Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 27 августа 2015 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующей судьи Ш.Э.А.,
судей Б.В.Ю., Т.М.М.,
при секретаре А.А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя сельскохозяйственного производственного кооператива " ... " Б.О.Е. на решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 29 января 2015 года, которым удовлетворено заявление С.А.П. об обжаловании решения государственного органа.
Заслушав доклад судьи Б.В.Ю., выслушав выступление участников процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С.А.П. обратился в суд с заявлением об обжаловании решения Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю о приостановлении осуществления кадастрового учета выделяемого земельного участка.
Решением Промышленного районного суда города Ставрополя от 29 января 2015 года заявленные С.А.П. требования удовлетворены.
Решение Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю от 02 октября 2014 года N ... о приостановлении осуществления кадастрового учета объекта недвижимости - выделяемого земельного участка из исходного земельного участка с кадастровым номером ... признано незаконным.
На Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю возложена обязанность осуществить постановку на государственный кадастровый учет выделяемый земельный участок из исходного земельного участка с кадастровым номером ...
Не согласившись с решением суда, представитель заинтересованного лица сельскохозяйственного производственного кооператива " ... " Б.О.Е. подал апелляционную жалобу, в которой считал решение суда незаконным ввиду нарушения судом норм процессуального права. В обоснование своей позиции указывает на то, что судом принято решение о правах и обязанностях лиц, не привлеченных судом к участию в деле, а также без надлежащего извещения сельскохозяйственного производственного кооператива " ... ".
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Ф.С.Ф., действующий в интересах С.А.П., считает решение суда законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению. Полагает необоснованными доводы жалобы о рассмотрении дела без извещения сельскохозяйственного производственного кооператива " ... ", привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица в судебном заседании 15 декабря 2014 года.
Как разъяснено в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, представлении, суду апелляционной инстанции при рассмотрении дела следует проверять наличие предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ безусловных оснований для отмены судебного постановления суда первой инстанции.
Согласно п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются, в том числе, принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Указанные выше обстоятельства, выразившиеся в отсутствии сведений, подтверждающих надлежащее извещение привлеченного к участию в деле в судебном заседании 15 декабря 2014 года в качестве заинтересованного лица сельскохозяйственного производственного кооператива " ... ", а также в не привлечении к участию в деле крестьянского (фермерского) хозяйства К.Ю.В., права и обязанности которого затрагиваются в связи с вынесением по делу решения, послужили поводом к вынесению 11 августа 2015 года судебной коллегией определения о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ. К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено крестьянское (фермерское) хозяйство К.Ю.В.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав выступление представителя С.А.П. - Ф.С.Ф., поддержавшего заявленные требования, выступление заинтересованного лица К.Ю.В., просившего отменить решение суда, отказать в удовлетворении заявленных требований, судебная коллегия пришла к следующему.
В силу ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст. 249 ГПК РФ бремя доказывания законности оспариваемого акта или действия (бездействия), а так же отсутствия или наличия обстоятельств, которые согласно действующему законодательству являются основанием для принятия того или иного акта и для совершения правоприменительных действий, возложено на орган, принявший оспариваемый акт, на органы и лиц, совершивших оспариваемое действие (бездействие).
Как следует из ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Как следует из материалов дела, заявитель С.А.П. является участником общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ... Он и другие сособственники имели намерение выделить земельный участок в счет принадлежащих им земельных долей из исходного земельного участка, в связи с чем был подготовлен проект межевания земельных участков, который был представлен на утверждение общего собрания участников долевой собственности, состоявшегося 15.09.2014 года.
Решением общего собрания от 15.09.2014 года проект межевания выделяемого земельного участка был согласован. После этого был изготовлен межевой план.
28.09.2014 года межевой план, проект межевания и протокол общего собрания от 15.09.2014 года были представлены в орган кадастрового учета для постановки на кадастровый учет выделяемого земельного участка.
02 октября 2014 года Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Ставропольскому краю принято решение о приостановлении кадастрового учета объекта недвижимости.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 24.07.2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Порядок осуществления кадастрового учета, основания, сроки, состав документов и полномочия лиц на подачу заявлений о проведении кадастрового учета, основания для приостановления и отказа в кадастровом учете регламентированы Главой 3 ФЗ от 24.07.2007 годаN221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно ст. 16 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Основания для приостановления осуществления кадастрового учета предусмотрены ч. 2 ст. 26 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно оспариваемому решению, кадастровым органом принято решение о приостановлении кадастрового учета на основании п. 5 ч. 2 ст. 26 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Пункт 5 части 2 ст. 26 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает основание для приостановления осуществления кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
В качестве обоснования приостановления кадастрового учета кадастровый орган в решении указал наличие записи в ЕГРП об обременении на данный земельный участок в виде аренды.
Проверяя законность принятого кадастровым органом решения, судебная коллегия исходит из следующего.
Статьей 22 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определяется состав необходимых для кадастрового учета документов. В частности, при постановке на кадастровый учет земельного участка сельскохозяйственного назначения предоставляется:
- заявление (ч. 1 ст.22);
- межевой план (п.2 ч.1 ст.22);
- заверенные органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, либо нотариально удостоверенные копия проекта межевания земельных участков, копии решений общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении указанного проекта, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на такие земельные участки либо сведения о реквизитах данных документов в случае их представления ранее в орган кадастрового учета (при кадастровом учете земельного участка, образуемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на основании решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок) (п.11 ч.2 ст.22).
