Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Подольской А.А.
При секретаре судебного заседания Гратер Л.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по заявлению Хачатряна М.В., Трофимова С.Н. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Хачатрян М.В., Трофимов С.Н. обратились в Самарский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N площадью 1716 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 1 321 320 рублей.
Свои требования заявитель обосновали тем, что данный земельный участок принадлежит им на праве собственности ( по1/2 доли).
С момента вступления в силу постановления Правительства Самарской области от 13.11.2013 года N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена по состоянию на 01.01.2013 года в размере 9 323 491,32 руб.
Согласно отчету об оценке N 170/12-2014 от 17.12.2014 года выполненного оценщиком ООО "Центр оценки консалтинга и финансовой экспертизы "Финэкс" итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки - земельного участка с кадастровым номером N на дату оценки 01.01.2013 года составила - 1 321 320 рублей.
На основании изложенного, заявитель считает, что в соответствии со статьей 24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
В судебном заседании представитель Калинин В.И., действующий на основании доверенности от 18.06.2014г. заявленные требования поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении.
Представители ФГБУ "ФКП" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, Правительства Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, администрации г.о. Сызрань в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены надлежащим образом, в письменных отзывах на имя суда просили в удовлетворении требований отказать.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что требования заявителей об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости подлежат частичному удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости" (ФСО N 4), утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 N 508, определено понятие кадастровой стоимости.
Согласно пункту 3 ФСО N 4 под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" утвержден порядок проведения государственной кадастровой оценки земли.
Согласно пункту 10 названных Правил проведения государственной кадастровой оценки земель органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Из материалов дела усматривается, что Хачатрян М.В., Трофимов С.Н. владеют на праве собственности земельным участком с кадастровым номером N площадью 1716 кв.м., расположенного по адресу: "адрес" - по ? доли каждый.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 года N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1716 кв.м., расположенного по адресу: "адрес" определена по состоянию на 01.01.2013 года и составляет 9 323 491,32 руб..
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Данной нормой также предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 3 и статьей 4 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под оценочной деятельностью понимается деятельность оценщиков - юридических лиц и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), - направленная на установление в отношении объектов оценки их рыночной или иной стоимости и выполняемая для потребителей этих услуг (заказчиков).
В силу статьи 12 отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
В силу статьи 3 названного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции.
Заявителем в обоснование своих требований представлен отчет об оценке N 170/12-2014 от 17.12.2014 года выполненноый оценщиком ООО "Центр оценки консалтинга и финансовой экспертизы "Финэкс", согласно которому итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки - земельного участка с кадастровым номером N, на дату оценки 01.01.2013 года составила - 1 321 320 рублей.
В ходе судебного разбирательства по настоящему делу стороны оспаривали представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости, в связи с чем по делу была назначена и проведена судебная экспертиза.
Согласно заключению эксперта, выполненного на основании определения суда экспертом Автономной некоммерческой организации "Экспертный Совет по оценке и имущественным спорам" (АНО "ЭС ОИС") Козловым В.В., итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1716 кв.м., расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 01.01.2013 года составляет 1 288 300 рублей.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя об установлении кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка равной его рыночной стоимости, установленной в отчете эксперта.
Заключение эксперта, отвечает требованиям статей 79, 84 - 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, у суда не имеется оснований подвергать сомнению выводы эксперта. Ходатайств о назначении повторной либо дополнительной экспертизы не заявлено.
При этом суд полагает, что поскольку незначительная разница между рыночной стоимостью определенной отчетом, представленным заявителем - 1 321 320 рублей и определенной экспертом - 1288 300 рублей, то следует установить рыночную стоимость равную размеру, определенному в отчете об оценке, поскольку ее достоверность подтверждена в рамках проведенной экспертизы.
Установление кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 " О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов настоящего дела следует, что заявитель обратился в суд 30.12.2014г.
При этом суд полагает необходимым рассмотреть вопрос о возмещении затрат на проведение судебной экспертизы, поскольку как следует из представленного Автономной некоммерческой организации "Экспертный Совет по оценке и имущественным спорам" (АНО "ЭС ОИС") ходатайства суду, проведенная ими по определению суда экспертиза никем не оплачена, размер платы составляет 40 000 рублей
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" с учетом того, что главой 23 ГПК РФ, главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 7 ГПК РФ, главы 10 КАС РФ.
При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
Суд полагает, что данные расходы подлежат взысканию с Правительства Самарской области, поскольку именно они Постановлением N 610 от 13.11.2013г. утвердили результаты определения кадастровой стоимости, в том числе спорного земельного участка, в рамках рассмотрения дела оспаривали право заявителя на установление кадастровой стоимости в заявленном размере, что следует из пояснений представителя в судебном заседании (Л.д.130).
На основании изложенного, требования заявления подлежат удовлетворению частично, поскольку отсутствуют основания для возложения на орган кадастрового учета обязанности по внесению изменений в ГКН о размере кадастровой стоимости земельного участка судебным актом, поскольку она прямо предусмотрена законом.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Заявление Хачатряна М.В., Трофимова С.Н. удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1 716 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - объекты обслуживания транспорта (мастерские по ремонту и обслуживанию, мойки) расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости в размере 1 321 320 рублей.
Дата подачи Хачатряном М.В., Трофимовым С.Н заявления в суд - 30.12.2014 года.
Взыскать с Правительства Самарской области в пользу Автономной некоммерческой организации "Экспертный Совет по оценке и имущественным спорам" (АНО "ЭС ОИС") судебные расходы, связанные с проведением судебной экспертизы в размере 40 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 24.08.2015г.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.