Апелляционное определение Приволжского окружного военного суда Самарской области от 21 августа 2015 г. по делу N 33-298/2015
Приволжский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Безбородова С.П.,
судей: Леднёва А.А.,
Николаева И.В.,
при секретаре Пилюгиной Н.А.,
с участием заявителя Кудрявцева А.И. и представителя начальника 1 отдела ФГКУ "Центррегионжильё" Министерства обороны Российской Федерации Юсова В.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя Кудрявцева А.И. на решение Пензенского гарнизонного военного суда от 8 июня 2015 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления военнослужащего, проходящего военную службу в распоряжении командующего войсками Центрального военного округа, Кудрявцева А.И. об оспаривании решения начальника 1-го отдела (г. Самара) Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанного со снятием заявителя с учёта нуждающихся в получении жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Николаева И.В., изложившего обстоятельства дела, существо принятого решения и доводы апелляционной жалобы, выступления заявителя Кудрявцева А.И. в обоснование доводов жалобы и представителя должностного лица Юсова В.В., полагавшего необходимым решение гарнизонного военного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения, Приволжский окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Кудрявцев проходит военную службу по контракту в распоряжении командующего войсками ЦВО и состоял на учёте нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма с 19 сентября 1999 года.
Решением начальника 1-го отдела (г. Самара) ФГКУ "Центррегионжильё" Министерства обороны Российской Федерации от 14 апреля 2015 года N Кудрявцев снят с учёта нуждающихся в получении жилых помещений на основании п. 2, 6 ч. 1 ст. 56 и ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Полагая, что указанным решением нарушены его права и законные интересы, Кудрявцев обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным указанное выше решение начальника 1- го отдела (г. Самара) ФГКУ "Центррегионжильё" Министерства обороны Российской Федерации и обязать данное должностное лицо восстановить его в реестре военнослужащих на получение жилого помещения составом семьи один человек.
Пензенский гарнизонный военный суд решением от 8 июня 2015 года отказал Кудрявцеву в удовлетворении его требований.
Не согласившись с таким решением суда, Кудрявцев подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
В обоснование этого он, приводя резолютивную часть судебного решения, обстоятельства, установленные в ходе судебного заседании суда первой инстанции, а также ссылаясь на заболевание, полученное им в период прохождения военной службы и являющееся основанием к его планируемому увольнению с военной службы, цитируя ст. 51 ЖК Российской Федерации, ст. 15, 32 и 38 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и давая им собственное толкование, указывает о том, что с учётом имевшейся у него в собственности части жилого помещения, в последующем подаренной одному из своих родственников, ему от Министерства обороны Российской Федерации положена выплата жилищной субсидии исходя из 24,97 кв.м общей площади помещения, которое ему должно быть предоставлено как военнослужащему, увольняемому по льготному основанию.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав прибывших в суд лиц, окружной военный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Учитывая, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Федеральным законом "О статусе военнослужащих", так и нормами ЖК Российской Федерации, поэтому указанные нормативные правовые акты подлежат применению в системном единстве.
Подпунктом 2 ч. 1 ст. 51 ЖК Российской Федерации установлено, что нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны граждане, в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Как достоверно установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Кудрявцева принят на учёт нуждающихся в жилом помещении в 1999 году.
На основании ч. 5 ст. 50 ЖК Российской Федерации учётная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Как следует из постановления Городской Думы г. Нижний Новгород от 16 марта 2005 года N 14 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения в городе Нижнем Новгороде", норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 13 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-Ф3 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия граждан с учёта, которые приняты на учёт для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 года, установлены ч. 2 ст. 6 названного закона.
В силу указанной нормы граждане, принятые на учёт до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учёта по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 ЖК Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанных выше положений закона, Кудрявцев, поставленный на учёт граждан, нуждающихся в получении жилых помещений до 1 марта 2005 года, мог быть снят с этого учёта либо по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 ЖК Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, т.е. до 1 марта 2005 года давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Статьей 32 Жилищного кодекса РСФСР, утверждённого Верховным Советом РСФСР 24.06.1983 г. (ред. от 20.07.2004г.), действовавшего до 1 марта 2005 г., предусмотрено снятие граждан с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе в случаях: улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения и выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.
Согласно подп. "д" п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года N 1054, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие, в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Согласно приказу статс-секретаря ? заместителя Министра обороны РФ от 10 сентября 2009 года N, выписки из послужного списка заявителя и справок ФКУ Военный комиссариат Пензенской области Кудрявцев проходит военную службу по контракту в распоряжении командующего войсками ЦВО и содержится при военном комиссариате Пензенской области как планирующийся к увольнению с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе, с исключением из списков личного состава части после обеспечения жилищной субсидией.
