Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Волковой В.Г.
судей Кузьминой О.Ю., Брюквиной С.В.
при секретаре Велигиной М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузьминой О.Ю.
17 августа 2015 года
гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в Пошехонском муниципальном районе Ярославской области на решение Пошехонского районного суда Ярославской области от 08 июня 2015 года, которым постановлено:
Признать отказ ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Пошехонском муниципальном районе Ярославской области в назначении Харламовой О.Н. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью необоснованным.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Пошехонском муниципальном районе Ярославской области включить в специальный стаж Харламовой О.Н., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период нахождения в учебных отпусках с 15 ноября 2004 года по 14 декабря 2004 года, с 02 февраля 2005 года по 16 февраля 2005 года, с 06 июня 2005 года по 30 июня 2005 года, с 01 февраля 2006 года по 20 февраля 2006 года, с 01 июня 2006 года по 30 июня 2006 года, с 8 декабря 2006 по 27 декабря 2006 года, с 02 марта 2007 года по 11 марта 2007 года, с 24 апреля 2007 года по 24 мая 2007 года.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Пошехонском муниципальном районе Ярославской области назначить Харламовой О.Н. досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью с момента подачи заявления, с 21 апреля 2015 года.
Судебная коллегия установила:
Харламова О.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Пошехонском муниципальном районе Ярославской области, ссылаясь на то, что 21 апреля 2015 года она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Пошехонском муниципальном районе Ярославской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в РФ". Однако решением комиссии от 05.05.2015 года в назначении досрочной трудовой пенсии ей было отказано ввиду отсутствия необходимого специального стажа работы, дающего права на досрочное пенсионное обеспечение. С решением Управления истец не согласилась, считает отказ незаконным.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым ответчик не согласился.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, а также взыскать с истицы государственную пошлину, уплаченную Управлением при подаче апелляционной жалобы в сумме "данные изъяты" рублей.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к нарушению норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов
апелляционной жалобы, обсудив их, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены постановленного решения.
С выводом суда об удовлетворении исковых требований Харламовой О.Н. судебная коллегия соглашается, считает его правильным, основанным на материалах дела и правильном применении и толковании норм материального права.
При разрешении спора суд полно и правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, собранные по делу доказательства оценил в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, оснований для переоценки доказательств по делу судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для включения Харламовой О.Н. в стаж педагогической деятельности спорных периодов повторяют позицию ответчика в судебном заседании, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается.
Согласно подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 Закона (60 лет - мужчинам, 55 лет - женщинам) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
На основании п.2 ст.27 Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп.19 п.2 ст.27 Закона утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Из п.3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Закона,
утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, следует, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
В соответствии с абз.5 п.2, абз.1 п.4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, действовавшего до 01 октября 1993 года, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
В силу ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Указанные отпуска, как следует из нормы права, предоставляются ежегодно, пока работник обучается в высшем учебном заведении.
В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со ст. 27,28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В спорные периоды Харламова О.Н. проходила обучение в имеющем государственную аккредитацию Ярославском государственном педагогическом университете им. ФИО1, в период обучения работодателем ежегодно предоставлялись Харламовой О.Н. дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы и оплачивались взносы в пенсионный фонд.
При установленных обстоятельствах, с учетом примененных норм права, регулирующих возникшие правоотношения, суд обоснованно включил периоды нахождения Харламовой О.Н. в дополнительных (учебных) отпусках в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Доводы апелляционной жалобы о том, что учебный отпуск не поименован в п.5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516 и его нельзя отнести к ежегодным дополнительным оплачиваемым отпускам, выводы суда не опровергают, поскольку основаны на ином неправильном толковании норм материального права.
Судебная коллегия считает, что судом обоснованно возложена на ответчика обязанность по назначению пенсии с 21.04.2015 года, поскольку на эту дату с учетом включения спорных периодов в специальный стаж, у Харламовой О.Н. возникло право на получение досрочной пенсии.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не являются основаниями для отмены решения суда в силу ст.330 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в Пошехонском муниципальном районе Ярославской области на решение Пошехонского районного суда Ярославской области от 08 июня 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.