Судья Пензенского областного суда Крючкова Н.П., при секретаре Киселевой Е.В., рассмотрев в судебном заседании в здании Пензенского областного суда жалобу государственного инспектора труда (по охране труда) в Пензенской области "данные изъяты" на решение судьи Ленинского районного суда г. Пензы от 07 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении директора Общества с Ограниченной Ответственностью Предприятие "Мастер ТЭН" Сергеевой Н.А.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Пензенской области "данные изъяты" от 25 февраля 2015 года директор ООО Предприятие "Мастер ТЭН" Сергеева Н.А. привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и как должностное лицо, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, защитник Сергеевой Н.А. Маслова Е.Н., 18.06.2015 г. обратилась в Ленинский районный суд с жалобой, в которой просила отменить обжалуемое постановление, прекратить производство по делу за отсутствием события административного правонарушения.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Пензы от 07 июля 2015 г. жалоба защитника Масловой Е.Н. удовлетворена частично. Постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Пензенской области "данные изъяты" от 25 февраля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении директора ООО Предприятие "Мастер ТЭН" Сергеевой Н. А. отменено. На основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении директора ООО Предприятие "Мастер ТЭН" Сергеевой Н. А. возвращено на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Пензенской области.
Не согласившись с данным решением, государственный инспектор труда (по охране труда) в Пензенской области "данные изъяты". 22.07.2015 г., обратилась в Пензенский областной суд с жалобой, датированной 21.07.2015 г., в которой просила постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Пензенской области "данные изъяты" от 25.02.2015 г. оставить без изменения; решение судьи Ленинского районного суда г. Пензы от 07 июля 2015 г. отменить.
В жалобе её податель указывает, что ГИТ в Пензенской области считает, что в действиях директора ООО Предприятие "Мастер ТЭН" Сергеевой Н.А. имеется отдельный состав административного правонарушения, выразившийся в допуске каждого работника предприятия (5 работников) к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательного периодического медицинского осмотра.
Считает, что каждый из выявленных в результате проведенной проверки фактов нарушения законодательства о труде, образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Государственной инспекции труда в Пензенской области государственный инспектор труда (по охране труда) в Пензенской области по доверенности Гришина А.В. доводы жалобы поддержала, просила жалобу удовлетворить, решение судьи Ленинского районного суда г.Пензы от 07.07.2015 г. отменить; постановление Государственной инспекции труда в Пензенской области N "данные изъяты" от 25.02.2015 г. оставить без изменения.
Директор ООО Предприятие "Мастер ТЭН" в судебное заседание не явилась. О дне, месте и времени извещена надлежащим образом.
Защитник директора ООО Предприятие "Мастер ТЭН" Маслова Е.Н. доводы жалобы не признала, просила в удовлетворении жалобы отказать, решение судьи Ленинского районного суда Пензенской области от 07.07.2015 г. оставить без изменения.
На основании пунктов 2,4 части 1 статьи 30.6 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившего лица.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, считаю решение судьи законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так же выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу ч.5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
В соответствии со ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; создание и функционирование системы управления охраной труда; применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда; в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий; принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи; расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи; беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки; обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; ознакомление работников с требованиями охраны труда; разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов; наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.
Как видно из материалов дела, признавая директора ООО Предприятие "Мастер ТЭН" Сергееву Н.А. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Пензенской области "данные изъяты"., исходила из того, что 25 февраля 2015 года в ходе проведения плановой проверки в отношении ООО Предприятие "Мастер ТЭН" было выявлено, что в нарушение ст. 212 ТК РФ, п. 3.2.2.4 Приложения N1 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ N302н от 12.04.2011 г. менеджер "данные изъяты". не прошел периодический медицинский осмотр.
Материалами дела установлено, что основании распоряжения N "данные изъяты" от 09.02.2015 г. заместителя руководителя Государственной инспекции труда (по охране труда) в Пензенской области "данные изъяты" государственным инспектором труда (по охране труда) "данные изъяты". была проведена плановая выездная проверка в отношении ООО Предприятие "Мастер ТЭН" по адресу: г "данные изъяты"
Из акта плановой выездной проверки от 25 февраля 2015 года следует, что в ходе проверки были выявлены допущенные директором ООО Предприятие "Мастер ТЭН" Сергеевой Н.А. нарушения законодательства об охране труда, а именно: в нарушение ст. 212 ТК РФ, п. 3.2.2.4 Приложения N1 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ N302н от 12.04.2011 г. менеджер "данные изъяты". не прошел периодический медицинский осмотр.
