Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Преснова В.С.
судей Суринова М.Ю., Федотовой Н.П.
при секретаре Марковой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
21 августа 2015 года
гражданское дело по апелляционной жалобе Думы Ростовского муниципального района Ярославской области на решение Ростовского районного суда Ярославской области от 03.06.2015 года, которым постановлено:
"Признать пункт 5 приложения N 2 к решению Думы Ростовского муниципального района Ярославской области от 04 апреля 2013г. N 40 "Об установлении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Ростовского муниципального района (в ред. От 28.11.2013г.), в части величины коэффициента функционального использования, превышающей значение 0,52, не соответствующим Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009г. N 582, и не действующим в этой части".
Заслушав доклад судьи Преснова В.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Батурин А.Н. обратился в суд с заявлением о признании п. 5 Приложения N 2 к Решению Думы Ростовского муниципального района Ярославской области от 04.04.2013 г. N 40 "Об установлении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Ростовского муниципального района" в части величины коэффициента функционального использования, превышающей значение 0,52, не соответствующим Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, установленным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 и не действующими в этой части.
В заявлении указал, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Ростовского муниципального района Ярославской области в лице Управления муниципальным имуществом администрации Ростовского муниципального района ФИО 1. на основании договора аренды N был предоставлен земельный участок площадью ... кв.м., расположенный по адресу: "адрес", категория земель - земли населенных пунктов, целевое назначение - для строительства торгового комплекса.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО 1. и Батуриным А.Н. заключен договор о передаче прав и обязанностей, в соответствии с которым права и обязанности по договору аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ переданы N, который стал арендатором земельного участка.
В 2014 г. коэффициент функционального использования, применяемый при расчете арендной платы, и установленный Решением Думы Ростовского муниципального района Ярославской области от 04.04.2013 г. N 40 "Об установлении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Ростовского муниципального района", увеличился с 0,52 до 4,7, в связи с чем размер арендной платы увеличился более чем в 9 раз по сравнению с 2013 годом.
Заявитель полагает, что данный размер коэффициента является завышенным и экономически необоснованным, а для целей расчета арендной платы необходимо применять коэффициент, равный 0,52.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Батурин А.Н. заявленные требования поддержал.
Представитель Думы Ростовского муниципального района по доверенности Ганьжина Л.В. возражала против удовлетворения заявления.
Заинтересованные лица УМИ Администрации Ростовского муниципального района, МКУ РМР "Агентство земельных правоотношений", извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда. Доводы жалобы сводятся к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушению норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит оставить решение без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения суда, заслушав представителя заявителя по доверенности Батурина А.Н., возражавшего против удовлетворения жалобы, заключение прокурора Соболевского М.Г. об отказе в удовлетворении жалобы, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 06 октября 2013 года N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Заявитель является арендатором земельного участка, переданного ему муниципальным образованием для строительства торгового центра. Поэтому оспариваемое положение нормативного акта непосредственно затрагивает его права. В связи с чем он вправе оспаривать данный нормативный акт.
Решением Думы Ростовской муниципального района от 23.09.2014г. N 81 Приложение N 2 к решению Думы РМР от 04.04.2013г. N 40 признано утратившим силу с 01.01.2015г. в связи с внесением изменений в решение от 04.04.2013г. и установлением новых коэффициентов.
Данное обстоятельство не является основанием для отмены решения суда, так как оспоренное положение нормативного акта не действует с 01.01.2015г. в связи с установлением новых размеров коэффициентов. Согласно расчету арендной платы по земельному участку, переданному заявителю в аренду, расчет арендной платы за 2014г. осуществлен с использованием коэффициента, установленного решением муниципальной Думы от 04.04.2013г. В связи с этим применение оспоренного нормативного акта в ранее действовавшей редакции, в частности, при разрешении споров о взыскании арендной платы в пределах сроков исковой давности, не исключается.
Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ и правилами главы 24 ГПК РФ, в том числе и по мотивам несоответствия принципам, установленным нормативно-правовыми актами, могут обжаловаться в судебном порядке.
Признавая оспариваемое положение нормативного акта, принятого Думой Ростовского муниципального района, суд исходил из того, что эти положения противоречат Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009г. N 582, имеющим большую юридическую силу.
