Судья Ярославского областного суда Преснов В.С.,
при секретаре Кропотовой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу "данные изъяты" Отавиной Ж.В. на постановление государственного инспектора г.Ярославля по пожарному надзору N от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Ленинского районного суда г. Ярославля от 29.07.2015,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора города Ярославля по пожарному надзору отделения отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Кировскому и Ленинскому районам города Ярославля N от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо "данные изъяты" Отавииа Ж.В. признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3. 4 статьи 20.4 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Как следует из постановления, правонарушение выразилось в следующем.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении территориальной администрации Ленинского района мэрии города Ярославля, осуществляющей деятельность по адресу: "адрес", на основании распоряжения главного государственною инспектора города Ярославля по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности. В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
-инструкция о мерах пожарной безопасности разработана без учета специфики пожарной опасности здания, под лестничным маршем у входа в помещение столовой устроена кладовая с хранением различных горючих материалов, в результате чего совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ;
-не обеспечена исправность сети внутреннего противопожарною водопровода и не организовано проведение проверок ее работоспособности не реже 2 раза в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов; отсутствуют сведения об обеспечении внутренним противопожарным водопроводом нормативного расхода воды для тушения пожара в здании; пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода размещены не в пожарных шкафах; эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (помещение вентиляционной камеры), в результате чего совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ;
- не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре на путях эвакуации - на первом этаже установлено устройство, препятствующее свободной эвакуации людей (у центрального входа) вахты (охраны) установлен турникет; не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре па путях эвакуации не применена сигнальная разметка для обозначения границ полосы безопасного движения и указания направления движения на пути эвакуации; дверь путей эвакуации из актового зала административного здания (рядом со сиеной открывается не по направлению выхода из здания, не обеспечено беспрепятственное движение людей при пожаре через эвакуационный выход не обеспечена людям, находящимся внутри здания возможность свободного открывания запоров эвакуационных выходов наружу изнутри без ключа (дверь эвакуационного выхода из коридора первого этажа на лестничную клетку со стороны столовой закрыта на внутренний замок), в результате чего совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Лицом, ответственным по организационной работе и общественному самоуправлению, за обеспечение пожарной безопасности в здании (помещениях) территориальной администрации Ленинского района мэрии города Ярославля, является Отавина Ж.В., которая подлежит привлечению к административной ответственности как должностное лицо в связи с неисполнением и ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, так как не приняты все зависящие меры к соблюдению обязательных требований пожарной безопасности.
Решением судьи Ленинского районного суда г.Ярославля от 29 июля 2015 года постановление государственного инспектора города Ярославля по пожарному надзору N от ДД.ММ.ГГГГ изменено, исключено указание на нарушения:
"под лестничным маршем у входа в помещение столовой устроена кладовая с хранением различных горючих материалов;
не обеспечено беспрепятственное движение людей при пожаре через эвакуационный выход не обеспечена людям, находящимся внутри здания возможность свободного открывания запоров эвакуационных выходов наружу изнутри без ключа (дверь эвакуационного выхода из коридора первого этажа на лестничную клетку со стороны столовой закрыта на внутренний замок)".
На принятые по делу акты Отавиной Ж.В. принесена жалоба, в которой ставится вопрос об изменении постановления должностного лица и решения судьи, исключив их них указания на следующие нарушения: "пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода размещены не в пожарных шкафах; не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре на путях эвакуации - на путях эвакуации на 1 этаже установлено устройство, препятствующее свободной эвакуации людей; дверь путей эвакуации из актового зала административного зала открывается не по направлению выхода из здания", и освобождении от административной ответственности, ограничившись устным замечанием, прекращении административного производства по делу в связи с малозначительностью.
Жалоба обоснована тем, что вина в совершении правонарушений не доказана, ответствует состав правонарушения в отношения не обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре на путях эвакуации.
