судебная коллегия по гражданским делам
Пензенского областного суда
в составе:
председательствующего Прошиной Л.П.
и судей Бурдюговского О.В., Терехиной Л.В.
при секретаре Рязанцевой Е.А.
заслушали в открытом судебном заседании по докладу судьи Прошиной Л.П. дело по апелляционной жалобе Беловой Н.В. на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 17 марта 2015г., которым постановлено:
Иск Беловой Н.В. к Министерству труда, социальной защиты и демографии Пензенской области о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения инвалида вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и понуждении к выдаче удостоверения оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Прошиной Л.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Белова Н.В. обратилась в суд с иском к Министерству труда, социальной защиты и демографии Пензенской области о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения инвалида вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и понуждении к выдаче удостоверения, указав, что она является вдовой ФИО1 "данные изъяты" года рождения, инвалида 1 группы. В 1988 году ее супруг принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. С сентября 2008 года он являлся инвалидом 1 группы бессрочно. ДД.ММ.ГГГГ её муж ФИО1 умер. Решением экспертного Совета ФГБУ "данные изъяты" от 16.04.2014 года N установлено, что заболевание ФИО1, приведшего к инвалидности, и причина его смерти связана с воздействием радиационной факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на чернобыльской АЭС. После смерти мужа она обратилась с заявлением о выдаче ей удостоверения как вдове инвалида, получившего или перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, приложив к заявлению необходимые документы. Однако в выдаче удостоверения ей было отказано по причине того, что ФИО1 право на меры социальной поддержки, установленные законодательством Российской Федерации для инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС при жизни не реализовал и не получил удостоверение инвалида. Полагая, что она имеет право на получение указанного удостоверения, ФИО1 просила суд признать незаконным отказ Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области от 06.10.2014 года и обязать Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области выдать ей удостоверение вдовы инвалида вследствие чернобыльской катастрофы ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание Белова Н.В. не явилась.
Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований.
Ленинский районный суд г. Пензы постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Белова Н.В., ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Полагает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и законодательству.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области, считая решение суда законным и обоснованным, просило отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. В связи с чем, руководствуясь ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения не имеется, так как оно постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 N 1244-1, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части 1 настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан.
В соответствии с подпунктом "г" п.2 Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы
Удостоверение выдается:
членам семьи, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в части четвертой статьи 14 Закона.
В судебном заседании установлено, что Белова Н.В. является женой ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 являлся участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 году, о чем свидетельствует удостоверение серии N, выданное ему ДД.ММ.ГГГГ.
На основании справки бюро медико- социальной экспертизы серии МСЭ-2007 N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 являлся инвалидом 1 группы общего заболевания.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер.
Решением "данные изъяты" экспертного совета ФГБУ "данные изъяты" от 16.04.2014 признано, что заболевание ФИО1, приведшее к инвалидности, и причина его смерти связаны с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии Чернобыльской АЭС (л.д.14).
08.09.2014 Беловой Н.В. выдано удостоверение "участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 году" на имя ФИО1 с отметкой "посмертно".
Письмом Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области от 06.10.2014 Беловой Н.В. отказано в выдаче удостоверения инвалида на имя ФИО1 с отметкой "посмертно", поскольку при жизни удостоверение инвалида ФИО1 не получил (получить не мог), право на меры социальной поддержки, установленные законодательством РФ для инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не реализовал.
Обращаясь в суд с данным иском, Белова Н.В. полагала, что имеет право на получение указанного удостоверения, как вдова инвалида вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении искового заявления Беловой Н.В., суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 при жизни не реализовал право на меры социальной поддержки, установленные законодательством РФ для инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, данными льготами не пользовался, инвалидность вследствие аварии на Чернобыльской АЭС не получил, следовательно, оспариваемый отказ Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области в выдаче удостоверения инвалида вследствие аварии на Чернобыльской АЭС является законным.
Этот вывод суда мотивирован, подтвержден имеющимися в деле доказательствами, приведенными в решении, и оснований для признания данного вывода неправильным не установлено.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.11.2012 N1993-О, если умерший кормилец имел статус инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, то, по смыслу части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", основанием для предоставления мер социальной поддержки его семье является смерть кормильца, который был признан инвалидом вследствие заболевания, связанного с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2008 года N 1085-О-П), независимо от причины смерти данного лица. При этом названная норма обусловливает предоставление мер социальной поддержки членам семей инвалидов-чернобыльцев наличием у умершего кормильца права на такие меры социальной поддержки.
Принимая во внимание, что ФИО1 права на меры социальной поддержки, установленные законодательством Российской Федерации для инвалидов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС не имел, удостоверение инвалида вследствие аварии на Чернобыльской АЭС при жизни не получал, суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Выводы суда основаны на всесторонне и полно исследованных материалах дела, оценка доказательств произведена в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, материальный закон применен и истолкован судом правильно, нормы процессуального права соблюдены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Пензы от 17 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Беловой Н.В.- без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.