Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Подольской А.А.
При секретаре судебного заседания Гратер Л.Н.
С участием прокурора Гуляевой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области Сергачева С.А. об отмене постановления Избирательной комиссии Самарской области N от 10.08.2015г. о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов "адрес" городского округа Самара Самарской области первого созыва Найденова С.С.,
УСТАНОВИЛ:
Кандидат в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области Сергачев С.А. обратился в Самарский областной суд с заявлением об отмене постановления Избирательной комиссии Самарской области N от 10.08.2015г. о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва Найденова С.С.
В обоснование заявления указал, что 23 июня 2015 года Избирательная комиссия Самарской области приняла решение о назначении выборов депутатов Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва на 13 сентября 2015 года.
25 июня 2015 года данное решение опубликовано в газете "Волжская коммуна".
Решением Территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа Самара Самарской области от 15.06.2015 г. N 52/2 полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва возложены на Территориальную избирательную комиссию Кировского района городского округа Самара Самарской области.
6 августа 2015 года принято решение Территориальной избирательной комиссией Кировского района городского округа Самара Самарской области N об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва Найденова С.С. по одномандатному избирательному округу N 14.
10 августа 2015 года Избирательная комиссия Самарской области своим постановлением N 184/1391-5, признав незаконным, отменила решение Территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа Самара Самарской области N "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва Найденова С.С.". Этим же постановлением она удовлетворила жалобу Найденова С.С. и пунктом 3 зарегистрировала его кандидатом в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва по одномандатному избирательному округу N 14.
4 августа 2015 года принято решение Территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа Самара Самарской области N о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва Сергачева С.А. по одномандатному избирательному округу N 14.
С обжалуемым постановлением заявитель не согласен и полагает, что постановление Избирательной комиссии Самарской области о регистрации Найденова С.С. кандидатом в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва по одномандатному избирательному округу N подлежит отмене в судебном порядке, поскольку при предоставлении документов для регистрации в качестве кандидата в депутаты, выдвинутого избирательным объединением, являющимся парламентской партией, кандидату Найденову С.С. надлежало предоставить, в том числе первый финансовый отчет с банковской справкой как обязательным приложением об остатке средств на специальном избирательном счете по состоянию на соответствующую дату. Заявитель полагает, что банковская справка является неотъемлемой частью финансового отчета, однако она кандидатом в депутаты Найденовым С.С. в день подачи всех документов предоставлена не была.
Предоставление ее 04.08.2015г. полагает необоснованным, поскольку указанный документ следовало предоставить не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени, т.е. до 18 часов 29.07.2015г.
Просит заявление удовлетворить.
В ходе судебного разбирательства основания оспаривания постановления Избирательной Комиссии Самарской области о регистрации кандидата в депутаты Найденова С.С. дополнены, полагает незаконным решение так же в связи с тем, что при подачи заявления о согласии баллотироваться в кандидаты в депутаты не имеется принятого на себя обязательства о прекращении деятельности, не совместимой со статусом депутата представительного органа муниципального образования, при оформлении заявления о согласии баллотироваться, а также в документах уполномоченных представителей кандидата в депутаты, не указан полный адрес места жительства (отсутствует указание на район городского округа Самара), первый финансовый отчет не подписан кандидатом в депутаты и подан не им лично, первый финансовый отчет не соответствует форме, утвержденной избирательной комиссией в части данных о кандидате, не представлено решение о создании избирательного объединения, от которого выдвинут кандидат, в заявлении Найденова С.С. о согласии баллотироваться указано неверное наименование избирательного объединения.
В судебном заседании представитель кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области Сергачева С.А.- Журавлев Е.В., действующий на основании доверенности от 08.08.2015г. N 63А А 3171903 заявление поддержал в полном объеме, по основаниям в нем изложенным.
Представитель Избирательной комиссии Самарской области Авазбекова Ю.А., действующая на основании доверенности от 17.08.2015г. изложенные в заявление доводы не признала, пояснила, что постановление Избирательной комиссии Самарской области от 10.08.2015г. является законным и обоснованным, поскольку при принятии решения ТИК Кировского района г.о. Самара Самарской области были нарушены положения Закона Самарской области от 08.06.2006г N 57-ГД "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования", поскольку банковская справка не отнесена к перечню обязательных к предоставлению документов для регистрации в качестве кандидата в депутаты, является лишь приложением к первому финансовому отчету и может быть получена ТИК в порядке взаимодействия по системе "Клиент-Банк" ОАО Сбербанка России, в котором открыты специальные избирательные счета. Иные доводы также не могли служить основанием к отказу в регистрации, поскольку кандидату в депутаты не направлялось уведомление о выявлении иных недочетов в представленных документах, следовательно, по иным основаниям, чем изложены в решении ТИК отказано в регистрации не могло быть. Полагает, что закон обязывает только документы на выдвижение кандидата в депутаты представлять лично кандидату, а документы на регистрацию могут быть представлены уполномоченным по финансовым вопросам кандидата, как лица, обладающего таким правом в силу закона и доверенности.
