Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Преснова В.С.,
судей Федотовой Н.П., Суринова М.Ю.,
при секретаре Марковой О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле 11 августа 2015 года
гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента архитектуры и развития территорий города Ярославля мэрии г. Ярославля на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 15 мая 2015 года, которым постановлено:
Требования Калинина А.П. удовлетворить.
Признать отказ Департамента архитектуры и развития территорий города Ярославля мэрии г. Ярославля в выдаче Калинину А.П. разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу "адрес", незаконным.
Возложить на Департамент архитектуры и развития территорий города Ярославля мэрии г. Ярославля обязанность по выдаче Калинину А.П. разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с предоставленной схемой планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Заслушав доклад судьи Суринова М.Ю., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Калинин А.П. обратился в Кировский районный суд г. Ярославля с заявлением о признании незаконным отказа Департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля в выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: "адрес", возложении обязанности выдать разрешение на реконструкцию в соответствии с предоставленной схемой планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
В обоснование заявленных требований указано, что Калинину А.П. на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации индивидуального жилого дома, общая площадь ... кв. м., расположенный по адресу: "адрес", кадастровый номер N, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Заявитель обратился в Департамент архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля с заявлением для получения разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома, приложив к заявлению правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ N. Департаментом архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля отказано в выдаче разрешения на реконструкцию в связи с несоответствием предоставленной заявителем схемы планировочной организации земельного участка Постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", не предоставлением листа схемы с вертикальной планировкой земельного участка, с указанием планировочных отметок уровня земли, отметки уровня пола первого этажа, мероприятиями по предупреждению затопления соседних земельных участков с указанием отвода дождевых и ливневых вод. Жалоба на указанный отказ, поданная в порядке досудебного решения спорного вопроса, Департаментом архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля ДД.ММ.ГГГГ оставлена без удовлетворения.
С данным отказом заявитель не согласен, полагает его нарушающим его права и законные интересы. Указывает, что Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 года N 87 никаких требований к схеме планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства не определяет и не устанавливает ее состав; действие указанного Постановления Правительства РФ не распространяется на реконструкцию объектов индивидуального жилищного строительства, поскольку осуществление проектной документации при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства не требуется. Постановление мэра г. Ярославля от 06.04.2008 года N 872 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на строительство", а также Письмо Министерства экономического развития РФ от 24.12.2010 года N Д23-5348 противоречат Градостроительному кодексу РФ.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена мэрия города Ярославля.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда в связи с необоснованностью, нарушением норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда с учетом доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя мэрии города Ярославля и Департамента архитектуры и развития территории города мэрии г.Ярославля по доверенностям Свиридову И.В., возражения на апелляционную жалобу Калинина А.П., судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявление, суд руководствовался тем, что поскольку заявитель Калинин А.П. в установленном законом порядке обратился с заявлением для получения разрешения на строительство в надлежащий уполномоченный орган, с приложением всех необходимых документов предусмотренных ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, и отказ департамента препятствует осуществлению прав и свобод заявителя, имеются все основания для удовлетворения его заявления о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство на земельном участке площадью ... кв. м., по адресу: "адрес".
С указанным выводом судебная коллегия соглашается, находит его верным, основанным на законе и обстоятельствах дела.
В соответствии с пунктом 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Частью 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрен перечень документов, которые необходимо представить для получения разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства. В частности, к ним относятся правоустанавливающие документы на земельный участок, а также его градостроительный план и схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривается, что такие документы заявителем были представлены.
Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства (ч. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).
При этом судебная коллегия находит несостоятельными доводы жалобы о том, что представленная заявителем схема планировочной организации земельного участка не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", поскольку согласно ст. 48 Градостроительного кодекса РФ осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.
Схема планировочной организации земельного участка с указанием места расположения индивидуального жилого дома применительно к положениям п. 3 ч. 3 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ должна соответствовать положениям Приказа Министерства регионального развития РФ от 19.10.2006 N 120 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения формы разрешения на строительство", (указанный документ утратил силу 15.05.2015., в связи с изданием Приказа Минстроя России от 19.02.2015 N 117/ПР, вступившего в силу с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу Постановления Правительства РФ от 24.11.2005 N 698. Постановление Правительства РФ от 06.05.2015 N 437, отменившее Постановление Правительства РФ от 24.11.2005 N 698, вступило в силу по истечении 7 дней после официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - ДД.ММ.ГГГГ., то есть действовал на дату отказа Департаментом в удовлетворении заявления Калинина А.П.), а именно содержать сведения, необходимые для заполнения формы разрешения на строительство; в схеме должна быть указана общая площадь объекта капитального строительства, количество этажей и/или высота здания, строения, сооружения, строительный объем.
Схема, представленная заявителем заинтересованному лицу, указанным требованиям соответствует.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Вместе с тем, в силу ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 г. N "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении дела по существу суду надлежит в том числе выяснять:
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.), а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Из положений ст. 258 ГПК РФ, следует, что суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному акту.
Согласно 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), при этом Департаментом архитектуры и развития территории города мэрии г.Ярославля не представлено доказательств наличия правовых оснований, предусмотренных пунктом 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, для отказа в выдаче заявителю разрешения на строительство.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что, Калинин А.П. в установленном законом порядке обратилась с заявлением для получения разрешения на строительство в надлежащий уполномоченный орган, с приложением всех необходимых документов предусмотренных п. 3 ч. 3 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, и отказ департамента препятствует осуществлению прав и свобод заявителя.
В целом доводы жалобы повторяют правовую позицию представителя мэрии города Ярославля и Департамента архитектуры и развития территории города мэрии г.Ярославля в суде первой инстанции и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, которые должным образом исследованы и оценены судом первой инстанции, в связи с чем не могут являться основанием к отмене оспариваемого решения.
Решение суда является законным и обоснованным; оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Ярославля от 15 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента архитектуры и развития территорий города Ярославля мэрии г. Ярославля на указанное решение - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.