Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Берко А.В.,
судей Загорской О.В., Киселева Г.В.,
с участием прокурора Протасовой О.Б.,
при секретаре Кофановой А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе ответчика Министерства имущественных отношений Ставропольского края
на решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 02 июля 2015 года по иску прокурора Изобильненского района Ставропольского края в защиту интересов Козловой Е.В. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения
заслушав доклад судьи Загорской О.В.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Изобильненского района Ставропольского края обратился в суд в защиту жилищных прав и интересов Козловой Е.В. с иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, в котором просил суд:
обязать Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Козловой Е.В., ... года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указано, что в прокуратуру Изобильненского района с заявлением обратилась Козлова Е.В. по факту нарушения ее жилищных прав.
Проверкой установлено, что Козлова Е.В., ... года рождения, является лицом из категории детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Козловой Е.В. - Дударева Н.И. решением Изобильненского районного суда от ... года лишена родительских прав, отец Козлов В.Е. умер ... года.
Постановлением Администрации г.Изобильного от 13.03.2015 года N ... "Об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации город Изобильного" утвержден протокол заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации г.Изобильного N ... от 13.03.2015 года, согласно которому Козлова Е.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Министерством образования и молодежной политики СК Козлова Е.В. включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Ставропольского края.
До настоящего времени жилое помещение Козловой Е.В. не предоставлено.
Со ссылкой на положения Конституции РФ, Федерального закона от 21.12.1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года N7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, утв.Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.06.2013 года N240, прокурор просил обязать Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Козловой Е.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением суда от 02.07.2015 года исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства имущественных отношений Ставропольского края по доверенности Воропаев И.А. считает решение суда незаконным и необоснованным, полагает, что суд не принял во внимание то обстоятельство, что согласно действующему порядку жилые помещения предоставляются данной категории граждан однократно в порядке очередности, согласно регистрации их заявлений в журнале регистрации заявлений, при наличии незаселенных специализированных жилых помещений необходимой общей жилой площади, соответствующей норме предоставления, по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края. Заявление Козловой Е.В. зарегистрировано в журнале регистрации лишь 12.05.2015 года под номером 1309.
Первоочередное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрено, поскольку в таком случае будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в Журнале регистрации до Козловой Е.В.
Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в полном объеме в удовлетворении исковых требований.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, выслушав в судебном заседании мнение прокурора Протасовой О.Б., полагавшей решение суда законным и обоснованным, в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, о времени и месте судебного заседания в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Ст.7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п."ж" ч.1 ст.72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Ст.27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
В соответствии ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 года N15-ФЗ действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от в ред. от 31.12.2014 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 п.1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце 1 п.1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 ст.8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (п.п.1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п.7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце 1 п.1 ст.8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни ст.8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п.3 ст.8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта РФ, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Аналогичные нормы закреплены положениями Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года N7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.06.2013 года N240-п утвержден порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, в соответствии с которым решение о предоставлении специализированного жилого помещения указанным лицам принимается уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в области управления жилищным фондом Ставропольского края.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.10.2010 года N330-п в Постановление Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года N60-п внесены изменения, в соответствии с которыми Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края определено уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Законом Ставропольского края N6-кз от 06.02.2015 года "О внесении изменений в ст.7 Закона Ставропольского края "О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" внесены изменения, согласно которым предоставление жилья детям-сиротам осуществляет уполномоченный орган в сфере управления имущественных отношений.
Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам, из числа детей сирот, в настоящее время возложена на Министерство имущественных отношений Ставропольского края, являющееся правопреемником Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.
Судом установлено, что иск прокурора заявлен в интересах Козловой Е.В., ... года рождения, проживающей по адресу: Ставропольский край, г.Изобильный, ул ...
Согласно свидетельству о рождении ... N ... родителями Козловой Е.В. являются Козлов В.Е. и Дударева Н.И. (л.д.11).
Мать Козловой Е.В. - Дударева Н.И. заочным решением Изобильненского районного суда Ставропольского края от ... года лишена родительских прав в отношении дочери Козловой Е.В., ... года рождения.
04.06.2004 года постановлением главы города Изобильного N ... опекуном несовершеннолетней Козловой Е.В. назначена Дударева Л.Л., за Козловой Е.В. закреплено право пользования жилым помещением, расположенным в г.Изобильном по ул ...
Отец Козловой Е.В. - Козлов В.Е. умер ... года, что подтверждается свидетельством о смерти ... N ...
24.06.2014 года Козлова Е.В. окончила обучение в НОУ СПО "Ставропольский техникум сервиса, экономики и управления" по профессии "Парикмахерское искусство", ей присвоена квалификация "технолог", что подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании ...
12.03.2015 года Козлова Е.В. обратилась в Министерство имущественных отношений Ставропольского края с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного фонда Ставропольского края.
13.03.2015 года постановлением Администрации г.Изобильного N ... "Об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации город Изобильного" утвержден протокол заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации г.Изобильного N ... от 13.03.2015 года, согласно которому Козлова Е.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
08.04.2015 года Козлова Е.В. обратилась с заявлением в Министерство образования и молодежной политики СК о предоставлении ей жилого помещения в г.Изобильном.
Министерством образования и молодежной политики СК Козлова Е.В. включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Ставропольского края.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по СК N ... от 28.01.2015 года в ЕГРП отсутствуют сведения о правах Козловой Е.В. на объекты недвижимого имущества.
До настоящего времени специализированным жилым помещением Козлова Е.В. не обеспечена.
Проанализировав вышеуказанные нормы закона и установленные фактические обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Министерство имущественных отношений СК обязано предоставить Козловой Е.В., ... года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Ставропольского края.
Довод жалобы о предоставлении жилья в порядке очередности не может быть принят, поскольку гарантированное законом право Козловой Е.В., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилой площади, от времени постановки на учет и соблюдения порядка очередности.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что выводы суда основаны на всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка обстоятельствам и доказательствам по делу дана в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения в апелляционном порядке, не имеется.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 02 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.