Представитель Территориальной избирательной комиссии Кировского района г.о. Самара Логинова Ю.Ю., действующая на основании доверенности от 12.08.2015г. доводы заявления поддержала в части, указав, что в представленных кандидатом в депутаты Найденовым С.С. документах имелись недостатки, которые отражены в решении ТИК об отказе в регистрации.
Представитель кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области Найденова С.С. Нечаева Т.В., действующая на основании удостоверения уполномоченного представителя по финансовым вопросам и нотариально удостоверенной доверенности, с доводами, изложенными в заявлении не согласна, поскольку ТИК Кировского района необоснованно отказала ему в регистрации в качестве кандидата в депутаты, предоставление банковской справки не является обязательным документом, поименованным в Законе Самарской области N57-ГД как необходимый при подачи соответствующего заявления. На его специальном избирательном счете остаток средств составлял 0 рублей, что следовало как из первого финансового отчета, так и подтверждено справкой по состоянию на 28.07.2015г. Пояснила, что документы для регистрации кандидата подавала лично она и подписала финансовый отчет, поскольку полагает, что имеет на это соответствующие полномочия.
Прокурор Гуляева Е.С. полагает необходимым в удовлетворении заявления отказать, поскольку при принятии постановления Избирательной комиссией Самарской области не было допущено нарушений требований закона.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, прокурора, полагает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
23 июня 2015 года Избирательная комиссия Самарской области приняла решение о назначении выборов депутатов Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва на 13 сентября 2015 года.
25 июня 2015 года данное решение опубликовано в газете "Волжская коммуна".
Решением Территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа Самара Самарской области от 15.06.2015 г. N полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва возложены на Территориальную избирательную комиссию Кировского района городского округа Самара Самарской области.
24.07.2015г. С.С.Найденов выдвинулся кандидатом в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области по одномандатному избирательному округу N при поддержке местного отделения Кировского района городского округа Самара Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", представив в ТИК документы на выдвижение, необходимые в соответствии с частями 3,3.1 и 5 статьи 33, а также частью 4 статьи 35 Закона Самарской области от 08.06.2006 N 57-ГД "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования". Документы представлены лично кандидатом, что следует из уведомления о их получении.
28 июля 2015 года в ТИК представлены документы, необходимые в соответствии с частью 2 статьи 38 Закона Самарской области для регистрации кандидата, о чем свидетельствует письменное подтверждение о получении документов для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу N 14, Найденова С.С. от 28 июля 2015 года (11 часов 15 минут) за подписью члена ТИК З.Г.Рузовой. Документы представлены уполномоченным представителем по финансовым вопросам Нечаевой Т.В.
В перечне представленных документов поименован и представлен первый финансовый отчет кандидата в депутаты.
6 августа 2015 года принято решение Территориальной избирательной комиссией Кировского района городского округа Самара Самарской области N об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва Найденова С.С. по одномандатному избирательному округу N 14, поскольку им не предоставлена банковская справка об остатке средств на специальном избирательном счете по состоянию на день подачи документов.
Не согласившись с указанным решением, кандидат в депутаты Найденов С.С. обратился с жалобой на выше указанное решение в Избирательную комиссию Самарской области.
10 августа 2015 года своим постановлением N Избирательная комиссия Самарской области, признав незаконным, отменила решение Территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа Самара Самарской области N "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва Найденова С.С.". Этим же постановлением она удовлетворила жалобу Найденова С.С. и пунктом 3 зарегистрировала его кандидатом в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва по одномандатному избирательному округу N 14, возложив на ТИК Кировского района городского округа Самара обязанность выдать Найденову С.С. удостоверение зарегистрированного кандидата в депутаты установленного образца 10.08.2015г. до 20.00 часов.