Как видно из оспоренного заявителем решения начальника 1-го отдела (г. Самара) ФГКУ "Центррегионжильё" Министерства обороны Российской Федерации, Кудрявцев снят с учёта нуждающихся в получении жилых помещений на основании п. 2, 6 ч. 1 ст. 56 и ст. 53 ЖК Российской Федерации, поскольку в период прохождения военной службы в 1998 года заявителю на состав семьи 3 человека предоставлялось жилое помещение по адресу: "адрес", с регистрационного учёта в котором заявитель снялся 5 февраля 2009 года и, которое заявитель не сдал соответствующим квартирно-эксплуатационным органам. Кроме того, в решении указано, что Кудрявцев 3 мая 2012 года произвёл отчуждение находившейся у него 0,33 доли (20,03 кв.м) в праве собственности жилого помещения, находящегося по адресу: "адрес", общей площадью 60,7 кв.м. Общая обеспеченность Кудрявцева жилой площадью превышает учётную норму по избранному месту жительства, установленную по г. Нижний Новгород постановлением Городской думы г. Нижний Новгород от 16 марта 2005 года N 14.
Из договора об определении долей от 9 августа 2011 года серия N и выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним на Кудрявцева А.И. от 4 июня 2015 года следует, что заявителю принадлежала 1/3 (20,03 кв.м) доля в праве на квартиру по адресу: "адрес" на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность граждан от 28 января 1993 года, отчуждение которой заявителем произведено 3 мая 2012 года, то есть заявитель фактически распорядился ранее полученным от государства жилым помещением.
Из материалов жилищного дела заявителя видно, что впервые о наличии у него части жилого помещения по адресу: "адрес" органам жилищного учета стало известно с 26 февраля 2015 года, когда Кудрявцев подал в орган жилищного учёта сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, и (или) принадлежащих на праве собственности. Информация о том, что ранее Кудрявцев уведомлял орган жилищного учёта об указанном жилом помещении, в жилищном деле отсутствует, не предоставлена она и в суд.
Кроме того, в судебном заседании достоверно установлено, что в период прохождения военной службы заявитель получал, в том числе 2 служебных жилых помещения, по адресам: "адрес" на этой же улице в "адрес". В первом из предоставленных служебных жилых помещений заявитель с членами семьи был зарегистрирован по месту жительства, однако в 2002-2003 года по устному согласованию с командованием части он выбыл вместе с членами семьи без снятия с регистрационного учёта, во второе из вышеназванных служебных жилых помещений. При этом какой-либо справки о сдаче первого служебного жилого помещения он не получал и в органы жилищного учёта не представлял, каких-либо действий по сдаче служебного жилья не производил, а снявшись с регистрационного учёта 5 февраля 2009 года из первого жилого помещения, оставил второе служебное жилое помещение бывшей жене - Б.Е.Н. (свидетельство о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ) и двум несовершеннолетним детям, которые в настоящее время там проживают, что подтверждается копией нотариально удостоверенного заявления бывшей жены заявителя ? Б.Е.Н. от 6 февраля 2015 года и справками ОАО "Славянка" (Самарский филиал) от 3 июня 2015 года N и N.
Оценивая ссылку в решении начальника 1-го отдела (г. Самара) ФГКУ "Центррегионжильё" Министерства обороны Российской Федерации на ст. 53 и п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК Российской Федерации суд не может признать её обстоятельной, поскольку по указанным основаниям заявитель не может быть снят с учёта нуждающихся, так как на данный учёт он поставлен до 1 марта 2005 года.
Вместе с тем ссылка в решении данного должностного лица на п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК Российской Федерации, в качестве основания снятия Кудрявцева с учёта нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, является законной и обоснованной, поскольку органами жилищного учета при принятии заявителя на учёт не был принят во внимание факт участия Кудрявцева в приватизации и наличие у него в собственности вышеуказанного жилого помещения, о чём органу жилищного обеспечения стало известно только в феврале 2015 года.
При таких данных суд апелляционной инстанции находит решение начальника 1-го отдела (г. Самара) ФГКУ "Центррегионжильё" Министерства обороны Российской Федерации о снятии заявителя с учёта, принятым на основании закона, в пределах его полномочий, отвечающим требованиям п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК Российской Федерации и не нарушающим права заявителя, поэтому в соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК Российской Федерации окружной военный суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объёме.
При этом, по мнению суда апелляционной инстанции, с учётом приведённых выше обстоятельств, заявитель, как намеренно ухудшивший свои жилищные условия путём отчуждения - 3 мая 2012 года, находившейся у него доли в праве собственности жилого помещения, может быть признан нуждающимся в жилом помещении и принят на соответствующий учёт не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Однако не согласиться с решением суда первой инстанции у окружного военного суда оснований не имеется, а приведённые в апелляционной жалобе доводы заявителя не могут быть признаны убедительными и не ставят под сомнение законность обжалуемого решения.
Руководствуясь ст. 327.1, п.1 ст. 328, ст. 329 ГПК Российской Федерации, Приволжский окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Пензенского гарнизонного военного суда от 8 июня 2015 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего, проходящего военную службу в распоряжении командующего войсками Центрального военного округа Кудрявцева А.И., об оспаривании решения начальника 1-го отдела (г. Самара) Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанного со снятием заявителя с учёта нуждающихся в получении жилых помещений, оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя Кудрявцева А.И. - без удовлетворения.
"Согласовано"
Судья Приволжского окружного военного суда И.В. Николаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.