Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коржакова И.П.,
судей Коженовой Т.В., Шнытко С.М.,
при секретаре Москвичевой И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Масюгова В.Л. - Новикова И.Е. на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 17 июня 2015 года.
Заслушав доклад судьи Шнытко С.М., объяснения истца Масюгова В.Л. в поддержание доводов жалобы, возражения представителя ГУ МЧС России по Смоленской области Фомина А.В. относительно доводов жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Масюгов В.Л. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Смоленской области (далее - ГУ МЧС России по Смоленской области) о признании права на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, указав, что является инвалидом третьей группы, военная травма получена при исполнении служебных обязанностей, однако, ответчиком необоснованно отказано в выплате ему ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью ввиду непредставления сведений о стойкой утрате трудоспособности.
Представитель ГУ МЧС России по Смоленской области Фомин А.В. исковые требования не признал, указав, что для получения ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью истцу следует представить справку о стойкой утрате трудоспособности, что им не выполнено, в связи с чем, у него не возникло право на получение данных выплат.
Третье лицо ФКУ "Главное бюро МСЭ по Смоленской области" Министерства труда России, извещенное надлежащим образом о времени месте рассмотрения, своего представителя не направило.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 17.06.2015 г. в иске Масюгову В.Л. отказано.
В апелляционной жалобе Масюгов В.Л., в лице своего представителя Новикова И.Е., просит отменить обжалуемое решение, полагая, что оно вынесено с нарушением норм материального права, и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Приказом МЧС России от 23.04.2013 г. N 280 утверждены Правила осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей.
Правила разработаны в соответствии с федеральными законами от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и определяют порядок осуществления выплат сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, проходящим службу (работающим) в центральном аппарате Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориальных органах МЧС России, учреждениях и организациях МЧС России или членам их семей в целях возмещения вреда.
В соответствии с п. 2 Правил сотруднику выплачивается ежемесячная денежная компенсация в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в ФПС ГПС и повлекших стойкую утрату трудоспособности (далее - ежемесячная денежная компенсация сотруднику).
Выплата ежемесячной денежной компенсации производится финансовой службой органа, учреждения в течение всего срока, на который установлена стойкая утрата трудоспособности и назначена (выплачивается) пенсия по инвалидности (п. 21 Правил).
Подпунктом "а" пункта 29 Правил предусмотрено, что для решения вопроса о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации сотруднику на рассмотрение комиссии по социальным выплатам представляются письменное заявление гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, о выплате ежемесячной денежной компенсации на имя руководителя органа, учреждения, в котором гражданин Российской Федерации проходил службу, с приложением копии выписки из акта освидетельствования медико-социальной экспертизы, документов об установлении стойкой утраты трудоспособности в процентах, группы инвалидности и их причине.
Решением Верховного Суда РФ от 26.06.2014 г. N ГКПИ14-381 был признан частично недействующим подпункт "а" пункта 29 Правил осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей, утв. Приказом МЧС России от 23.04.2013 г. N 28", которым устанавливалась необходимость представления сотрудником МЧС России документов об установлении стойкой утраты трудоспособности в процентах, как основание для реализации права на получение возмещения вреда здоровью.
Постановлением Правительства РФ от 17.07.2014 г. N 672 утверждены Правила определения стойкой утраты трудоспособности сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации.
Настоящие Правила устанавливают порядок определения федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы стойкой утраты трудоспособности сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Масюгов В.Л. уволен из органов государственной противопожарной службы приказом МЧС России по Смоленской области от 28.11.2011 г. на основании п. "з" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по ограниченному состоянию здоровья), ему назначена пенсия по выслуге лет.
На основании свидетельства о болезни от 28.10.2011 г. N 1168 истец признан ограниченно годным к военной службе вследствие военной травмы, степень ограничения - 3, годен к службе в должности начальника отдела ГПН Ярцевского района управления ГПН Главного управления МЧС России по Смоленской области.