Оспаривая постановление Избирательной комиссии Самарской области от 10.08.2015г. заявитель указывает, что 4 августа 2015 года принято решение Территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа Самара Самарской области N о регистрации его (Сергачева С.А.) в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва по одномандатному избирательному округу N 14, т.е по тому же что и кандидата в депутаты Найденова С.С. Полагает, что обладает правом на оспаривание решения комиссии о регистрации кандидата в депутаты Найденова С.С., зарегистрированного по тому же одномандатному избирательному округу N 14.
Суд полагает, что данное утверждение заявителя основано на положениях действующего законодательства.
Вместе с тем, правовых оснований для отмены оспариваемого постановления Избирательной комиссии Самарской области N от 10.08.2015г. о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва Найденова С.С. не имеется.
Рассматривая доводы заявления о необходимости предоставления банковской справки как обязательного документа для регистрации кандидата, суд полагает, что они основаны на неверном толковании положений законодательства, регулирующего порядок предоставления кандидатами в депутаты представительного органа муниципального образования необходимого перечня документов для его регистрации, в части отнесения к таковому банковской справки об остатке на специальном избирательном счете кандидата.
Статьей 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлены условия выдвижения кандидатов.
Пунктом 9 статьи 59 этого же Федерального закона закреплено, что законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов представляют первый финансовый отчет.
В соответствии с положениями ч.2 ст. 38 Закона Самарской области от 08.06.2006 N 57-ГД (ред. от 30.03.2015) "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования" определено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 3, 3.1 и 5 статьи 33, части 4 статьи 35 настоящего Закона, на основании следующих документов, представляемых кандидатом для регистрации:
1) подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
3) первый финансовый отчет кандидата;
4) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 3 статьи 33 настоящего Закона, либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных.
(часть 2 в ред. Закона Самарской области от 30.05.2014 N 58-ГД)
Как установлено судом, Найденов С.С. выдвинут на соответствующих выборах по одномандатному избирательному округу N местным отделением Кировского района городского округа Самара Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", в связи с чем на основании части 2 статьи 36 Закона Самарской области сбор подписей в поддержку его выдвижения не требуется.
В соответствии с ч.3 ст.33 Закона Самарской области N57-ГД соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, по единому избирательному округу в составе списка кандидатов с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата представительного органа муниципального образования. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. При указании принадлежности к иному общественному объединению кандидат согласовывает с соответствующей избирательной комиссией состоящее не более чем из семи слов краткое наименование данного общественного объединения, которое используется в избирательных документах.
Кандидатом в депутаты Найденовым С.С. указанные документы для выдвижения в кандидаты представлены в ТИК Кировского района г.о. Самара 24.07.2015г. лично.
Первый финансовый отчет и письменное уведомление об отсутствии изменений в данных о нем, предоставлены в ТИК Кировского района г.о. Самара 28.07.2015г. его уполномоченным представителем по финансовым вопросам Нечаевой Т.В.
Доводы заявления о том, что банковская справка об остатке средств на специальном избирательном счете кандидата относиться к перечню обязательных к предоставлению документов, обоснованно признаны Избирательной комиссией Самарской области несостоятельными, поскольку она не поименована в перечне документов, определенных ч.2 ст.38 Закона Самарской области N57-ГД ГД как обязательная, а расширительному толкованию положения данной нормы не подлежат.
При этом суд принимает во внимание, что в силу п.п. 2.2. ст. 38 Закон Самарской области от 08.06.2006 N 57-ГД "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования" при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено настоящим Законом, или несоблюдения требований настоящего Закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 33 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено частью 3.1 статьи 33 настоящего Закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания соответствующей избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Аналогичная норма предусмотрена п.1.1. ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ.
03.08.2015г. ТИК Кировского района г.о. Самара приняла решение об уведомлении кандидата о выявленных недостатках в представленных документах.
Как следует из материалов дела, решение ТИК об отказе в регистрации кандидата в депутаты Найденова С.С. принято 06.08.2015г., а банковская справка об остатке денежных средств на специальном избирательном счете поступила в ТИК 04.08.2015г., т.е. до принятия соответствующего решения, однако необоснованно не учтена при его вынесении.
Ссылки заявителя на то, что указанный документ не относится к сведениям, указанным в п. 2.2 ст.33 ФЗ N67-ФЗ и не может быть предоставлен дополнительно, суд полагает необоснованными, поскольку в силу приведенных выше норм федерального и регионального законов избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, должна была известить об этом кандидата. В свою очередь, кандидат не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также представить соответствующие документы, об отсутствии которых он был своевременно уведомлен избирательной комиссией.
