Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Богдановой О.Н.,
судей Безносовой Е.И., Аврамовой Н.В.,
при секретаре Крюковой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 20 августа 2015 года гражданское дело по иску прокурора Юргамышского района в интересах Сумароковой Е.Н. к Администрации Юргамышского района Курганской области о признании права на ежемесячную доплату к государственной пенсии как лицу, замещавшему должности муниципальной службы Юргамышского района, взыскании задолженности по выплате ежемесячной доплаты к государственной пенсии,
по апелляционной жалобе Администрации Юргамышского района Курганской области на решение Юргамышского районного суда Курганской области от 22 июня 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Юргамышского района в интересах Сумароковой Е.Н. к Администрации Юргамышского района Курганской области - удовлетворить.
Признать за Сумароковой Е.Н. право на выплату ежемесячной доплаты к государственной пенсии как лицу, замещавшему должности муниципальной службы Юргамышского района.
Взыскать с Администрации Юргамышского района Курганской области в пользу Сумароковой Е.Н. задолженность по ежемесячной доплате к государственной пенсии, как лицу, замещавшему муниципальную должность муниципальной службы Юргамышского района за период с " ... " по " ... " - в сумме " ... " рублей 00 копеек.".
Заслушав доклад судьи областного суда Богдановой О.Н. об обстоятельствах дела, мнение прокурора прокуратуры Курганской области Федоровской Н.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Юргамышского района в интересах Сумароковой Е.Н. обратился в суд с иском к Администрации Юргамышского района признании права на ежемесячную доплату к государственной пенсии как лицу, замещавшему должности муниципальной службы, и о взыскании задолженности по доплате к пенсии.
В обоснование иска указал, что решением комиссии по исчислению стажа муниципальным служащим Юргамышского района, установлению, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности Юргамышского района, Сумароковой Е.Н. была установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии в размере 75% к среднемесячному денежному содержанию с " ... " в сумме " ... " руб. 85 коп., с " ... " в сумме " ... " руб. По состоянию на " ... " задолженность Администрации Юргамышского района перед Сумароковой Е.Н. составляет " ... " руб. В нарушение положений Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", Закона Курганской области "О регулировании отдельных положений муниципальной службы в Курганской области", решения Юргамышской районной Думы ответчик свои обязанности по ежемесячной доплате к государственной пенсии не исполняет.
Просил признать за Сумароковой Е.Н. право на выплату ежемесячной доплаты к государственной пенсии как лицу, замещавшему выборные муниципальные должности и занимавшему должности муниципальной службы Юргамышского района и взыскать с Администрации Юргамышского района в пользу Сумароковой Е.Н. задолженность по выплате ежемесячной доплаты к государственной пенсии в размере " ... " руб.
В судебном заседании заместитель прокурора Юргамышского района Струнгарь А.Н. исковые требования поддержал.
Истец Сумарокова Е.Н. на требованиях настаивала.
Представитель ответчика Администрации Юргамышского района, третьего лица МУ "Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области" Бахматова И.С. исковые требования не признала, указала, что у истца отсутствует право на доплату к государственной пенсии, поскольку доплата является дополнительной надбавкой к пенсии за счет средств местного бюджета, средства в бюджете на данную статью расходов отсутствуют.
Представитель третьего лица Юргамышской районной Думы в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация Юргамышского района просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что постановленное судом решение является неисполнимым, поскольку в решении районной Думы о бюджете Юргамышского района достаточных средств на исполнение распоряжения о доплатах муниципальным служащим Юргамышского района не предусмотрено. Полагает, что судом допущено неправильное толкование норм закона о бюджете.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор прокуратуры Курганской области Федоровская Н.М. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещались надлежащим образом о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с позицией Конституционного Суда, изложенной в Определении от 25 февраля 2010 года N 169-О-О, Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (ст. 7, ч. 1) социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, ч. 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции федерального законодателя (ст. 39, ч. 2).