С 19.01.2012 г. Масюгову В.Л. установлена третья группа инвалидности по причине военная травма.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 16.04.2013 г. свидетельство о болезни от 28.10.2011 г. N 1168 признано недействительным в части указания степени ограничения к военной службе и признания Масюгова В.Л. годным к прохождению службы в должности начальника отдела ГПН Ярцевского района управления ГПН Главного управления МСЧ России по Смоленской области; на ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Смоленской области" возложена обязанность изменить формулировку заключения, признав Масюгова В.Л. ограниченно годным к военной службе, по категории "В", степень ограничения 4, негодным к службе в должности начальника отдела ГПН Ярцевского района управления ГПН Главного управления МСЧ России по Смоленской области на основании последствий закрытой черепно-мозговой травмы - по причине военная травма.
Согласно акту N 1398 медико-социальной экспертизы от 08.12.2014 г. Масюгову В.Л. установлена степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 40 % по последствиям зчмт.
На обращения Масюгова В.Л. о назначении ему денежной компенсации в возмещение вреда Главным управлением МЧС по Смоленской области 05.12.2013 г., 10.04.2014 г., 29.12.2014 г. разъяснено, что ему необходимо представить документы, установленные Правилами, утвержденными приказом МЧС России от 23.04.2013 г. N 280 и Правительством РФ от 17.07.2014 г. N 672.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований Масюгову В.Л., поскольку выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы законодатель поставил в зависимость от исключения возможности дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах и повлекших стойкую утрату трудоспособности, и решение о выплате вреда здоровью может быть принято органом МЧС в соответствии с заключением об установлении стойкой утраты трудоспособности.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно расширил временные рамки действия требований Федерального закона от 28.06.2014 г. N 197-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 17.07.2014 г. N 672 на ранее возникшие правоотношения, являются ошибочными.
Гарантированное каждому статьей 39 Конституции РФ право на социальное обеспечение, неотъемлемым элементом которого является право на возмещение вреда причиненного здоровью при исполнении служебных обязанностей, осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законом.
В соответствии с ч. 5 ст. 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в редакции, действовавшей до 28.06.2014 г., в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.
В редакции Федерального закона от 28.06.2014 г. N 197-ФЗ указанная выше норма устанавливает, что в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц. Порядок определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника определяется Правительством Российской Федерации.
Внесение изменений в порядок обеспечения сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы было обусловлено принятием Федерального закона от 28.06.2014 г. N 197-ФЗ, возложившего на Правительство РФ обязанность по утверждению Порядка определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника.
Вводя указанные изменения, законодатель руководствовался основополагающим принципом законотворческой деятельности в социальной сфере, согласно которого новое правовое регулирование не должно влечь снижение уровня социальных гарантий.
Постановление Правительства РФ от 17.07.2014 г. N 672 устраняет препятствия по осуществлению права сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и др. на возмещение вреда в виде утраченного заработка (дохода) и реализации вытекающих из положений ч. 5 ст. 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" прав на гарантируемые государством экономические меры, обеспечивающие сотрудникам условия для преодоления ограничений жизнедеятельности в виде определения стойкой утраты трудоспособности учреждениями медико-социальной экспертизы.
На основании изложенного истец, как лицо, претендующее на определение степени стойкой утраты трудоспособности для реализации права на получение ежемесячных платежей в возмещение вреда здоровью на будущее время, обязан соблюдать порядок обращения, действующий на момент принятия решения об их назначении.
В связи с тем, что доказательств соблюдения порядка обращения за назначением ежемесячной денежной компенсации, определенного Правилами осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, и Правилами определения стойкой утраты трудоспособности сотрудников учреждений и органов Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, истцом не представлено, у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, истец не лишен права реализовать свое право на определение степени стойкой утраты трудоспособности, для последующего обращения за назначением платежей в возмещение вреда здоровью.
Доводы жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела необоснованны и опровергаются собранными по делу доказательствами, которым суд дал правильную оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 17 июня 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Масюгова В.Л. - Новикова И.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.