Как следует из правового смысла данных положений закона, такая гарантия направлена на обеспечение всем кандидатам равных возможностей по реализации своего пассивного избирательного права, также и в тех случаях, когда имеют место недостатки в представленных документах или их отсутствие.
В рассматриваемом случае, кандидат в депутаты не мог быть лишен права на представление такого документа по собственной инициативе до окончания установленного пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" срока (не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов), и такое право им было реализовано.
При этом суд полагает обоснованными и доводы Избирательной комиссии Самарской области о том, что сведения о состоянии остатка денежных средств на специальном избирательном счете ТИК получает в соответствии с постановлением Избирательной комиссии от 23.04.2015г. N 170/1249-5, которым установлен Порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов кандидатов при проведении выборов депутатов представительных органов муниципального образования.
В соответствии с п.2.5. указанного Порядка Банк представляет в комиссию сведения о поступлении и расходовании средств со специального избирательного счета кандидата с использованием автоматизированной системы "Клиент-Сбербанк". В случае отсутствия данной системы указанные сведения представляются в машиночитаемом виде или на бумажном носителе не реже одного раза в неделю, а за 10 дней до дня голосования - не реже одного раза в три операционных дня.
Таким образом, ТИК имеет возможность самостоятельно запрашивать, получать и знакомиться со сведениями, содержащимися в указанной банковской справке.
Стороны не оспаривают, что сведения о нулевом остатке на специальном избирательном счете соответствуют как сведениям из первого финансового отчета, так и представленной 04.08.2015г. банковской справки.
Суд также полагает необоснованными и доводы заявителя о том, что представленный первый финансовый отчет кандидата не соответствует по форме приложению 2 к решению ТИК Кировского района городского округа Самара от 13.06.2015г. N 52/13 "О порядке и формах учета и отчетности кандидата о поступлении и расходовании средств избирательного фонда при проведении выборов депутатов Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области", в части изменения вводной части отчета, где указываются сведения о кандидате, поскольку, по мнению заявителя, не требовалось ссылки на то, что он является кандидатом в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва, поскольку это нельзя отнести к изменению самой формы либо содержания первого финансового отчета, в указанных сведениях нет недостоверности либо неточности.
Суд полагает необоснованными и доводы заявителя о том, что первый финансовый отчет должен быть подписан и предоставлен в ТИК лично кандидатом.
Часть 5 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регулирующая порядок выдвижения кандидата и предоставление им необходимого пакета документов определяет, что документы, указанные в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично. Документы, указанные в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 настоящей статьи, могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных федеральным законом.
Таким образом, закон установил, что волеизъявление кандидата на выдвижение его в качестве такового неразрывно связано с личностью кандидата, должно быть выражено лично, и только в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть передоверено.
Вместе с тем, порядок регистрации кандидата определен отдельной нормой - ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, которая не содержит такого ограничения права на предъявление документов на регистрацию, они могут быть поданы как самим кандидатом, так и его уполномоченным представителем, полномочия которого урегулированы ч.2 ст.39 данного закона.
Ссылка на положения ч.10 ст.58 Закона Самарской области N57-ГД, согласно которой кандидат, избирательное объединение представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидата, списка кандидатов, первый финансовый отчет - одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, в установленном законом порядке, не свидетельствуют о невозможности предоставить данные документы уполномоченному кандидатом лицу.
В расширение порядка применения данных положений закона, ЦИК России издал Методические рекомендации от 11.06.2014г. N 235/1486-6 "О Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления", согласно п.4.3. которых указано, что документы для выдвижения представляются лично кандидатом, а в силу положений п.4.4. документы для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо на должность высшего должностного лица субъекта РФ, главы муниципального образования, предоставляются лично кандидатом либо иным уполномоченным кандидатом лицом: уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом (пункт 2 статьи 39 Федерального закона N 67-ФЗ).
Положения ст. 20-21 ФЗ N 67-ГД закрепляют структуру избирательных комиссии в РФ и полномочия ЦИК России на принятие соответствующих актов, направленных на единообразное осуществление проведения и подготовки выборов всех уровней, в том числе и в органах местного самоуправления. Таким образом, выше приведенные методические рекомендации обоснованно приняты ТИК и Избирательной комиссией Самарской области во внимание при организации порядка приема документов на выдвижение и регистрацию кандидатов.
Из материалов дела следует, что документы, предусмотренные ст.33 ФЗ N67-ГД необходимые для выдвижения кандидата, представлены 24.07.2015 года лично Найденовым С.С.
