Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Шеховцовой Э.А.
судей Брянского В.Ю., Товчигречко М.М.,
при секретаре судебного заседания Мельниковой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 сентября 2015 года
дело по апелляционной жалобе уполномоченного избирательным объединением Ставропольское Региональное отделение Политической партии "ПАТРИОТЫ РОССИИ" Кузнецова О.В.
на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края
от 19 августа 2015 года
по заявлению избирательного объединения Региональное отделение Политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" признании незаконным и отмене решения (постановления) территориальной избирательной комиссии города Ессентуки от 05.08.2015г. N 91/11 о регистрации списка кандидатов в депутаты Совета города Ессентуки пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением Ставропольское Региональное отделение Политической партии "ПАТРИОТЫ РОССИИ" по единому избирательному округу,
заслушав доклад судьи Шеховцовой Э.А.,
УСТАНОВИЛА:
Решением Совета города Ессентуки от 23.06.2015г. N87 назначены выборы депутатов Совета города Ессентуки пятого созыва на 13.09.2015г.
Постановлением территориальной избирательной комиссии города Ессентуки от 24.07.2015г. N 87/21 зарегистрирован список кандидатов в депутаты Совета города Ессентуки пятого созыва, выдвинутый избирательным объединением Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Ставропольском крае по единому избирательному округу в количестве 12 человек.
Постановлением территориальной избирательной комиссии города Ессентуки от 05.08.2015г. N 91/11 зарегистрирован список кандидатов в депутаты Совета города Ессентуки пятого созыва, выдвинутый избирательным объединением Ставропольское региональное отделение Политической партии "ПАТРИОТЫ РОССИИ" по единому избирательному округу в количестве 10 человек.
Избирательное объединение Регионального отделения Политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Ставропольском крае обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения (постановления) территориальной избирательной комиссии города Ессентуки от 05.08.2015г. N 91/11 о регистрации списка кандидатов в депутаты Совета города Ессентуки пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением Ставропольское региональное отделение Политической партии "ПАТРИОТЫ РОССИИ" по единому избирательному округу.
Решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 18 августа 2015 года требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе уполномоченного избирательным объединением Ставропольское Региональное отделение Политической партии "ПАТРИОТЫ РОССИИ" Кузнецов О.В. просит решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 18 августа 2015 года отменить.
В возражениях на апелляционную жалобу не поступали, поданных избирательным объединением Региональное отделение Политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" указывается на законность постановленного по делу решения суда.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав уполномоченного избирательным объединением Ставропольское Региональное отделение Политической партии "ПАТРИОТЫ РОССИИ" Кузнецова О.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя избирательного объединения Региональное отделение Политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Сабинина А.В., возражавшего против доводов жалобы, прокурора Ставропольской краевой прокуратуры Левушкину Е.В., просившую оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, а потому подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно пункту 2 статьи 28 Устава муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки Ставропольского края, Совет города состоит из 28 депутатов, избираемых на муниципальных выборах в соответствии с законодательством о выборах сроком на 5 лет, и возглавляется председателем. 14 депутатов избирается по одномандатным избирательным округам и 14 депутатов, избирается по единому избирательному округу.
Порядок выдвижения кандидатов избирательными объединениями при проведении муниципальных выборов регулируется Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ от "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), Законом Ставропольского края от 26 июня 2008 года N 37-кз "О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае" (с изменениями и дополнениями) (далее - Закон Ставропольского края N 37-кз).
Постановлением территориальной избирательной комиссии города Ессентуки от 24.07.2015г. N 87/21 зарегистрирован список кандидатов в депутаты Совета города Ессентуки пятого созыва, выдвинутый избирательным объединением Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Ставропольском крае по единому избирательному округу в количестве 12 человек.
Постановлением территориальной избирательной комиссии города Ессентуки от 05.08.2015г. N 91/11 зарегистрирован список кандидатов в депутаты Совета города Ессентуки пятого созыва, выдвинутый избирательным объединением Ставропольское региональное отделение Политической партии "ПАТРИОТЫ РОССИИ" по единому избирательному округу в количестве 10 человек.
