Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Медведевой Д.С.,
судей: Шурловой Л.А., Луневой С.П.
с участием прокурора Ледовской Н.В.
при секретаре Б.Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Ставропольского края в лице полномочного представителя Б.А.А.
на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 09 июня 2015 года,
по иску прокурора г.Кисловодска Ставропольского края, действующего в защиту интересов Л.Н.В. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
заслушав доклад судьи Шурловой Л.А.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Кисловодска района Ставропольского края, действующий в защиту интересов Л.Н.В. обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, при участии третьего лица без самостоятельных требований - Министерства образования Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Л.Н.В. *** года рождения, проживающей по адресу: ***., о защите права на жилище в государственном жилищном фонде, в ходе которой установлено, что решением Кисловодского городского суда от 25.08.2005 г. Л.З.В. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, в том числе Л.Н.В, сведений об отце не имеется. Постановлением администрации г.Кисловодска от 03.11.2005 N *** Л.Н.В. определили в Кисловодский детский дом. Постановлением администрации г.Кисловодска от 22.08.2006 N ** над Л.Н.В. установлена опека Б.М.В. По данным филиала УП СК "Краевая техническая инвентаризация", Управления федеральной службы по кадастру по Ставропольскому краю собственником недвижимости не значится. В соответствии со ст. Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Л.Н.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Министерством образования Ставропольского края сформирован сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями. Таким образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства Министерством имущественных отношений СК должно быть предоставлено ей по договору найма специализированное жилое помещение ввиде жилого дома (квартиры), благоустроенного применительно к условиям г.Кисловодска Ставропольского края.
Обжалуемым решением исковые требования прокурора, удовлетворены. Суд обязал Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Л.Н.В. по договору социального найма специализированное жилое помещение ввиде жилого дома (квартиры), благоустроенного применительно к условиям г.Кисловодска, по нормам предоставления площади жилого помещения.
В апелляционной жалобе полномочный представитель ответчика просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать. Указывает, что судом не принято во внимание то обстоятельство, что в журнале учета специализированного жилищного фонда заявление зарегистрировано под номером *** от 14.05.2014 г. Тогда как, согласно действующему порядку жилые помещения предоставляются данной категории граждан однократно в порядке очередности. Первоочередное предоставление Л.Н.В. жилого помещения нарушит конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в журнале регистрации до него. По мнению заявителя жалобы, судом при принятии решения не в полном объеме исследованы нормы, предусмотренные законодательством.
Возражений на апелляционную жалобу ответчика не поступило.
Ответчик Министерство имущественных отношений Ставропольского края, третье лицо без самостоятельных требований - Министерства образования Ставропольского края заказанным извещением с уведомлением, а также Л.Н.В. надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, извещение получено 06.08.2015 г., в заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направили. В силу положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы гражданского дела, заслушав прокурора Ледовскую Н.В. об отсутствии оснований к отмене либо изменению решения суда как законного и обоснованного, апелляционную жалобу без удовлетворения, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
В соответствии со ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с изменениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание статьи 57 Жилищного кодекса РФ, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства СК от 20.06.2013г. N 240-п утвержден порядок предоставления детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края.
Как следует из материалов дела, Л.Н.В. является сиротой, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Министерством образования Ставропольского края сформирован сводный список детей-сирот оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями и направлен в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства СК для заключения договора найма жилого помещения с Л.Н.В.
14.05.2014 года Л.Н.В. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения. Однако до настоящего времени специализированным жилым помещением не обеспечена.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены пп. "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Юридическим фактом, с которым суд связывает право Л.Н.В. на обеспечение специализированного жилого помещения, суд считает дату включения заявителя в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в период 2014 года, 18-летнего возраста Л.достигла ***года.
Материалами дела подтверждается и не оспаривалось стороной ответчика, что жилых помещений в собственности или по договору социального найма Л.Н.В. не имеет, как и её нуждаемость в жилом помещении. Судом первой инстанции верно установлено, что до настоящего времени она специализированным жилым помещением не обеспечена.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что Л.Н.В. имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма и возложил обязанность по предоставлению такого помещения на Министерство имущественных отношений Ставропольского края.
Ответчик фактически указывает на то, что им формируется очередь из указанной категории лиц на получение жилых помещений по договорам специализированного найма, в журнале учета заявление истца под N 493. Постановленное судом решение, по мнению ответчика, повлечет нарушение очередности предоставления жилых помещений.
Данный довод жалобы не может быть принят во внимание.
Ни нормами Жилищного кодекса РФ, ни ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке очередности. Нормами раздела 4 ЖК РФ не предусмотрено предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности. Напротив ст. 8 указанного Федерального закона установлено, что жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По письменному заявлению указанных лиц жилые помещения могут предоставляться после достижения возраста 18 лет в указанных в законе случаях. Таким образом, федеральным законом установлено право лиц указанной категории на получение жилого помещения по достижении 18 лет, либо позже по их письменному заявлению. Толкование ответчиком норм правовых актов обязывающих их устанавливать указанных лиц и формировать списки для предоставления жилых помещений, как обязанность предоставления жилых помещений по спискам в порядке очередности, не соответствует нормам федеральных законов и правовых актов Ставропольского края.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329,330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 09 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Ставропольского края - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.