27.07.2015г. лично Найденов С.С. предоставил в ТИК решение о назначении уполномоченного по финансовым вопросам, список уполномоченных, заявление -согласие и заявление -представление на Нечаеву Т.В., доверенность финансового представителя. Суду также представлена нотариально удостоверенная доверенность выданная Найденовым С.С. - Нечаевой Т.В. 27.07.2015г., согласно которой он уполномочил ее быть уполномоченным представителем по финансовым вопросам, связанным с его участием в выборах депутатов Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва, в том числе представлять его интересы в избирательных комиссиях, подписывать финансовые документы.
Необходимость предоставления первого финансового отчета в силу положений ст. 38 Закона Самарской области N 57-ГД никем не оспаривается.
Таким образом, суд полагает, что у уполномоченного представителя по финансовым вопросам имелось право на подачу в ТИК документов, необходимых для регистрации кандидата в депутаты Найденова С.С., также как и право подписать первый финансовый отчет.
При этом следует учесть, что сам кандидат Найденов С.С. не оспаривал действий своего представителя, с ними согласен, представленный отчет имеет сведения о нулевых показателях как на момент открытия специального избирательного счета, так и на момент представления его в ТИК, следовательно, каких- либо недостоверных сведений содержать не мог, что подтверждено и банковской справкой, принятой ТИК 04.08.2015г.
Доводы о том, что заявление кандидата о согласии баллотироваться оформлено с нарушением закона в части адреса места жительства, поскольку не указан район городского округа Самара, в котором проживает кандидат, суд полагает не влекущими отмену оспариваемого постановления.
В п.п. "в" п.5 ст. 2 Федерального закона N 67-ГД дается понятие адреса места жительства, согласно которому:
5) адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;
Вместе с тем, суд полагает, что нельзя делать вывод о том, что при указании адреса места жительства дающий согласие на выдвижение кандидат должен в обязательном порядке указывать район г.о. Самара, в котором он проживает.
Как следует из Закона Самарской области "Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области" городской округ Самара наделен статусом городского округа с внутригородским делением и образованием в составе городского округа Самара внутригородских районов как внутригородских муниципальных образований, при этом городской округа Самара Самарской области являясь субъектом Российской Федерации, вместе с тем является городом, т.е. населенным пунктом, и необходимость указания района города для определения места жительства лица не имеется.
Как следует из паспорта кандидата в депутаты Найденова С.С. место его регистрации указано- "адрес", т.е. без указания района города.
Таким образом, данное основание к оспариванию постановления Избирательной комиссии суд также полагает не основанным на положениях закона, указания в заявлении о согласии баллотироваться на район городского округа Самара Самарской области, в котором проживает Найденов С.С., не требуется.
По аналогичным основаниям суд полагает несостоятельными и доводы о том, что такие сведения подлежат указанию в адресе места жительства в документах уполномоченных представителей - в списке и решении о назначении уполномоченных представителей.
Согласно копии паспорта Нечаевой Т.В., в реквизитах места регистрации также отсутствует указание на район городского округа Самара, в котором расположен жилой дом и квартира, являющиеся местом жительства уполномоченного представителя по финансовым вопросам.
Не может суд согласить с доводами заявления о том, что в заявлении Найденова С.С. отсутствуют сведения о принятии на себя обязательств прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата представительного органа муниципального образования.
В соответствии с п.3 ст.33 Закона Самарской области "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования" соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, по единому избирательному округу в составе списка кандидатов с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата представительного органа муниципального образования.
По мнению заявителя, из данной нормы следует, что заявление о согласии баллотироваться должно содержать обязательство в случае избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата представительного органа муниципального образования. Не указание данного обязательства в заявлении свидетельствует о неверном оформлении документа при выдвижении и влечет отмену решения о регистрации.
Суд полагает, что кандидатом в депутаты Найденовым С.С. указанное требование закона соблюдено, поскольку из заявления С.С. от 16.07.2015г. адресованного окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N следует, что в случае его избрания депутатом совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области он обязуется в пятидневный срок со дня извещения его об избрании депутатом совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области представить в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа N копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области либо копию документа, удостоверяющего подачу в установленный законом срок заявления об освобождении его от указанных обязанностей.
Выше приведенные данные в заявлении отвечают требованиям, предъявляемым к предоставлению обязательства кандидата в депутаты на прекращения деятельности, не совместимой со статусом депутата в случаи его избрания.
Заявление оформлено по установленной ТИК форме.