Заслушав защитника Отавиной Ж.В. по доверенности Меньшикову С.Н., исследовав материалы дела об административном правонарушении, считаю, что из постановления должностного лица подлежит исключению нарушение противопожарной безопасности, касающееся установки турникета у центрального входа вахты (охраны), в остальном постановление должностного лица и решение судьи районного суда подлежат оставлению без изменения.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 это же статьи.
Часть 3 этой статьи предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Часть 4 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Допущенные нарушения противопожарной безопасности: разработка инструкции о мерах пожарной безопасности без учета специфики пожарной опасности здания; не обеспечение исправности сети внутреннего противопожарною водопровода и отсутствие проведения проверок ее работоспособности не реже 2 раза в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов; отсутствие сведений об обеспечении внутренним противопожарным водопроводом нормативного расхода воды для тушения пожара в здании; расположение пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода не в пожарных шкафах; эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (помещение вентиляционной камеры); не обеспечение безопасной эвакуация людей - при пожаре па путях эвакуации не применена сигнальная разметка для обозначения границ полосы безопасного движения и указания направления движения на пути эвакуации; дверь путей эвакуации из актового зала административного здания (рядом со стеной открывается не по направлению выхода из здания, подтверждается материалами дела, а именно протоколами об административных правонарушениях, письменным объяснением Отавиной Ж.В., другими материалами дела, которым должностным лицом и судьей районного суда дана правильная правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.
Указанные нарушения противоречат законодательству о противопожарной безопасности. В постановлении должностного лица, в части оставленном без изменения судьей районного суда, правильно указаны нормы Федерального закона от 22.07.2008г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федерального закона N 69 от 21.12.1994г. "О пожарной безопасности", Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. N 390, СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", которые допущены при эксплуатации здания территориальной администрации Ленинского района мэрии гор. Ярославля по адресу: гор. Ярославль, ул. Советская, 80.
В соответствии со ст.2 ФЗ от 21.12.1994г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
К числу нормативных правовых актов, регулирующие вопросы пожарной безопасности, относятся, в частности, Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. N 390, СНиП 21-01-97*"Пожарная безопасность зданий и сооружений" и другие.
Согласно п. 460 Правил противопожарного режима в РФ инструкция о мерах пожарной безопасности разрабатывается на основе настоящих Правил, нормативных документов по пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.
Согласно материалам дела инструкция о мерах пожарной безопасности разработана без учета специфики пожарной опасности здания, занимаемого территориальной администрации Ленинского района мэрии гор. Ярославля.
Из материалов дела также следует, что не обеспечена исправность сети внутреннего противопожарного водопровода и не организовано проведение проверок работоспособности не реже 2 раз в год, отсутствуют сведения об обеспечении внутренним противопожарным водопроводом нормативного расхода воды для тушения пожара в здании, что является нарушением ч. 1 ст. 86 ФЗ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 55 Правил противопожарной безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 86 ФЗ внутренний противопожарный водопровод должен обеспечивать нормативный расход воды для тушения пожаров в зданиях и сооружениях. Согласно п. 55 Правил противопожарной безопасности в РФ руководитель организации обеспечивает исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
В соответствии с п. 2.4.6 ГОСТ 12.4.009-83, утвержденный Постановлением Госстандарта СССР от 21.06.1989 N 1785, пожарный кран с оборудованием должен размещаться в пожарном шкафу, что не соблюдается в здании администрации района.
При этом утверждения защитника о том, что необходимо проведение реконструкции здания, так как здание построено до введения новых правил и установленные пожарные краны по своим габаритам не вмещаются в пожарные шкафы, ничем не подтверждено.
В нарушение требований п\п "в" п. 42 Правил противопожарной безопасности в РФ при проведении проверки была выявлена эксплуатация светильника со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 52 ФЗ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).
Согласно п. 43 Правил противопожарной безопасности в РФ руководитель организации обеспечивает исправное состояние знаков пожарной безопасности, в том числе обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы. Нарушение указанных требований также является доказанным.
