, ограничено в плане снижения уровня социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренного федеральным законодательством.
На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 07.09.2005 N 75 (в редакции от 26.12.2012 N 82, редакция от 28.04.2014) "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области", в ст. 2 которого определены категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, в числе которых поименованы педагогические работники образовательных учреждений.
Пунктом 1 ст. 4 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области", педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных учреждений, меры социальной поддержки предоставляются в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения.
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 N 379 (в редакции от 07.12.2009), утвержден Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа на территории Курганской области определяющий правила компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области.
В силу с п. 6, 9 данного Порядка педагогические работники образовательных учреждений ежемесячно по месту работы представляют документы, содержащие сведения о суммах платежей за жилье и коммунальные услуги за предшествующий месяц: документы о полной оплате жилого помещения и коммунальных услуг, начисленных за предшествующий месяц; справку органов местного самоуправления о приобретении топлива за счет собственных средств с учетом услуг по его доставке (для лиц, проживающих в жилых помещениях, не имеющих централизованного отопления). Начисление и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, указанным в п. 2 раздела 1 настоящего Порядка, осуществляется по месту работы в размерах, определенных Законом Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области".
Пунктом 2 ст. 3 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области", предусмотрена компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения педагогических работников образовательных учреждений в полном объеме.
Поскольку государством гарантирована педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа), компенсация расходов на освещение и отопление занимаемых ими жилых помещений в полном объеме, без каких-либо ограничений, исковые требования прокурора являются правомерными.
Положениями статей 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Обращаясь в суд с настоящим иском в интересах Фафиной Л.И., прокурор просил взыскать в ее пользу денежные средства, израсходованные ею на приобретение услуг по электроснабжению и не компенсированные в полном объеме. Материалами дела подтверждается, что истец является педагогическим работником, проживающим в сельской местности, и имеет право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на освещение жилого помещения.
Решением Лебяжьевского районного суда от 17.01.2012 за Фафиной Л.И. признано право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения, расположенного в сельской местности, в полном объеме без учета норм потребления.
Учитывая, что предоставляемая истцу в период 2014 года мера социальной поддержки по оплате освещения жилья была ограничена размером расчетной величины, и не обеспечивает полного возмещения расходов по оплате данной коммунальной услуги, на которое педагогические работники имеют право в соответствии с действующим законодательством, суд правомерно удовлетворил заявленные исковые требования и взыскал в пользу истца Фафиной Л.И. суммы, оплаченных ею, но некомпенсированных расходов на электроснабжение жилого помещения за период 2014 года.
Довод апелляционной жалобы о том, что при реализации названной льготы следует разграничивать понятия "освещение" и "электроснабжение" и при определении размера денежной выплаты необходимо учитывать только электроэнергию, расходуемую на освещение помещения по установленному нормативу потребления, несостоятелен, поскольку основан на ошибочном толковании норм федерального законодательства, в соответствии с которыми истец имеет право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения в полном объеме, без учета норм потребления.
Также необоснованны доводы апелляционной жалобы в части, касающейся возложения судом обязанности по компенсации истцу расходов по оплате электроэнергии в полном объеме на Финансовое управление Курганской области.
В силу ст. 7.2 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области", финансирование расходов, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет средств областного бюджета. Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, устанавливается Правительством Курганской области.
Пунктами 12, 13 Порядка предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области определено, что финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для предоставления мер социальной поддержки лиц, указанных в п. 2 раздела I данного Порядка, ежегодно предусматриваются в законе Курганской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций. Возмещение расходов, произведенных учреждениями, подведомственными главным распорядителям средств областного бюджета, связанных с предоставлением мер социальной поддержки лиц, указанных в п. 2 раздела I Порядка, осуществляется соответствующим главным распорядителем средств областного бюджета за счет средств, предусмотренных на указанные цели в смете расходов данных учреждений на очередной финансовый год.
ГС (К) ОУ "Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида" является государственным казенным образовательным учреждением, учредителем которого является Правительство Курганской области. Соответственно, меры социальной поддержки, на которые имеют право истец, являются расходными обязательствами Курганской области.
В силу п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Согласно ст. 21 БК РФ перечень распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
В ведомственной структуре расходов областного бюджета, утверждаемой ежегодно Законом Курганской области об областном бюджете на соответствующий год, предусматриваются расходы Финансового управления Курганской области на мероприятия в области социального обеспечения населения по предоставлению мер социальной поддержки лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа).
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции обоснованно взыскал с Финансового управления Курганской области убытки, причиненные истцу, как педагогическому работнику, в связи с непредоставлением указанных мер социальной поддержки в полном объеме.
Иные доводы жалобы не опровергают выводов суда, не содержат сведений об имеющих значение для дела обстоятельствах, направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств и установленных по делу обстоятельств, являющихся предметом рассмотрения судом первой инстанции, не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела, влекущих отмену принятого судебного акта, не установлено.
В силу изложенного решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 25 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Финансового управления Курганской области - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.