Судья Иркутского областного суда Слепнёв П.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу исполняющего обязанности генерального директора ОАО "Иркутский завод сборного железобетона" Попова А.Е. на постановление главного государственного инспектора г. Иркутска по пожарному надзору от 09 октября 2014 года и решение судьи Свердловского районного суда г. Иркутска от 09 июня 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Открытого акционерного общества "Иркутский завод сборного железобетона", далее (ОАО "ИЗСЖБ"),
УСТАНОВИЛ:
постановлением Номер изъят главного государственного инспектора г. Иркутска по пожарному надзору Ч. от 09 октября 2014 года ОАО "Иркутский завод сборного железобетона" признано виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и в соответствии с требованиями частей 2, 3 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Обществу назначено наказание в пределах санкции части 3.4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Свердловского районного суда г. Иркутска Алексеевой Н.В. от 30 декабря 2014 года постановление главного государственного инспектора г. Иркутска по пожарному надзору от 09 октября 2014 года о назначении ОАО "Иркутский завод сборного железобетона" административного наказания оставлено без изменения, жалоба исполняющего обязанности генерального директора ОАО "Иркутский завод сборного железобетона" П. - без удовлетворения.
Данное решение Свердловского районного суда г. Иркутска П. было обжаловано в Иркутский областной суд.
Решением судьи областного суда от 04 марта 2015 года решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 30 декабря 2014 года было отменено, дело возвращено в суд на новое рассмотрение. Жалоба исполняющего обязанности генерального директора ОАО "Иркутский завод сборного железобетона" П. - удовлетворена частично.
Решением судьи Свердловского районного суда г. Иркутска от 09 июня 2015 года постановление главного государственного инспектора г. Иркутска по пожарному надзору от 09 октября 2014 года о назначении ОАО "Иркутский завод сборного железобетона" административного наказания оставлено без изменения, жалоба исполняющего обязанности генерального директора ОАО "Иркутский завод сборного железобетона" П. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, исполняющий обязанности генерального директора ОАО "Иркутский завод сборного железобетона" П., не оспаривая доказанность вины Общества в совершении правонарушения и правильность юридической квалификации содеянного, просит изменить судебное решение в части назначения Обществу административного наказания, считая наказание неоправданно суровым.
О месте и времени рассмотрения Иркутским областным судом жалобы генеральный директор ОАО "Иркутский завод сборного железобетона" П. извещен надлежащим образом, однако, в судебное заседание не явился, об отложении слушания дела не ходатайствовал, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть жалобу без участия П.
В своей жалобе исполняющий обязанности генерального директора ОАО "Иркутский завод сборного железобетона" П., не ставит вопрос об отмене постановлением Номер изъят главного государственного инспектора г. Иркутска по пожарному надзору от 09 октября 2014 года, однако, в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, принявший к рассмотрению жалобу на не вступившее в законную силу постановление, решение по делу об административном правонарушении, в интересах законности обязан проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, судебный материал, заслушав защитника К., действующую на основании доверенности Номер изъят от Дата изъята , поддержавшую доводы жалобы,
проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность наступает за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, на сновании распоряжения Номер изъят от 11 июля 2014 года отделом надзорной деятельности Иркутской области ГУ МЧС России по Иркутской области в период с 04 августа по 29 августа 2014 года проведена внеплановая выездная проверка по исполнению предписания органа ГПН от 30 августа 2013 года Номер изъят в отношении Открытого акционерного общества "Иркутский завод сборного железобетона", о чем был составлен акт проверки Номер изъят, в котором указаны нарушения требований пожарной безопасности, допущенные ОАО "ИЗСЖБ".
29 августа 2014 года должностным лицом ГПН в отношении ОАО "ИЗСЖБ" был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частями 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением должностного лица ГПН от 09 октября 2014 года ОАО "ИЗСЖБ" привлечено к административной ответственности по частям 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Привлекая ОАО "ИЗСЖБ" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного по частями 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, главный государственный инспектор г. Иркутска по пожарному надзору и судья Свердловского районного суда г. Иркутска, проверяя дело по жалобе, правильно установили фактические обстоятельства дела, верно, оценили имеющиеся в нем доказательства, правильно применили закон об административном правонарушении и пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ОАО "ИЗСЖБ" состава административного правонарушения, предусмотренного частями 3,4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установленные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими надлежащую правовую оценку должностного лица и судьи городского суда.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ходе производства по данному делу должностное лицо и судья Свердловского районного суда г. Иркутска при соблюдении требований материального и процессуального права пришли к обоснованному выводу о том, что ОАО "ИЗСЖБ" нарушило требования пожарной безопасности.
Соответствующие выводы надлежащим образом мотивированы в постановлении должностного лица и решении судьи районного суда.
Постановление о привлечении ОАО "ИЗСЖБ" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 3,4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом ГПН в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшихся по делу постановления и решения в части назначенного ОАО "ИЗСЖБ" наказания.
В силу части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, как это предусмотрено, в частности, частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.
Данным Постановлением положения части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти законоположения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией (сто тысяч рублей и более), и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Конституционным Судом Российской Федерации постановлено, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении.
Впоследствии Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанная норма дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3, в силу которых при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.
Таким образом, с учетом изложенного, а также характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, тяжелого финансового положения ОАО "ИЗСЖБ" признанным несостоятельным (банкротом), и в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица назначенное обществу административное наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей в минимальном размере, предусмотренном санкцией частей 3,4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией названной нормы, но до размера не менее половины минимального размера.
При таких обстоятельствах постановление Номер изъят главного государственного инспектора г. Иркутска по пожарному надзору от 09 октября 2014 года и решение судьи Свердловского районного суда г. Иркутска от 09 июня 2015 года вынесенные в отношении Открытого акционерного общества "Иркутский завод сборного железобетона" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 3,4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению путем снижения назначенного Обществу наказания в виде административного штрафа до 75 000 рублей.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
жалобу исполняющего обязанности генерального директора ОАО Иркутский завод сборного железобетона" П. удовлетворить частично.
Постановление главного государственного инспектора г. Иркутска по пожарному надзору от 09 октября 2014 года и решение судьи Свердловского районного суда г. Иркутска от 09 июня 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 3,4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении Открытого акционерного общества "Иркутский завод сборного железобетона", изменить: назначенное Открытому акционерному обществу "Иркутский завод сборного железобетона", административное наказание смягчить с 150 000 рублей до 75 000 рублей.
В остальной части указанные постановление и решение оставить без изменения.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано председателю Иркутского областного суда.
Судья П.И. Слепнёв
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.