Не может суд согласиться и с доводами заявителя о том, что в заявлении о согласии баллотироваться в кандидаты в депутаты Найденовым С.С. указано неверное наименование политического объединения, от которого он выдвинут.
В своем заявлении о согласии баллотироваться Найденов С.С. дает согласие местному отделению Кировского района городского округа Самара Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Согласно представленных в окружную избирательную комиссию сведений о наименовании избирательного объединения следует, что его наименование- местное отделение Кировского района городского округа Самара Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Кратное наименование для использования в избирательных документах- Кировское отделение города Самары партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Ссылки на то, что в представленной выписке из протокола N от 27.02.2006 года заседания политического совета Самарского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" о внесение изменений в наименование местных отделений, местное отделение Кировского района г.о. Самары партии "Единая Россия" переименовано на Местное отделение Кировского района городского округа Самара"- без продолжения- Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", необоснованны, поскольку п.1.3. данного протокола содержит перечисление всех местных отделений Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", в том числе и Кировского района.
Доводы о том, что кандидатом в избирательную комиссию не представлен документ, предусмотренный пп. "г" п. 14.5 ст. 35 Федерального закона или пп. "а" п. 4 ст. 35 Самарского закона о создании избирательного объединения, проверялись судом и не нашли своего подтверждения.
В соответствии с п.14.5 ст. 35 Федерального закона N 67-ГД предусмотрено, что при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации по одномандатным (многомандатным) избирательным округам - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии следующие документы:
а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных, объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа.
Судом установлено, что кандидат в депутаты Найденов С.С. выдвинут избирательным объединением - местное отделение Кировского района городского округа Самара Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
При подаче документов на выдвижение кандидат Найденов С.С. представил протокол от 29.04.2002г. заседания политсовета Самарского регионального отделения Всероссийской партии "Единство и Отечество- Единая Россия", согласно которому решался вопрос о создании 37 местных отделений Всероссийской партии "Единство и Отечество- Единая Россия".
Далее избирательное объединение представило протокол от 28.01.2004г., на котором решался вопрос о внесении изменений в наименование местных отделений Самарского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", а также протокол от 27.02.2006г., согласно которому также решался вопрос о внесении изменений в наименование местных отделений Самарского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Имеется заверенная копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации Самарское региональное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" от 26.11.2007г., согласно которой 07.02.2003г. в ЕГРЮЛ внесена запись о создании данной некоммерческой организации.
Кроме того, представлено решение от 16.07.2015г. Регионального политического совета Самарского Регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" о согласовании кандидатур, представленных местным политическим советом Местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Кировского района городского округа Самара для последующего выдвижения кандидатами в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва по одномандатным избирательным округам N 14, N 15 на выборах 13 сентября 2015г., согласно которого согласована кандидатура Найденова С.С., также представлен протокол N 42 от 16.07.2015г. заседания Местного политического совета Местного отделения Кировского района городского округа Самара Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", на котором решался вопрос о выдвижении кандидатов и определении кратного наименования избирательного объединения для использования его в избирательных документах - "Кировское отделение города Самары Партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Таким образом, суд полагает, что избирательным объединением представлены необходимые документы о его создании.
Представленное суду решение генерального совета Всероссийской политической партии "Единая Россия" от 08.07.2004г. о создании местных отделений партии на территории административных районов г. Самары не свидетельствует о не подтверждении избирательным объединением факта создания местных отделений, а лишь свидетельствует о множественности внутрипартийных решении, в результате которых образованы местные отделения в городском округе Самара. Избирательное объединение представило те, которые являются надлежащей совокупностью, подтверждающей факт создания данных отделений на территории городского округа Самара.
Анализируя все представленные доказательства, суд полагает, что при выдвижении и регистрации кандидата в депутата Найденова С.С. не было допущено нарушений избирательного законодательства, влекущих отмену постановления Избирательной комиссии Самарской области N от 10.08.2015г. о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва Найденова С.С..
Постановление принято Избирательной комиссией в соответствии с компетенцией, с соблюдением установленных сроков и предоставленных ей полномочий.
При таких обстоятельствах, оснований к удовлетворению заявления кандидата в депутаты Сергачева С.А. не имеется.
Руководствуясь ст.194-198, ст.261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области Сергачева С.А. об отмене постановления Избирательной комиссии Самарской области N от 10.08.2015г. о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва Найденова С.С. - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение пяти дней со дня принятия.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 21.08.2015г.
Председательствующий: подпись
Копия верна.
Судья
Секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.