Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Переверзевой В.А.,
судей Калоевой З.А., Шишовой В.Ю.,
при секретаре судебного заседания Мараховского С.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края по доверенности Резеповой Е.А. на решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 24 апреля 2015 г. по гражданскому делу по исковому заявлению Журавлевой О.Г. к Журавлевой Г.Г., администрации г. Невинномысска, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании незаконными отказа в постановке на жилищный учет, возложении обязанности по внесению изменения в единый список граждан на получение жилищного сертификата, включении в список и сводный список на получение жилищного сертификата.
Заслушав доклад судьи Калоевой З.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Журавлева О.Г. обратилась в суд с иском к Журавлевой Г.Г., администрации г. Невинномысска, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании незаконными отказа в постановке на жилищный учет, возложении обязанности по внесению изменения в единый список граждан на получение жилищного сертификата, включении в список и сводный список на получение жилищного сертификата. В обоснование заявленных требований указала следующее. Она проживала в г. Невинномысске со своей матерью Журавлевой Г.Г. до своего совершеннолетия. В списке граждан - участников подпрограммы на получение сертификата по муниципальному округу г. Невинномысска, её семья поставлена на жилищный учет с составом семьи из двух человек с 31.01.2013. Их семья включена в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилье" по категории вынужденные переселенцы. В настоящий момент она и её мать проживают раздельно. В списке граждан участников подпрограммы на получение сертификата по состоянию на 01.12.2014 её мать стоит под номером 14. До настоящего времени сертификат им не выдан. Ни она, ни её мать собственного жилья не имеют. Поскольку они в настоящее время фактически проживают разными семьями, но ранее единой семьей состояли на жилищном учете, она желает получить жилье отдельно от матери с сохранением права на первоочередное предоставление жилья с момента постановки на учет, то есть с 31.01.2003. Она и её мать в 2015 г. подали заявление с просьбой разделить очередь и включить её в программу отдельно от её матери. 19.02.2015 из администрации г. Невинномысска был получен ответ об отказе в удовлетворении заявления с предложением разрешить данный вопрос в судебном порядке. Считает, что действиями администрации г. Невинномысска нарушены её права, предусмотренные ч. 10 ст. 7 закона Российской Федерации N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", что привело к нарушению её права на первоочередность включения её в сводных список граждан на получение жилищного сертификата отдельно от бывшей семьи с момента постановки на жилищный учет с 2003 г.
Обжалуемым решением Невинномысского городского суда Ставропольского края от 24.04.2015 исковые требований Журавлевой О.Г. удовлетворены частично.
Суд признал незаконным отказ администрации г. Невинномысска Ставропольского края в постановке Журавлевой О.Г. на жилищный учет с составом семьи, состоящей из одного человека, отдельно от матери Журавлевой Г.Г., с сохранением права на предоставление жилья с даты постановки на жилищный учет с 31.01.2003.
Суд возложил обязанность на администрацию г. Невинномысска Ставропольского края внести изменения в единый список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы на получение жилищного сертификата по муниципальному округу - г. Невинномысск и включить Журавлеву О.Г. в указанный единый список отдельно от матери Журавлевой Г.Г. по дате постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с 31.01.2003, в хронологическом порядке после Журавлевой Г.Г.
Суд возложил обязанность на Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края включить в сводный список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы на получение жилищного сертификата Журавлеву Г.Г. с составом семьи один человек, с соблюдением права первоочередности с даты постановки на учет, то есть с 31.01.2013.
Суд возложил обязанность на Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края включить в сводный список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы на получение жилищного сертификата Журавлеву О.Г. с составом семьи один человек, с с правом постановки на учет 31.01.2003, соблюдением первоочередности постановки на указанный учет Журавлевой Г.Г.
Этим же решение Журавлевой О.Г. отказано в удовлетворении остальной части иска об обращении решения суда к немедленному исполнению.
В апелляционной жалобе представитель Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края по доверенности Резепова Е.А. просит отменить вышеуказанное решение суда в части удовлетворения исковых требований Журавлевой О.Г. и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Журавлевой О.Г. в полном объеме. Считает решение суда незаконным и необоснованным, поскольку суд не исследовал в полной мере тот факт, что раздел очереди постановки на учет повлечет нарушении прав очередности других граждан, состоящих на учете, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации является недопустимым, а также повлечет дополнительное расходование средств федерального бюджета, которые не заложены на предоставление выплаты на приобретение жилья на текущий год. Указывает на то, что действующим законодательством регулирующим спорные правоотношения, не предусмотрены условия и механизм разделения очередности между челнами семьи вынужденного переселенца, состоящего в очереди на улучшение жилищных условий, путем постановки отдельных членов семьи самостоятельно на очередь с присвоением последующего номера очередности и увеличения номеров очередности иных граждан.
