Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Шеховцовой Э.А.,
судей Брянского В.Ю., Товчигречко М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 сентября 2015 года,
дело по апелляционной жалобе Главы Ленинского поселения Минераловодского района СК Дорофеева А.В.
на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 22 мая 2015 года,
по заявлению Минераловодского межрайонного прокурора, выступающего в защиту неопределенного круга лиц, к администрации Ленинского поселения Минераловодского района о признании незаконным бездействия, связанного с не разработкой и не утверждением схемы водоснабжения и водоотведения поселения, а также возложении обязанности устранить имеющиеся нарушения в течении 2-х недель со дня вступления решения суда в законную силу,
заслушав доклад судьи Товчигречко М.М.,
УСТАНОВИЛА:
Минераловодский межрайонный прокурор, выступающий в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным заявлением к администрации Ленинского поселения Минераловодского района, в обоснование которого указал, Минераловодской межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры края проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления поселений Минераловодского района требований Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", которым установлена обязанность органов местного самоуправления поселений по утверждению схем водоснабжения и водоотведения, установлению границ и зон деятельности гарантирующих организаций.
Согласно п. 4 части 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий установленных законодательством Российской Федерации.
При этом, полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения, согласно п.4.3 части 1 ст. 17 указанного Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, установлены Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статьей 6 которого на органы местного самоуправления возложены обязанности по утверждению схем по водоснабжению и водоотведению поселений и городских округов.
В соответствии с п.п. 1, 3 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 05.09.2013 N 782, схемы водоснабжения и водоотведения - это совокупность графического (схемы, чертежи, планы подземных коммуникаций на основе топографо-геодезической подосновы, космо- аэрофотосъемочные материалы) и текстового описания технико-экономического состояния централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и направлений их развития.
Целью разработки схем водоснабжения и водоотведения является обеспечение для абонентов доступности горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обеспечение горячего водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, рационального водопользования, а также развитие центрг тазованных систем водоснабжения и (или) водоотведения на основе наилучших доступных технологий и внедрения энергосберегающих технологий.
В соответствии с ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления поселений до 01 июля 2013 года обязаны осуществить инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утвердить схему водоснабжения и водоотведения, определить гарантирующую организацию, установить зоны её деятельности.
Реализация данных мероприятий признана обеспечить модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, повысить надежность и эффективность функционирования его объектов. Наличие указанных схем является обязательным предварительным условием принятия и осуществления инвестиционных программ организаций ЖКХ.
Вместе с тем, установлено, что ответчик не выполнил свои обязанности по принятию мер по утверждению схемы водоснабжения и водоотведения Ленинского поселения Минераловодского района Ставропольского края, что нарушает жилищные права неопределенного круга лиц - потребителей коммунальных услуг - на получение коммунальных услуг надлежащего качества, не обеспечивает безопасного водоснабжения и (или) водоотведения населения, препятствует экономическому стимулированию развития централизованных систем водоснабжения и (или) и водоотведения и внедрению энергосберегающих технологий, поэтому межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту нарушенных интересов неопределенного круга лиц.
В связи с чем, просил признать незаконным бездействия администрации Ленинского поселения Минераловодского района, связанного с не разработкой и не утверждением схемы водоснабжения и водоотведения поселения, а также возложить обязанность устранить имеющиеся нарушения в течение 2-х недель со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 22 мая 2015 года заявление Минераловодского межрайонного прокурора удовлетворено.
В апелляционной жалобе Глава Ленинского поселения Минераловодского района Дорофеев А.В. просит решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 22 мая 2015 года отменить, принять по делу новое решение.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник межрайпрокурора Гожих И.А. просит решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 22 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав старшего прокурора Левушкину Е.В., полагавшую необходимым оставить решение суда без изменения, исключив из резолютивной части указание на сроки устранения нарушений, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, а потому подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.Постановлением Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие) органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со статьей 37 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
Судом первой инстанции установлено, что согласно пункту 4 части 1 статьи 7 Устава к вопросам местного значения Ленинского сельсовета Минераловодского района Ставропольского края относятся полномочия по организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом.
Также установлено, что Минераловодской межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства о водоснабжении и водоотведении администрацией Ленинского поселения Минераловодского района, по результатам которой установлено, что схемы водоснабжения и водоотведения не утверждены.
Межу тем, в заседании суда первой инстанции установлено, что на дату 01.07.2013 года, которая установлена Федеральным законом от 07.12.2011 года N 416-ФЗ, на территории Ленинского поселения Минераловодского района до настоящего времени схема водоснабжения и водоотведения поселения отсутствует.
Данное обстоятельство также подтверждается пояснениями представителя заинтересованного лица - администрации Ленинского поселения Минераловодского района по доверенности Котовой Т.Ф.., данными в судебном заседании суда первой инстанции.
Суд первой инстанции, проанализировав нормы права, регулирующие возникшие спорные правоотношения, обоснованно пришел к выводу о том, что неисполнение администрацией Ленинского поселения Минераловодского района обязанности связанной с утверждением схемы водоснабжения и водоотведения поселения, возложенной на них Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и Постановлением Правительства РФ "О схемах водоснабжения и водоотведения" от 05.09.2013 N 782, которым утверждены Правила разработки утверждения схем водоснабжения и водоотведения и требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, определяющими полномочия органа местного самоуправления, является ничем иным как бездействием, что является основанием для удовлетворения заявления прокурора в части признания такого бездействия незаконным.
Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда, иной оценке установленных по делу обстоятельств и направлены на иное толкование норм материального права, что не отнесено статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
С учетом изложенного решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Что касается решения суда в части возложения обязанности на администрацию Ленинского поселения Минераловодского район СК в течение двух недель со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда в этой части.
В соответствии с п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать:
либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению;
либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.
Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.
Из мотивировочной части решения суда следует, что судом не обсуждался вопрос о сроках совершения конкретных действий с учетом характера дела.
В связи с чем, установление двухнедельного срока для произведения определенных действий администрацией Ленинского поселения является необоснованным.
Руководствуясь ст.ст.328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 22 мая 2015 года в части признания незаконным бездействия органа местного самоуправления - администрации Ленинского поселения Минераловодского района Ставропольского края, связанного с непринятием мер по утверждению схем водоснабжения и водоотведения поселения - оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В остальной части решение суда изменить.
Обязать орган местного самоуправления - администрацию муниципального образования Ленинского поселения Минераловодского района Ставропольского края устранить допущенные нарушения в установленном законом порядке.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.