В ходе той же проверки были выявлены и другие нарушения законодательства об охране труда, а именно:
- в нарушение ст. 212 ТК РФ, п. 3.2.2.4 Приложения N1 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ N302н от 12.04.2011 г. менеджер "данные изъяты" не прошла периодический медицинский осмотр;
- в нарушение ст. 212 ТК РФ, п. 3.2.2.4 Приложения N1 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ N302н от 12.04.2011 г. менеджер "данные изъяты". не прошел периодический медицинский осмотр;
- в нарушение ст. 212 ТК РФ, п. 3.2.2.4 Приложения N1 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ N302н от 12.04.2011 г. завскладом "данные изъяты". не прошла периодический медицинский осмотр;
- в нарушение ст. 212 ТК РФ, п. 3.2.2.4 Приложения N1 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ N302н от 12.04.2011 г. главный бухгалтер "данные изъяты". не прошла периодический медицинский осмотр.
По каждому вышеуказанному нарушению, выявленному в ходе одной проверки, государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Пензенской области "данные изъяты" в отношении директора ООО Предприятие "Мастер ТЭН" Сергеевой Н.А. был составлен отдельный протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, вынесено отдельное постановление (всего 5) о привлечении Сергеевой Н.А. к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
По каждомуиз 5 постановлений (N "данные изъяты")постановлений директору ООО Предприятие "Мастер-ТЭН" назначено административное наказание в виде штрафа по 15 000 рублей.
Таким образом, в нарушение требований п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, директор ООО Предприятие "Мастер-ТЭН" Сергеева Н.А. пять раз привлечена административным органом к административной ответственности по одному и тому же факту, выразившемуся в непрохождении работниками предприятия периодического медицинского осмотра.
Исходя из того, что нарушения вышеуказанного трудового законодательства были допущены директором ООО Предприятие "Мастер ТЭН" Сергеевой Н.А. по каждому из вышеуказанных событий, ГИТ квалифицировало эти действия в качестве самостоятельных административных правонарушений, предусмотренных ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в связи с чем и вынесло также и оспариваемое постановление.
Однако, соглашаясь с выводами судьи районного судьи, считаю, что суждение ГИТа о совершении директором ООО самостоятельных административных правонарушений не может быть признано законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: событие административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; причины и условия совершения административного правонарушения.
Событие административного правонарушения характеризует его внешнее проявление и состоит из деяния (действия или бездействия), предусмотренного Особенной частью КоАП РФ, либо законами субъектов РФ, посягающего на охраняемые действующим административным законодательством общественные отношения, наступивших в его результате негативных (вредных) последствий и причинно-следственной связи между ними, а признаками, характеризующими событие правонарушения, являются место, время, способ и другие обстоятельства его совершения.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что все вышеуказанные нарушения трудового законодательства, связанные общими фактами, одним основанием и одной целью, образуют единое событие правонарушения, по которому подлежит возбуждению одно дело об административном правонарушении.
Таким образом, учитывая, что 25.02.2015 г. вынесено пять постановлений государственным инспектором труда (по охране труда) в Пензенской области "данные изъяты" в связи с чем директор ООО Предприятие "Мастер ТЭН" Сергеева Н.А. привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ за нарушение вышеуказанного трудового законодательства, многократно, то привлечение её к ответственности за те же действия не может быть признано законным.
Соглашаюсь с выводами судьи районного суда о том, что имеет место существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.
Доводы жалобы не принимаю во внимание, поскольку они не основаны на законе.
При этом судья обоснованно посчитал, что, поскольку при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судья не вправе объединять в одно производство жалобы на несколько постановлений по делам об административных правонарушениях, постановление государственного инспектора труда (по охране труда) в Пензенской области "данные изъяты". от 25.02.2015 г. N "данные изъяты" подлежит отмене, дело об административном правонарушении возращению на новое рассмотрение в тот же административный орган.
С вышеуказанными выводами судьи соглашаюсь, считаю их правильными и обоснованными, решение подлежащим оставлению без изменения, а жалобу Государственного инспектора труда (по охране труда) в Пензенской области "данные изъяты". - без удовлетворения.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
РЕШИЛ:
Решение судьи Ленинского районного суда г. Пензы от 07 июля 2015 г ... оставить без изменения, жалобу государственного инспектора труда (по охране труда) в Пензенской области "данные изъяты" без удовлетворения.
Судья -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.