Судья Пензенского областного суда Попов П.Г.,
при секретаре Никулиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12.08.2014 года жалобу Гарькина А.В. на постановление судьи Наровчатского районного суда Пензенской области от 23.06.2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Наровчатского районного суда Пензенской области от 23 июня 2015 года Гарькин А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок один год семь месяцев.
В жалобе Гарькин А.В. просит постановление судьи отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование жалобы указывает, что автомашиной он не управлял, и оснований для его освидетельствования не было; доказательства по делу были получены с нарушением закона.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом.
В силу п. 1 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации по делу об административных правонарушениях выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.
В соответствии с п.п. 1,2 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации по делу об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Согласно п. 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации по делу об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Как было установлено судьей районного суда в ходе судебного заседания, что 02 мая 2015 года в "данные изъяты" минут на 6 км автодороги "данные изъяты" Гарькин А.В. в нарушении п. 2.7 правил дорожного движения Российской Федерации, управлял автомашиной марки "данные изъяты" государственный регистрационный знак "данные изъяты" в состоянии алкогольного опьянения.
В обосновании виновности Гарькина А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья привел следующие доказательства - показания свидетелей "данные изъяты" акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения от 02 мая 2015 года "данные изъяты", протокол об административном правонарушении "данные изъяты" от 02 мая 2015 года; протокол "данные изъяты" об отстранении от управления транспортным средством от 02 мая 2015 года; протокол "данные изъяты" о задержании транспортного средства от 02 мая 2015 года.
В силу части 6 статья 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования и оформления его результатов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года от 26 июня 2008 года "данные изъяты" освидетельствование на состояние алкогольного опьянения проводится должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, войск гражданской обороны, инженерно- технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти - также должностными лицами военной автомобильной инспекции в присутствии 2 понятых.
В силу статьи 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух (п.1).
В случаях, предусмотренных главой 27 и статьей 28.1.1 настоящего Кодекса, обязательно присутствие понятых или применение видеозаписи. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты (п. 2).
Об участии понятых в производстве по делу об административном правонарушении делается запись в протоколе (п.3)
В случае применения видеозаписи для фиксации совершения процессуальных действий, за исключением личного досмотра, эти процессуальные действия совершаются в отсутствие понятых, о чем делается запись в соответствующем протоколе либо акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Материалы, полученные при совершении процессуальных действий с применением видеозаписи, прилагаются к соответствующему протоколу либо акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (п. 6).
Согласно статье 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, а также лица, совершившие административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7 настоящего Кодекса, подлежат отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения (п.1).
Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (п. 1.1).
Отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, - также должностными лицами военной автомобильной инспекции в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи (п. 2).
По смыслу закона при освидетельствовании на состоянии алкогольного опьянения должностное лицо, которому предоставлено данное право, указанное выше процессуальное действие должен проводить с участием двух понятых или производить видеозапись для его фиксации и данные материалы должны быть приложены к соответствующему протоколу.
Согласно акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения от 02 мая 2015 года освидетельствование Гарькина А.В. на состояние алкогольного опьянения фиксировалось на видеозапись.
Кроме этого на видеозапись фиксировалось отстранение Гарькина А.В. от управления транспортным средством 02 мая 2015 года.
В ходе рассмотрения в районном суде дела об административном правонарушении в отношении Гарькина А.В. данные видеозаписи не были представлены в суд, а должностные лица сослались на то обстоятельство, что видеозапись с компьютера удалилась из-за имеющегося вируса.
Учитывая, что доказательств о фиксации процессуальных действий, а именно: отстранения Гарькина А.В. от управления транспортным средством 02 мая 2015 года, проведение освидетельствования Гарькина А.В. на состояние опьянения 02 мая 2015 года, представлено не было, то протокол об отстранении от управления транспортным средством от 02 мая 2015 года, акт освидетельствования на состояние опьянения от 02 мая 2015 года, нельзя признать допустимыми доказательствами, поскольку получены с нарушением закона.
Других доказательств об управлении Гарькиным А.В. автомашиной в состоянии алкогольного опьянения, на основании которых можно сделать достоверно вывод о его виновности в совершении правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в деле не имеется.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах обжалуемое судебное постановление, вынесенные в отношении Гарькина А.В., подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Наровчатского районного суда Пензенской области от 23.06.2015 года в отношении Гарькина А.В., по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить, производство по делу прекратить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
Жалобу Гарькина А.В. - удовлетворить.
Судья областного суда - П.Г. Попов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.