Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Подольской А.А.
При секретаре судебного заседания Филатовой К.П.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по заявлению ООО "ИММО-ТЛТ" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ИММО-ТЛТ" обратилось в Самарский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, площадью 198 500 кв.м., категории земель- земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство торгового комплекса с внешней инфраструктурой, расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости в размере 362 797 145 рублей.
Свои требования заявитель обосновал тем, что данный земельный участок принадлежит им на праве собственности.
С момента вступления в силу постановления Правительства Самарской области от 13.11.2013 года N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена по состоянию на 01.01.2013 года в размере 1 716 358 040 рублей.
Согласно отчету об оценке N 1368/14-ЗУ от 17.12.2014 года выполненного оценщиком ООО "ГРОСС-Консалт" итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки - земельного участка с кадастровым номером N на дату оценки 01.01.2013 года составила - 362 797 145 руб..
На основании изложенного, заявитель считает, что в соответствии со статьей 24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
В судебном заседании представитель ООО "ИММО-ТЛТ" Сиренко А.В., действующий на основании доверенности от 05.03.2015г. заявленные требования поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении, уточнил, что просят установить рыночную стоимость земельного участка с учетом результатов экспертизы - 353 230 750 руб.
Представители ФГБУ "ФКП" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, Правительства Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, мэрии г.о. Тольятти в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены надлежащим образом, в письменных отзывах на имя суда просили в удовлетворении требований отказать.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, допросив эксперта, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что требования ООО "ИММО-ТЛТ" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости подлежат частичному удовлетворению с учетом заключения судебной экспертизы, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости" (ФСО N 4), утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 N 508, определено понятие кадастровой стоимости.
Согласно пункту 3 ФСО N 4 под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" утвержден порядок проведения государственной кадастровой оценки земли.
Согласно пункту 10 названных Правил проведения государственной кадастровой оценки земель органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Из материалов дела усматривается, что ООО "ИММО-ТЛТ" владеет на праве собственности земельным участком с кадастровым номером N, площадью 198 500 кв.м., категории земель- земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство торгового комплекса с внешней инфраструктурой, расположенного по адресу: "адрес"
Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 года N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена равной 1 716 358 040 руб. Кадастровая стоимость определена по состоянию на 01.01.2013 года.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Данной нормой также предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 3 и статьей 4 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под оценочной деятельностью понимается деятельность оценщиков - юридических лиц и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), - направленная на установление в отношении объектов оценки их рыночной или иной стоимости и выполняемая для потребителей этих услуг (заказчиков).
В силу статьи 12 отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
В силу статьи 3 названного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции.
Заявителем в обоснование своих требований представлен отчет об оценке N 1368/14-ЗУ от 17.12.2014 года выполненного оценщиком ООО "ГРОСС-Консалт" итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки - земельного участка с кадастровым номером N на дату оценки 01.01.2013 года составила - 362 797 145 руб..
Согласно требованиям, установленным статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, заявитель 31.12.2014 года обращался в Комиссию по оспариванию кадастровой стоимости с предоставлением вышеуказанного отчета об оценке. Комиссией 30.01.2015г. принято решение об отклонении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в связи с тем, что, по мнению Комиссии, оформление и содержание отчета об оценке, предоставленного ООО "ИММО-ТЛТ" не соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
В ходе судебного разбирательства по настоящему делу стороны оспаривали представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости, в связи с чем по делу была назначена и проведена судебная экспертиза.
Согласно заключению эксперта, выполненного на основании определения суда экспертом АНО "ЭС ОИС" итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N площадью 198 500 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство торгового комплекса с внешней инфраструктурой, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 01.01.2013 года составляет 353 230 750 рублей.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя об установлении кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка равной его рыночной стоимости, установленной в результате судебной экспертизы.
Заключение эксперта, отвечает требованиям статей 79, 84 - 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, у суда не имеется оснований подвергать сомнению выводы эксперта. Ходатайств о назначении повторной либо дополнительной экспертизы не заявлено.
Установление кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 " О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
Из материалов настоящего дела следует, что заявитель обратился в комиссию 31.12.2014 года - л.д. 15.
На основании изложенного, требования заявления подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Заявление ООО "ИММО-ТЛТ" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 198 500 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство торгового комплекса с внешней инфраструктурой, расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости в размере 353 230 750 рублей.
Дата подачи ООО "ИММО-ТЛТ" заявления в Комиссию по рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области - 31.12.2014 года.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 14.09.2015г.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.