Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей: Лазаревой М.А., Самодуровой Н.Н.,
при секретаре Шарапове М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Шакирова А.О. на решение Кировского районного суда г.Самары от 26 августа 2015 года по заявлению Шакирова А.О. об отмене регистрации кандидата в депутаты, с участием Трошиной С.П. (представителя Территориальной избирательной комиссии Кировского района г.о.Самара), Нечаевой Т.В. (представителя Съедугина И.М.), прокурора Хлебниковой Е.В.
УСТАНОВИЛА:
Решением Избирательной комиссии Самарской области от 23.06.2015 на 13.09.2015 назначены выборы депутатов Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва.
Кандидат в депутаты Совета депутатов Кировского района г.о.Самара первого созыва по одномандатному избирательному округу N18 Шакиров А.О. обратился в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района г.о.Самара первого созыва по одномандатному избирательному округу N18 Съедугина И.М., ссылаясь на то, что им не соблюден порядок представления документов на регистрацию, представленные на регистрацию документы оформлены с нарушением требований избирательного законодательства. По мнению заявителя, нарушения выразились в том, что в заявлении о согласии баллотироваться отсутствует обязательство в случае избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата представительного органа муниципального образования; не полностью указаны адреса места жительства кандидата и его уполномоченных представителей; первый финансовый отчет подписан и представлен в избирательную комиссию не лично кандидатом, а его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, который такими полномочиями не наделен; вводная часть первого финансового отчёта не соответствует форме, утвержденной избирательной комиссией; к отчету не приложена банковская справка, подтверждающая остаток денежных средств на специальном избирательном счёте кандидата; не представлен документ, подтверждающий наименование образовательного учреждения, оконченного кандидатом.
В связи с изложенным просил отменить решение Территориальной избирательной комиссии Кировского района г.о.Самара N72/18 от 31.07.2015 о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района г.о.Самара первого созыва Съедугина И.М.
Решением Кировского районного суда г.Самары от 26 августа 2015 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения в связи с нарушением судом первой инстанции норм материального права и неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Территориальной избирательной комиссии Кировского района г.о.Самара и представитель Съедугина И.М. возражали против доводов жалобы.
Прокурор в своём заключении просила решение суда оставить без изменения, находя его законным и обоснованным.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Установлено, что 31.07.2015 Территориальной избирательной комиссии Кировского района г.о.Самара принято решение о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района г.о.Самара первого созыва Съедугина И.М. по одномандатному избирательному округу N18.
Проверяя доводы заявителя о нарушении порядка представления документов для регистрации, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для отмены регистрации кандидата в депутаты Съедугина И.М.
Пункт 6 статьи 33 Закона Самарской области от 08.06.2006 N57-ГД "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования", регламентируя условия выдвижения кандидатов, устанавливает, что документы, указанные в частях 3, 3.1 и 5 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично.
В соответствии с ч.2 ст.38 указанного Закона регистрация кандидата осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 3, 3.1 и 5 статьи 33, части 4 статьи 35 настоящего Закона, на основании документов, представляемых кандидатом для регистрации, в том числе, первого финансового отчета.
Пунктом 10 статьи 58 Закона установлено, что кандидат, избирательное объединение представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидата, списка кандидатов, первый финансовый отчет - одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, в установленном законом порядке.
Согласно ч.2 ст.39 Закона от имени кандидатов вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам, доверенные лица, а в случае выдвижения кандидата в составе списка кандидатов также уполномоченные представители, доверенные лица избирательного объединения, выдвинувшего этот список.
Из материалов дела следует, что 24.07.2015 в Территориальную избирательную комиссию Кировского района г.о.Самара с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N18 представлен первый финансовый отчет кандидата Съедугина И.М., подписанный его уполномоченным представителем по финансовым вопросам - Нечаевой Т.В.
Полномочия Нечаевой Т.В. на подписание первичных финансовых (учетных) документов подтверждены решением кандидата о назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам и нотариально удостоверенной доверенностью.
Право уполномоченного по финансовым вопросам на подписание финансовых документов кандидата на основании соответствующего решения и нотариально удостоверенной доверенности вытекает из положений ч.5 ст.42 Закона Самарской области от 08.06.2006 N57-ГД.
Исходя из приведенных выше норм Закона Самарской области от 08.06.2006 N57-ГД, кандидатом лично представляются документы, необходимые для выдвижения кандидата. Личное представление кандидатом документов, необходимых для его регистрации, законом не требуется.
Аналогичные разъяснения даны ЦИК России в Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных Постановлением от 11.06.2014 N235/1486-6, согласно которым документы для выдвижения представляются лично кандидатом (п.4.3). Документы для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам представляются лично кандидатом либо иным уполномоченным кандидатом лицом: уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом (п.4.4).
При таких данных судом правильно указано, что подписание первого финансового отчета и представление его в избирательную комиссию не лично кандидатом, а его уполномоченным представителем по финансовым вопросам нарушением закона не является, а значит, отмену регистрации повлечь не может.
Часть 3 статьи 33 Закона Самарской области от 08.06.2006 N57-ГД, в числе прочего, устанавливает, что в заявлении о согласии баллотироваться выдвинутое лицо должно дать обязательство в случае его избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата представительного органа муниципального образования.
В заявлении Съедугина И.М. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов Кировского района г.о.Самара первого созыва по одномандатному избирательному округу N18 содержится обязательство в пятидневный срок со дня извещения его об избрании депутатом предоставить в окружную избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, либо копию документа, удостоверяющего подачу в установленный срок заявления об освобождении его от указанных обязанностей.
Данное обязательство по своему смысловому содержанию аналогично обязательству прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата, ввиду чего правильно признано судом в качестве надлежащего исполнения соответствующих требований закона.
Пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определяет адрес места жительства как адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Установив, что в представленных на регистрацию документах адреса места жительства кандидата Съедугина И.М., а также его уполномоченных представителей, указаны в соответствии с данными органа регистрационного учета, которые наименование внутригородского района не содержат, суд верно признал несостоятельными доводы заявителя о неполноте указания адреса места жительства кандидата и его уполномоченных представителей.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд также правильно исходил из того, что отсутствие банковской справки об остатке средств на избирательном счете кандидата не может являться основанием для отмены регистрации кандидата.
Представление такой справки для регистрации кандидата, равно как и требования к оформлению финансового отчета Законом Самарской области от 08.06.2006 N57-ГД не предусмотрены, следовательно, непредставление такой справки не может служить основанием для отказа в регистрации кандидата по причине отсутствия документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (п.3 ч.9 ст.38 Закона), либо по причине наличия среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Закона (п.3.1 ч.9 ст.38 Закона).
Доводы заявителя о непредставлении документа, подтверждающего наименование образовательного учреждения, правильно отклонены судом с учетом того, что наименование образовательного учреждения, сведения об окончании которого представил кандидат, изменилось в период его обучения в связи с переименованием города Куйбышева в Самару и не связано с изменением самого учебного заведения, что заявителем не оспаривалось.
При таких обстоятельствах, поскольку кандидатом в депутаты Съедугиным И.М. при подаче документов в избирательную комиссию нарушений требований действующего избирательного законодательства, которые могли бы повлечь отказ в его регистрации, не допущено, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены постановленного решения, в полном объеме повторяют позицию заявителя, изложенную в суде первой инстанции, которой судом дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г.Самары от 26 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шакирова А.О. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.