Общие требования к межевому плану установлены в ст.38 ФЗ N 221-ФЗ. Особенности подготовки межевого плана в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения с учетом требований ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлены Приказом Министерства экономического развития РФ от 03.08.2011 года N 388 "Об утверждении требований к проекту межевания земельных участков".
Судебная коллегия приходит к выводу, что все требования закона, предъявляемые к составлению и оформлению проекта межевого плана и межевого плана, были выполнены, заявление подано по установленной форме, проект межевания и межевой план подготовлены в соответствии с требованиями закона, что подтверждается отсутствием претензий со стороны кадастрового органа в решении о приостановлении осуществлении кадастрового учета.
Требования о порядке проведения общего собрания участников долевой собственности, принятии решения по вопросам повестки дня и оформлении протокола общего собрания устанавливаются Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (часть 1). Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (часть 5).
В соответствии с ч. 3 ст. 11.5 Земельного кодекса РФ особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно ст.13 ФЗ от 24.07.2002 года N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (часть 1). Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4-6 настоящей статьи (часть 2).
Согласно ч. 3 ст.13 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены:
- проект межевания земельных участков,
- перечень собственников образуемых земельных участков
- и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.
Из протокола общего собрания участников долевой собственности от 15.09.2014 года следует, что общим собранием приняты решения об утверждении проекта межевания земельного участка, перечня собственников образуемого земельного участка и размера их долей в праве общей собственности на образуемый земельный участок.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что общее собрание об утверждении проекта межевания земельного участка подготовлено и проведено в соответствии со ст.ст.13, 13.1, 14, 14.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Протокол общего собрания от 15.09.2014.года соответствует требованиям закона, и к нему у кадастрового органа претензий нет.
Следовательно, все представленные заявителем в орган кадастрового учета документы для осуществления кадастрового учета соответствуют требованиям закона и органом кадастрового учета не оспариваются.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что основание для приостановления осуществления кадастрового учета, указанное в решении о приостановлении п.5 ч.2 ст.26 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", не нашло своего подтверждения.
Ссылку кадастрового органа на ч.5 ст. 14 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в решении о приостановлении суд признает незаконной по следующим основаниям.
Согласно ч. 5 ст. 14 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участник долевой собственности, выразивший на общем собрании участников долевой собственности несогласие с передачей в аренду земельного участка, находящегося в долевой собственности, или с условиями договора аренды такого земельного участка, в случае передачи его в аренду вправе выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей по правилам, установленным пунктом 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, и распорядиться выделенным в счет земельной доли или земельных долей земельным участком по своему усмотрению. При этом согласие арендатора земельного участка или залогодержателя права аренды земельного участка на выдел в счет земельной доли или земельных долей земельного участка не требуется и договор аренды или залог прав аренды в отношении выделенного земельного участка прекращается.
Анализируя и сопоставляя положения ч. 5 ст. 14 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в совокупности с положениями Земельного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", суд приходит к следующим выводам.
Положение ч. 5 ст. 14 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" о прекращении договора аренды при выделении земельного участка в счет принадлежащих участнику долевой собственности земельных долей относится к стадии регистрации прав, а не осуществления кадастрового учета.
Согласно п.4 ст.24 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Временный характер сведений может сохраняться в течение 5 лет.
Следовательно, выделяемый участок является вновь образованным, на который возникают права, подлежащие государственной регистрации.
В соответствии с п.1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со ст.2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В статье 22.2. ФЗ "О государственной регистрации прав ... " установлены особенности государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков.
Таким образом, совокупное толкование приведенных выше норм показывает, что вопрос о прекращении договора аренды в отношении выделяемого земельного участка решается только регистрирующим органом и только в момент государственной регистрации прав на вновь образованный земельный участок.
В настоящее время выделяемый земельный участок находится только на стадии государственного кадастрового учета и даже не имеет статуса временного.
Следовательно, ссылка кадастрового органа на ч.5 ст. 14 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" неуместна, так как не относится и не влияет на стадию государственного кадастрового учета.
Верховный Суд Российской Федерации в своем определении от 04.02.2014 года по делу N ... сформулировал правовую позицию, согласно которой вывод об отсутствии у ответчиков права на выдел земельных участков в счет принадлежащих им долей без согласия арендатора противоречат положениям статей 8,19, 34 и 35 Конституции Российской Федерации, которыми в качестве основополагающего принципа закреплено право граждан и юридических лиц приобретать и осуществлять свои гражданские права своей волей и в своем интересе, иное означало бы существенное искажение конституционно-правовой природы отношений общей долевой собственности, основанных на балансе индивидуальных и коллективных интересов.
Таким образом, судебная коллегия считает заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 29 января 2015 года - отменить.
Постановить по делу новое решение, которым заявление С.А.П. удовлетворить.
Решение Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю от 02 октября 2014 года N ... о приостановлении осуществления кадастрового учета объекта недвижимости - выделяемого земельного участка из исходного земельного участка с кадастровым номером ... признать незаконным.
На Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю возложить обязанность осуществить постановку на государственный кадастровый учет выделяемого земельного участка из исходного земельного участка с кадастровым номером ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.