В силу п. 14.4 ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", список кандидатов, список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам представляется в организующую выборы избирательную комиссию на бумажном носителе по форме, утверждаемой этой комиссией. Список кандидатов, по одномандатным (многомандатным) избирательным округам должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью уполномоченного представителя избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).
Форма списка кандидатов утверждена постановлением территориальной избирательной комиссии города Ессентуки от 30.06.2015г. N 80/1 (в редакции постановления от 03.07.2015г. N 81/3).
Избирательное объединение Ставропольское региональное отделение Политической партии "ПАТРИОТЫ РОССИИ" является юридическим лицом, что подтверждается сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ.
Судом первой инстанции установлено, что в нарушение пункта 14.4. Федерального закона N 67-ФЗ список кандидатов в депутаты Совета города Ессентуки пятого созыва, выдвинутый избирательным объединением Ставропольское региональное отделение Политической партии "ПАТРИОТЫ РОССИИ" по единому избирательному округу не заверен печатью избирательного объединения.
На основании этого, суд первой инстанции правильно и обосновано пришел к выводу, что территориальная избирательная комиссия города Ессентуки в нарушение требований подпункта "б.1 пункта 25 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, приняла решение о регистрации списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением Ставропольское региональное отделение Политической партии "ПАТРИОТЫ РОССИИ" при наличии на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных с нарушением требований названного Федерального закона.
Кроме того, судом первой инстанции установлены следующие фактические обстоятельства:
Скляров С.А. в заявлении указал, что он имеет среднее специальное образование, при этом в заявлении отсутствуют необходимые сведения о профессиональном образовании: указание организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации.
Аналогичные нарушения у Александрович А.Н.: в заявлении указано, что он имеет среднее профессиональное образование. Аналогично указала Цатурян Е.Ю.
В заявлении Герасименко А.Ю. указано только то, что образование высшее. Соханевич В.А., Пасюков 1О.А,, Запнзин В.В., Сидоренко А.В., Путеев А.В. также ограничились указанием, что имеют высшее образование. К заявлению Сидоренко А.В. копия диплома вообще не приобщена и указание на то, что он имеет высшее образование, ничем не подтверждается.
Кузнецов О.В. указал в заявлении, что имеет среднее профессиональное образование, при этом в заявлении также отсутствуют необходимые сведения о профессиональном образовании: указание организации, осуществляющей образовательную деятельность, года се окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации.
Судом также отмечается, что диплом, представленный Кузнецовым О.В., является копией, заверенной главой муниципального образования Ессентукского сельского совета (Предгорный район Ставропольского края).
Данный диплом выдан училищем Республики Узбекистан.
Статья 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает в числе полномочий Главы муниципального образования удостоверение копий документов, в том числе дипломов, и соответствие их подлиннику.
Более того, судом отмечается, что диплом выдан 30 ИЮНЯ 1993 ГОДА. Имеет реквизит: Государственный комитет Узбекской ССР по профессионально- техническому образованию.
Однако, с момента подписания Алма-Атинской Декларации (Постановление ВС РФ от 12.12.1991 N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" (вместе с Соглашением от 08.12.1991 "О создании Содружества Независимых Государств", Протоколом от 21.12.1991, "Соглашением о координационных институтах Содружества Независимых Государств", "Протоколом совещания глав независимых государств", решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 21.12.1991, "Соглашением о совместных мерах в отношении ядерного оружия", "Алма-Атинской декларацией"), созданы независимые государства: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина.Таким образом, в 1993 году Узбекской ССР уже не существовало. Диплом выдан не в Российской Федерации, а в иностранном Государстве-Республике Узбекистан.
В соответствии с частью 1 статьи 107 Федерального закона N 273-ФЗ
признание в Российской Федерации образования и (или) квалификации,
полученных в иностранном государстве (далее - иностранное образование и
(или) иностранная квалификация), осуществляется в соответствии с
международными договорами Российской Федерации, регулирующими
вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации (далее - международные договоры о взаимном признании), и законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 107 Федерального закона N 273-ФЗ установлено, что в
Российской Федерации признаются иностранное образование и (или) иностранная квалификация, подпадающие под действие международных договоров о взаимном признании, а также полученные в иностранных образовательных организациях, перечень которых с указанием соответствия получаемых в них образования и (или) квалификации образованию и (или) квалификации, полученным в Российской Федерации, в частности установлен распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 г. N 1694-р (далее - Перечень).