В соответствии п 6.17 СНиП 21-01-97* двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания. В нарушение этого требования на момент проверки дверь эвакуации из актового зала административного (рядом со сценой) открывалась не по направлению выхода из здания.
Учитывая доказанность вышеперечисленных нарушений, должностное лицо обоснованно привлек Отавину Ж.В. к административной ответственности за нарушение правил противопожарной безопасности.
Согласно приказу главы территориальной администрации Ленинского района мэрии гор. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ N Отавина Ж.В. назначена ответственной за работу по обеспечению пожарной безопасности.
То есть Отавина Ж.В. является должностным лицом, которое несет ответственность, в том числе административную, за нарушение требований противопожарной безопасности.
Вместе с тем, вмененное нарушение, касающееся установки турникета у центрального входа вахты (охраны), подлежит исключению из принятых по делу актов.
В соответствии с п. 6.10 СНиП 21-01-97* выходы не являются эвакуационными, если в их проемах установлены раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, ворота для железнодорожного подвижного состава, вращающиеся двери и турникеты. Распашные калитки в указанных воротах могут считаться эвакуационными выходами.
Согласно п. 6.16 СНиП 21-01-97* высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее:
1,2 м - из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел., из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф1.3, - более 50 чел.;
0,8 м - во всех остальных случаях.
Ширина наружных дверей лестничных клеток и дверей из лестничных клеток в вестибюль должна быть не менее расчетной или ширины марша лестницы, установленной в п. 6.29.
Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.
Из имеющихся доказательств следует, что турникет имеет распашную калитку. При этом материалы дела не содержат доказательств того, что размеры калитки турникета не соответствуют указанным параметрам. Напротив, подтверждают соответствие калитки требованиям п. 6.16 СНиП 21-01-97*.
Исключение указанного из вмененного объема нарушений не влечет изменение квалификации действий Отавиной Ж.В., так как нарушение указанных требований образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ. Материалами дела доказывается нарушение иных требований противопожарной безопасности к эвакуационным путям, что является достаточным для квалификации действий по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Устранение некоторых нарушений противопожарной безопасности после вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не является основанием для освобождения от административной ответственности.
Вопрос о виновности разрешен в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Составы правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч.1 ч.3,ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, являются формальными. Следовательно, по указанным правонарушениям существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении юридического лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Таким образом, основания для применения положений о малозначительности правонарушений по данному делу, отсутствуют.
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность постановления должностного лица и решения судьи, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей районного суда при рассмотрении дела и получили надлежащую правовую оценку
Административное наказание назначено в минимальном размере. В связи с этим оснований для снижения размере назначенного штрафа не имеется.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется.
Порядок и процедура привлечения к административной ответственности соблюдены.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена судьей в соответствии с требованиями главы 30 КоАП РФ.
Обжалуемые акты соответствуют требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
В связи с изложенным основания для отмены постановления должностного лица и решения судьи не имеется.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора г. Ярославля по пожарному надзору ФИО1. от ДД.ММ.ГГГГ N по делу об административных правонарушения, предусмотренных ч.1, ч.3, ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Отавиной Ж.В., и решение судьи Ленинского районного суда гор. Ярославля от 29 июля 2015г. изменить, исключив из принятых по делу актов указание о нарушении требований противопожарных правил, касающихся установки турникета у центрального входа вахты (охраны).
В остальном Постановление государственного инспектора г. Ярославля по пожарному надзору ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N по делу об административных правонарушения, предусмотренных ч.1, ч.3,ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Отавиной Ж.В. (с учетом внесенных в него изменений решением судьи Ленинского районного суда гор. Ярославля), и решение судьи Ленинского районного суда гор. Ярославля от 29 июля 2015г. оставить без изменений, а жалобу Отавиной Ж.В. - без удовлетворения.
Судья В.С.Преснов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.