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих, так же, как и государственных служащих субъектов Российской Федерации, распространяется действие пенсионного законодательства.
В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет (пп. 5 п. 1 ст. 23). Такое пенсионное обеспечение, в силу ст. 72 (п. "ж" ч. 1) Конституции Российской Федерации и согласно п. 1 ст. 24 названного Федерального закона, предусматривающего распространение на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов.
В силу п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения муниципальных служащих муниципальных образований субъектов Российской Федерации, возложены федеральным законодателем на органы местного самоуправления, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, порядок пенсионного обеспечения этой категории граждан, - сохраняют полномочие самостоятельно вводить и изменять с учетом своих финансовых возможностей порядок и условия предоставления за счет собственных бюджетных средств, дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к установленным этим лицам пенсиям, предусматривая различные виды социальных гарантий муниципальным служащим (ежемесячная доплата к трудовой пенсии, пенсия за выслугу лет и другие).
Согласно решению Юргамышской районной Думы от 20 сентября 2007 года N217 (с учетом изменений, внесенных решением Думы от 27 марта 2013 года N 227) к старшим должностям муниципального образования Юргамышского района отнесены ведущие специалисты аппарата, структурного подразделения, структурного подразделения внутри структурного подразделения.
Решением Юргамышской районной Думы от 27 декабря 2007 года N 259 "О доплате к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности Юргамышского района и муниципальные должности муниципальной службы Юргамышского района" предусмотрена доплата к пенсии исходя из среднемесячного должностного оклада.
Лицам, замещавшим высшие муниципальные должности не менее 8 лет и получавшим денежное вознаграждение за счет средств местного бюджета, для исчисления размера ежемесячной доплаты к пенсии определяется (по выбору этих лиц) за последние 12 полных месяцев по муниципальной должности, замещавшего на день достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсии по старости, либо по последней муниципальной должности. Доплата, к пенсии исходя из среднемесячного должностного оклада. При этом лица, уволенные по инициативе работника, в связи с выходом на пенсию имеют право на ежемесячную доплату к пенсии, если они замещали должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно при увольнении (п. 1-3 указанного решения).
Решением Юргамышской районной Думы от 27 декабря 2007 года N 260 утвержден Порядок оформления и назначения доплаты к пенсии
Согласно решению от 16 ноября 2012 года N 195 принято новое Положение "О порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и занимавшим должности муниципальной службы Юргамышского района" (далее - Положение N 195); решения Юргамышской районной Думы N 259 и N 260 признаны утратившими силу с 1 января 2013 года.
Указанное выше Положение N 195 предусматривает сохранение право выбора, для исчисления размера ежемесячной доплаты к пенсии за последние 12 полных месяцев по муниципальной должности, замещавшего на день достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, либо по последней муниципальной должности по должности при увольнении или по муниципальной должности.
Согласно решению Юргамышской районной Думы от 18 июня 2013 года N 247, внесшему изменения в решение Думы N 195 от 16 ноября 2012 года, исключены право выбора на доплату к государственной пенсии и должностные оклады заменены на денежное содержание, процентные надбавки.
С 1 января 2013 года ежемесячная доплата к пенсии при наличии стажа муниципальной службы, дающего право на ежемесячную доплату к пенсии, устанавливается в таком размере, чтобы сумма государственной пенсии составляла 55% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего, но не менее 500 руб. При замещении должности свыше 15 лет размер ежемесячной доплаты увеличивается на 3% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего за каждый полный год стажа муниципальной службы, при этом доплата к ней не может превышать 75% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего.
Как следует из записей в трудовой книжке истца, Сумарокова Е.Н. со " ... " занимала должность " ... " по учету и подготовке кадров Управления сельского хозяйства Администрации Юргамышского района; " ... " переведена на должность " ... " отдела по защите прав потребителей Администрации Юргамышского района; " ... " переведена " ... " комитета по экономике (с " ... " - должность переименована в должность " ... " отдела по экономике, управлению муниципальным имуществом).