В случае, если иностранное образование и (или) иностранная
квалификация не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 107 Федерального закона N 273-ФЗ. признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) по заявлениям граждан на основе экспертизы, по результатам которой Рособрнадзором принимается решение либо о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации, в том числе признание иностранного образования в качестве периода обучения по образовательной программе определенного уровня, с правом на продолжение обучения по данной образовательной программе в Российской Федерации, либо об отказе в признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации (части 4 и 5 статьи 107 Федерального закона N 273-ФЗ).
Таким образом, если кандидат получил образование в иностранной организации, осуществляющей образовательную деятельность, включенной в перечень, либо в иностранной организации, осуществляющей образовательную деятельность, расположенной на территории государства, с которым заключен международный договор о взаимном признании, либо в случае, если по результатам экспертизы Рособрнадзором принято решение о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации и при этом * полученное кандидатом образование соответствует одному из уровней профессионального образования, предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ, то в заявлении о согласии баллотироваться указываются предусмотренные Федеральным законом N 67-ФЗ сведения о таком профессиональном образовании с приложением копий соответствующих документов.
При этом, указанными документами являются легализованные в установленном законодательством Российской Федерации порядке документы об иностранном образовании и о квалификации и переведенные на русский язык, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (часть 13 статьи 107 Федерального закона N 273-ФЗ), а в случае признания Рособрнадзором иностранного образования и (или) иностранной квалификации - свидетельство о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации (часть 6 статьи 107 Федерального закона N 273-ФЗ).
В целях реализации установленной пунктом 7 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ обязанности избирательной комиссии по информированию избирателей о кандидатах указанные кандидатом сведения о профессиональном образовании должны быть достоверными и подлежат проверке в соответствии с пунктом 6 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ.
Анализ представленных заявлений свидетельствует о том, что суд первой инстанции правильно и обосновано о том, что в нарушение пункта 2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ все кандидаты, выдвинутые в составе списка кандидатов в депутаты Совета города Ессентуки пятого созыва избирательным объединением Ставропольское региональное отделение Политической партии "ПАТРИОТЫ РОССИИ" в заявлениях о согласии баллотироваться при указании сведений о профессиональном образовании не указали организацию, осуществляющую образовательную деятельность, год ее окончания и реквизиты документа об образовании и о квалификации.
Согласно подпункту "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ отсутствие на лень, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, каких-либо сведений в отношении кандидата, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 названного Федерального закона, иным законом является основанием исключения кандидата из заверенного списка кандидатов.
Превышение числа кандидатов, исключенных из списка кандидатов по решению избирательной комиссии, принятому в связи с наличием предусмотренных пунктом 26 статьи 38 Федерального закона N67-03 оснований для такого исключения, более чем на 50 процентов от общего числа кандидатов в заверенном списке кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов (подпункт "з" пункта 25 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
В нарушение пункта 2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ все кандидаты, выдвинутые в составе списка кандидатов в депутаты Совета города Ессентуки пятого созыва избирательным объединением Ставропольское региональное отделение Политической партии "ПАТРИОТЫ РОССИИ" в заявлениях о согласии баллотироваться при указании сведений о профессиональном образовании не указали организацию, осуществляющую образовательную деятельность, год ее окончания и реквизиты документа об образовании и о квалификации.
Следовательно, территориальная избирательная комиссия города Ессентуки в нарушение требований подпункта "з" пункта 25, подпункта "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ при отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, каких-либо сведений в отношении кандидата, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 названного Федерального закона, иным законом не исключила всех кандидатов из заверенного списка кандидатов и приняла решение о регистрации списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением Ставропольское
В соответствии с пп. "б", "6.1" п. 25 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ, основаниями отказа в регистрации списка кандидатов, отказа в проведении референдума являются: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (за исключением случаев ненадлежащего оформления документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов)
Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда, иной оценке установленных по делу обстоятельств и направлены на иное толкование норм материального права, что не отнесено статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
С учетом изложенного решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 19 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.