Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
Председательствующего Лавровой С.Е.
судей областного суда Стёпина А.Б., Хасановой М.М.
при секретаре Смирновой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хасановой М.М. дело по апелляционной жалобе Бекешева Амангельды Кузаровича на решение Ахтубинского районного суда г. Астрахани от 6 июля 2015 года по заявлению Бекешева Амангельды Кузаровича к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ахтубинскому району Астраханской области, Управлению Министерства внутренних дел по Астраханской области о признании бездействия незаконным, признании решения жилищно-бытовой комиссии отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ахтубинскому району Астраханской области от 24 марта 2010 года незаконным, возложении обязанности восстановить в очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении
УСТАНОВИЛА:
Бекешев А.К. обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать Управление Министерства внутренних дел по Астраханской области восстановить его в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, признать бездействие ОМВД по Ахтубинскому району незаконным, признать решение о снятии его с данного учета незаконным, указав, что ДД.ММ.ГГГГ он был уволен со службы из органов внутренних дел. С ДД.ММ.ГГГГ года состоял в очереди сотрудников МВД, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Из ответа УМВД по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ заявителю известно, что действия должностных лиц, поставивших его на учет в ДД.ММ.ГГГГ, являются неправомерными, в связи с чем он был снят с учета, нуждающихся в жилищных помещениях. Полагает, что оснований для снятия его с учета не имелось. Решения о снятии с учета он не получал.
В последующем заявленные требования были изменены, заявитель просил восстановить срок для обжалования решения жилищно-бытовой комиссии ОВД по Ахтубинскому району, признать незаконными бездействие по невыдаче решения о снятии его с учета, решение жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о снятии его с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, обязать УМВД по Астраханской области восстановить его в очереди нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 6 июля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Бекешев А.К. ставит вопрос об отмене решения, ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, поскольку ДД.ММ.ГГГГ им было получено уведомление о необходимости перерегистрации и предоставления дополнительных документов.
Представитель Бекешева А.К. - Нарузбаева А.А., представитель ОМВД по Ахтубинскому району , в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежаще, причина неявки неизвестна, представитель УМВД по Астраханской области представил заявление о рассмотрении и дела в его отсутствии .
С учетом изложенного, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав докладчика, объяснения Бекешева А.К., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, и, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда по указанным в ней доводам.
В соответствии со ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со статьями 254, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации , гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с отрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина Российской Федерации определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
До 1 марта 2005 годаучет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регулировался Постановлением Совмина РСФСР от 31 июля 1984 N335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР".
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований , которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В силу положений ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Инструкцией о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных Министерству внутренних дел Российской Федерации, и предоставления им жилых помещений, утвержденной Приказом Министерством внутренних дел Российской Федерации N 169 от 18 марта 2003 года, и Положением о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденным Приказом МВД N 345 от 24 мая 2003 года, установлен единый порядок учета нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, в соответствии с которым, постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России. Учет сотрудников (работников), нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется исходя из времени принятия их на учет по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются сотрудники (работники), имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилья. Право состоять на учете сохраняется за сотрудниками (работниками) до получения жилого помещения, за исключением случаев, указанных в части второй настоящего пункта.
Сотрудники (работники) снимаются с учета в случаях: улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с Министерством, если они состоят на учете по месту службы (работы) и никто из членов их семей не проходит службу (работает) в центральном аппарате и подразделениях, непосредственно подчиненных МВД России, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ годы Бекешев А.К. являлся сотрудником органов внутренних дел - ОВД по Ахтубинскому району Астраханской области.
Поскольку Бекешев А.К. нуждался в жилом помещении, он был включен в список лиц, нуждающихся в получении жилых помещений.
На основании Протокола заседания жилищно-бытовой комиссии по Ахтубинскому ОВД N1 от ДД.ММ.ГГГГ произведена перерегистрация очередников, принятых на учет на получение жилых помещений. В указанный список включен и Бекешев А.К..
Таким образом, принятие Бекешева А.К. на учет для получения жилого помещения имело место до 1 марта 2005 года.
В материалах дела имеется также протокол заседания жилищно-бытовой комиссии России по Ахтубинскому ОВД N10 от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что Бекешев А. включен в список очередников на получение жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовой комиссией ОВД России по Ахтубинскому району принято решение объявить лицам, состоящим на учете, о необходимости предоставления справок в учетные дела жилищно-бытовой комиссии на улучшение жилищных условий, вывесить данное объявление на доске.
ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовой комиссией ОМВД России по Ахтубинскому району принято решение о снятии Бекешева А.К. с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с несвоевременным и неполным предоставлением документов в жилищно-бытовую комиссию.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, районный суд пришел к выводу о пропуске заявителем срока на обжалование решения жилищно-бытовой комиссии ОВД по Ахтубинскому району от ДД.ММ.ГГГГ, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда.
В соответствии с частью 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Согласно разъяснений, данных в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда российской Федерации от 10 февраля 2009 года N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152 , части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Судом первой инстанции установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Бекешеву А.К. вручено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ N об исключении его из списков очередников на получение (улучшение) жилищных условий.
Выводы суда в этой части подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оснований подвергать сомнению которые не имеется.
Так, на листе 19 журнала внутренней корреспонденции содержаться сведения от ДД.ММ.ГГГГ N "уведомление по жилищному вопросу от ФИО8", а также подпись Бекешева А.К. о получении уведомления. Дата получения уведомления Бекешевым А.К. указана ДД.ММ.ГГГГ.
Свидетель ФИО6 в судебном заседании подтвердила факт получения Бекешевым А.К. в ДД.ММ.ГГГГ году уведомления о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Оценивая исследованные доказательства, районный суд обоснованно пришел к выводу, что фамилии лиц, расписавшихся в журнале за уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, согласуются с фамилиями лиц, указанных в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении которых принято решение об исключении из очереди на получение жилья.
При этом, в судебном заседании стороной заявителя не оспаривалась принадлежность данной подписи Бекешеву А.К..
Таким образом, совокупность исследованных доказательств подтверждает то обстоятельство, что в ДД.ММ.ГГГГ года заявителю было известно о принятом в отношении него ДД.ММ.ГГГГ решении жилищно-бытовой комиссии ОВД по Ахтубинскому району о снятии с учета.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заявителю о решении жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ стало известно ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ им было получено уведомление о необходимости перегистрации и представления дополнительных документов, направлены на переоценку доказательств, которые являлись предметом исследования судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка.
При этом, судебная коллегия обращает внимание на пояснения заявителя, данные ДД.ММ.ГГГГ, в которых он указывает, что в ДД.ММ.ГГГГ он был снят с учета, в ДД.ММ.ГГГГ вновь представил необходимый пакет документов для принятия его на учет. В 2014 году ему было известно, что он не значится в списках на получение жилого помещения. Таким образом, пояснения Бекешева А.К. опровергают доводы апелляционной жалобы о том, что ему не было известно о состоявшемся в ДД.ММ.ГГГГ году решении жилищно-бытовой комиссии, которым он исключен из списка лиц, нуждающихся в жилых помещениях.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не выяснялись причины нарушения жилищно-бытовой комиссией срока, установленного статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, не могут служить основанием для отмены судебного решения, поскольку основанием отказа в удовлетворении заявленных требований является пропуск заявителем срока на обращение в суд с заявлением.
Таким образом, судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не допущено, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 6 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бекешева Амангельды Кузаровича - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.