Распоряжением Администрации Юргамышского района от " ... " N р-л Сумарокова Е.Н. уволена с занимаемой должности по истечению срока трудового договора.
Согласно распоряжению Главы Юргамышского района от " ... " N р-л Сумароковой Е.Н. установлены муниципальный стаж 20 лет 10 месяцев 7 дней и ежемесячная доплата к государственной пенсии в размере 70% к среднемесячному денежному содержанию с " ... " по " ... " и с " ... " в размере " ... " руб.
Протоколом N заседания комиссии по исчислению стажа муниципальным служащим Юргамышского района от " ... " Сумароковой Е.Н. установлен муниципальный стаж 23 года 11 месяцев 7 дней и установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии в размере 75% к среднемесячному денежному содержанию с " ... " в размере " ... " руб. 85 коп.
Распоряжением главы Юргамышского района от " ... " N р-л Сумароковой Е.Н. установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии в сумме " ... " руб. с " ... ".
В справке о расчете задолженности Администрации Юргамышского района от " ... " N указана общая задолженность перед истцом за период с " ... " по " ... ", которая составила " ... " руб.
Решением Юргамышской районной Думы от 17 декабря 2014 года N 336 Положение к решению Юргамышской районной Думы от 16 ноября 2012 года N 195 изложено в новой редакции, данное решение распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 октября 2014 года (далее - Положение N 336).
Указанным Положением N 336 с 1 октября 2014 года предусмотрена ежемесячная доплата к пенсии при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет, которая устанавливается в следующем размере: лицам, замещавшим ведущие должности муниципальной службы - " ... " руб.
Расчет суммы ежемесячной доплаты к государственной пенсии с учетом Положения N 336 за период с " ... " по " ... " составил: " ... " руб. ( " ... " руб. х 15 мес.).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что расчет ежемесячной доплаты к государственной пенсии Сумароковой Е.Н. произведен ответчиком в соответствии с приведенными выше правовыми нормами, задолженность за период с " ... " по " ... " составила " ... " руб., которая сторонами не оспаривается.
Представитель ответчика при разрешении спора и в обоснование доводов апелляционной жалобы указывал на недостаточность финансирования возложенных на ответчика обязательств по выплате ежемесячной доплаты к государственной пенсии истца.
Суд правомерно пришел к выводу, что введенные доплаты не относятся к пенсионному обеспечению, право на которое гарантировано ст. 9, 15, 19 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", а являются дополнительной социальной гарантией. Орган местного самоуправления вправе самостоятельно определять круг лиц, устанавливать порядок и условия предоставления введенной им за счет собственных средств дополнительной социальной гарантии, а также решать вопросы их перераспределения.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым исключить из мотивировочной части решения вывод суда о том, что отсутствие достаточного финансирования не является основанием к отказу в иске.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Поскольку финансирование ежемесячных доплат к государственной пенсии муниципальным служащим осуществляется за счет собственных доходов соответствующего муниципального образования, то оно с учетом бюджетных возможностей вправе вводить, изменять порядок и условия выплаты такой доплаты, в том числе приостанавливать её выплату.
В данном случае материалы дела не содержат сведений о том, что указанная выплата соответствующим решением (распоряжением) ответчика была приостановлена ввиду отсутствия (недостаточности) бюджетных средств в спорный период, поэтому оснований для отказа в выплате заявленной суммы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и ошибочному толкованию норм материального права, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Юргамышского районного суда Курганской области от 22 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Юргамышского района Курганской области - без удовлетворения.
Исключить из мотивировочной части решения вывод суда о том, что "отсутствие достаточного финансирования по ежемесячной доплате к государственной пенсии истца не является основанием к отказу в иске".
Судья-председательствующий Богданова О.Н.
Судьи: Аврамова Н.В.
Безносова Е.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.