Возражения на апелляционную жалобу не поступали.
Выслушав представителя Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края по доверенности Резепову Е.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы и просившую отменить решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 24.04.2015 как незаконное и необоснованное; истца Журавлеву О.Г., не признавшую доводы апелляционной жалобы и просившую обжалуемое решение суда оставить без изменения; ответчика Журавлеву Г.Г., считающую решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене. Обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Суд первой инстанции при рассмотрении гражданского дела и судебная коллегия краевого суда в процессе проверки решения по доводам апелляционной жалобы установили следующее.
Журавлева О.Г. является вынужденным переселенцем, что подтверждается удостоверением АД N 0007436 от 13.10.2007. Срок действия статуса вынужденного переселенца продлен до 03.09.2015 (л.д. 7-8).
18.06.2013 Журавлева О.Г. обратилась к главе г. Невинномысска с заявлением о разделении очереди и включении её в список вынужденных переселенцев отдельно от её матери Журавлевой Г.Г., с сохранением номера очередности, в связи с совершеннолетием. Указав, что в настоящее время совместно с Журавлевой Г.Г. не проживает, совместное хозяйство не ведет (л.д. 9).
Согласно справке территориального общественного самоуправления N 10 г. Невинномысска Ставропольского края N 94 от 16.02.2014 Журавлева Г.Г. зарегистрирован по адресу: " ... ", вместе с ней зарегистрирована Журавлева О.Г., которая, согласно представленному акту N 93 от 16.02.2015, фактически там не проживает (л.д. 10, 11).
Из представленного территориальным общественным самоуправлением N 2 г. Невинномысска Ставропольского края акта от 02.03.2015 следует, что Журавлева О.Г. проживает по адресу: " ... " (л.д. 12).
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции на основании исследованных доказательств, которым дана оценка по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применив в рассматриваемом споре нормы материального права, пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Журавлева О.Г.
Оценивая законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции, судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с абзаца 15 второго раздела подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы", право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 2 вышеназванного постановления предусмотрено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
В силу указанного постановления формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации вышеуказанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Вышеуказанными Правилами предусмотрено, что государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета субсидии (жилищной субсидии) для приобретения жилого помещения. Сертификат не является ценной бумагой. Предоставление субсидии является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения. Участие в подпрограмме добровольное.
Согласно п/п. "ж" п. 5 указанных Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
По смыслу разъяснений п/п. "в" п. 18 указанных Правил выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в п/п. "ж" п. 5 данных Правил, осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (имеющих право на получение социальной выплаты).
Согласно п.п. 24, 26, указанных Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Орган местного самоуправления до 01 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в п. 5 данных Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в свою очередь, на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 01 сентября года, предшествующему планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год по форме согласно приложению N 2, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы.
Сводный список в отношении граждан, указанных в п/п. "ж" п. 5 указанных выше Правил (граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенных территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений), до его утверждения подлежит согласованию с территориальными органами Федеральной миграционной службы.
В данном случае все приведенные выше положения закона в отношении Журавлевой Г.Г. и Журавлевой О.Г. соблюдены.
Истец Журавлева О.Г. является вынужденным переселенцем, в соответствии с действующим законодательством была поставлена, как член семьи своей матери, на учет нуждающихся в жилом помещении. Поскольку статус Журавлевой О.Г на сегодня не изменен, жилого помещения она не имеет, однако является совершеннолетней, не проживает со своей матерью, совместного хозяйства не ведет, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что она имеет право быть включенной в списки граждан - получателей государственных жилищных сертификатов в 2015 г., исходя из прежней очередности отдельно от своей матери Журавлевой Г.Г.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения. Судебная коллегия находит, что выводы суда первой инстанции мотивированы, сделаны при правильном определении юридически значимых обстоятельств, надлежащей оценке представленных доказательств и основаны на нормах материального права. Процессуальные действия судьи в части движения дела, сбора доказательств и их оценки основаны на законе и не могут быть признаны как необъективный подход к рассмотрению дела.
В соответствии с пунктом 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе: оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исходя из изложенного, постановленное по делу решение отвечает требованиям ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о законности и обоснованности судебного решения, а доводы апелляционной жалобы не содержат, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правовых оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 24 апреля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.