С этими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, считает их правильными, основанными на законе и материалах дела.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, а также в силу действовавших до 1 марта 2015 года (т.е. в период принятия оспариваемого нормативного акта) пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Также в период принятия оспариваемого нормативного акта действовали положения ч. 4 ст. 22 Земельного кодекса РФ, согласно которым общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года N 582 установлены Основные принципы определения арендной платы земли.
Порядок определения арендной платы земельных участков на территории Ярославской области определен Постановлением Правительства Ярославской области от 21.12.2008г. N 710-п "Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставляемые в аренду без торгов".
Пункт 2.2 Порядка определения арендной платы земли на территории Ярославской области предусматривает расчет арендной платы исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в границах кадастрового квартала с учетом разрешенного использования (руб./кв. м), определяемый в соответствии с постановлениями Правительства области об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель; площади земельного участка (кв. м); коэффициента функционального использования, определяемый на основании вида экономической деятельности арендатора и социальной значимости для развития муниципального района (городского округа).
В соответствии с п. 2.3 указанного Порядка коэффициент функционального использования определяется органом местного самоуправления, в случаях предусмотренных данным Порядком.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года N 582 в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Принцип экономической обоснованности предполагает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке (Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года N 582).
Анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что коэффициент функционального использования земли, являясь одним из показателей расчета годовой арендной платы, должен отвечать принципу экономической обоснованности.
Между тем, доказательства того, что орган местного самоуправления при определении коэффициента функционального использования земельного участка, учитывал вышеуказанные принципы, не представлены.
Согласно пояснительной записке, представленной Думой Ростовского муниципального района (л.д. 37-46), коэффициент под строительство торгового комплекса рассчитывается исходя из ставки аренды на землю на 2012г., удельного показателя кадастровой стоимости земель (расчетная величина, представляющая собой кадастровую стоимость единицы площади (1 кв. метр) земель).
Однако пояснительная записка и другие материалы дела не содержат сведений о проведении экономического обоснования коэффициента с учетом принципов, закрепленных в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2009г. N 582).
То есть оспариваемое решение устанавливает размер коэффициента функционального использования, который применяется в расчете арендной платы, на основании кадастровой стоимости земельных участков, не содержит каких либо расчетов экономической обоснованности.
Согласно п.5 ст. 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость может применяться при определении арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Формула расчета годовой арендной платы, установленная пунктом 2.2 Порядка определения арендной платы земли на территории Ярославской области, предусматривает применение кадастровой стоимости земельного участка: Ави = УПКСЗви x S x К, где "Ави" - величина годовой арендной платы по виду использования (руб.); "УПКСЗви" - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в границах кадастрового квартала с учетом разрешенного использования (руб./кв. м), определяемый в соответствии с постановлениями Правительства области об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель; "S" - площадь земельного участка; "К" - коэффициент функционального использования.
То есть формула предусматривает удельный показатель кадастровой стоимости как самостоятельную величину при расчете годовой арендной платы.
Формула предусматривает также использование коэффициента функционального использования. При этом указанный Порядок предписывает определять этот коэффициент на основании вида экономической деятельности арендатора и социальной значимости для развития муниципального района (городского округа), т.е. критерии определения коэффициента свидетельствуют о том, что этот коэффициент является экономической составляющей формулы расчета годовой арендной платы.
Тем самым, указанный коэффициент подразумевает необходимость экономического обоснования его размера с учетом принципов, установленных Правительством РФ.
Вместе с тем материалы дела не содержат доказательств того, орган местного самоуправления при расчете коэффициента исходил из указанных выше принципов и критерием, закрепленных в Порядке определения арендной платы земли на территории Ярославской области.
В силу вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что введение рассматриваемых значений коэффициента функционального использования земельного участка без соблюдения принципа экономической обоснованности при определении его размера, свидетельствует о нарушении органом местного самоуправления положений Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", имеющего большую юридическую силу.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.
В связи с этим оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Думы Ростовского муниципального района Ярославской области на решение Ростовского районного суда Ярославской области от 03 июня 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.