Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Секериной О.И.
судей Еремина В.А., Тарасовой О.Н.
при секретаре Ретунской Н.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Топчихинского районного суда Алтайского края от 23 января 2015 года по делу по иску Терещенко Л. Н. к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Минобороны России, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России, Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, 2-ому отделу Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения", Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
Заслушав доклад судьи Секериной О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Терещенко Л.Н. обратилась в суд с иском к указанным ответчикам о признании за ней права собственности на квартиру общей площадью 47,5 кв.м, жилой 25,8 кв.м, расположенной по адресу: "адрес", в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований указала, что собственником этой квартиры является Российская Федерация. На основании ордера от 15.08.1996, выданного Барнаульской КЭЧ, истец с мужем, брак с которым в настоящее время расторгнут, и двумя детьми вселились в указанную квартиру. В настоящее время сын Терещенко Ю.С. и дочь Терещенко А.С. являются совершеннолетними, на приватизацию данной квартиры не претендуют. Истец проживает в квартире до настоящего времени, своевременно оплачивая квартплату, плату за коммунальные услуги, как за жилое помещение, предоставленное по договору социального найма. В 2014 году истец решила воспользоваться своим правом на приватизацию жилого помещения, обратилась с заявлениями об этом к ответчикам, однако в приватизации было отказано, в связи с чем, истец, считая отказ незаконным, обратилась с настоящим иском в суд,
В судебном заседании истец Терещенко Л.Н. настаивала на удовлетворении иска по изложенным в исковом заявлении основаниям, дополнительно пояснив, что сын и дочь в приватизации квартиры участвовать не желают. С 1985 г. до 1996 г. их семья проживала в том же военном городке в "адрес", в приватизации указанной квартиры она также не участвовала, государственный жилищный сертификат не получала. Спорная квартира не является служебной. С 1981г. по настоящее время она работает в войсковой части Топчихинского гарнизона.
Третьи лицо Терещенко А.С. и Терещенко Ю.С. в судебном заседании исковые требования поддержали, подтвердив, что согласны на приватизацию квартиры одной Терещенко Л.Н.
ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, представило в суд отзыв на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать, указав, что существует определенный порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, в соответствии с которым право на обеспечение жилым помещением на безвозмездной основе от Министерства обороны Российской Федерации предоставляется гражданам, указанным в п.13 ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих" один раз. Жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации предназначены исключительно для обеспечения жильем военнослужащих. У истца отсутствуют основания для признания права собственности на квартиру в порядке приватизации.
Решением Топчихинского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены. Суд признал за Терещенко Л. Н. право собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес", общей площадью 47,5 кв.м, в том числе жилой - 25,8 кв.м, в порядке приватизации.
В апелляционной жалобе на указанное решение ответчик Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации просит его отменить, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что суд не учел, что истец не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, им не соблюдены требования, необходимые для обеспечения жильем по договору социального найма. Кроме того, полагает, что в суд не в полной мере исследовал вопрос о правообладателе жилого помещения, а также статусе служебных отношений истца с Министерством обороны. В материалах дела отсутствуют сведения об отказе иных членов семьи нанимателя от участия в приватизации.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ФГКУ "Центральное региональное управление правового обеспечения" Министерства Обороны Российской Федерации просит также судебный акт отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований истцу. При этом названный ответчик самостоятельным правом на подачу апелляционной жалобы не воспользовался.
Представитель а Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Аюшиева О.Б. просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии представителя ответчика.
Иные лица, участвующие в деле на рассмотрение апелляционной жалобы не явились при их надлежащем извещении. Судебная коллегия в соответствии со ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся и надлежащим образом извещенных лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, его положения применяются в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
В силу ст.47 действовавшего до 01.03.2005 ЖК РСФСР, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер (ст.51 ЖК РСФСР).
Согласно Постановлению Совмина СССР от 17 февраля 1981 года N193 "Об утверждении Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку и их семей" военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, состоящие на действительной военной службе, имеют право получить для себя и для совместно проживающих с ними членов семьи жилую площадь из жилищного фонда местных Советов народных депутатов наравне с другими гражданами.
В соответствии со ст.105 ЖК РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984 года N 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" было разъяснено, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно - строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно-строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных (п. 20).
Согласно Правилам отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года N 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами. Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.
Согласно ст.2 Закона РФ от 04 июля 1991 года N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести указанные жилые помещения в собственность.
Согласно ст.6 указанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством (ст.7 Закона).
В силу ст.4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Как установлено ч.6 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "О статусе военнослужащих", военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Судом первой инстанции по данному делу правильно применены указанные нормы права, верно определены все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют имеющимся доказательствам.
Как следует из материалов дела, Терещенко Л.Н., Терещенко А.С. и Терещенко Ю.С. зарегистрированы в квартире, расположенной в военном городке "адрес". Данная квартира предоставлена на основании ордера от ДД.ММ.ГГ N25, выданному Терещенко Л.Н. с семьей Терещенко С.П. (муж), Терещенко Ю.С. (сын) и Терещенко А.С. (дочь) квартирно-эксплуатационной частью Барнаульского района.
В настоящее время нанимателем жилого помещения является Терещенко Л.Н., членами ее семьи - Терещенко Ю.С., Терещенко А.С., что подтверждается выпиской из карточки прописки РЭУ N 02 филиала "Барнаульский" ОАО "Славянка".
Согласно свидетельству о расторжении брака, брак между Терещенко С.П. и Терещенко Л.Н. прекращен ДД.ММ.ГГ.
Распоряжением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГ N 752-р военный городок "адрес" был включён в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооружённых Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2011 г. N 1079-р Алтайский край из данного Перечня исключён.
Таким образом, в настоящее время квартира, в которой проживает истец, не находится в закрытом военном городке.
Сведений о том, что это жилое помещение находится в аварийном состоянии или, в общежитии, или является служебном жилым помещением, в материалах дела нет.
Сведений о том, что спорное жилое помещение признавалось служебным, суду не представлено, более того, по сообщению 2 отдела ФГКУ "Центррегионжильё" это жилое помещение к специализированному жилищному фонду не относится, имеет статус постоянного жилого помещения, никто из ответчиков иных доказательств суду не представил.
Как видно из материалов дела, Терещенко Л.Н. был выдан ордер, который отметки об отнесении данного жилого помещения к служебному и красной полосы, присущей такого вида ордерам, не имеет. То обстоятельство, что ордер выдан истцу квартирно-эксплуатационной частью, соответствовало требованиям части 3 статьи 47 ЖК РСФСР, пункту 2 Постановления Совета Министров СССР от 06.05.1983 N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городка и выдачи ордеров на эти помещения".
Поскольку квартира была предоставлена Терещенко Л.Н. в государственном жилищном фонде, без установления срока, суд обоснованно признал, что истец и члены его семьи проживают в данной квартире на основании договора социального найма. Право пользования истца данным жилым помещением ответчиками не оспаривалось.
В связи с этим, доводы жалобы о том, что истец не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, им не соблюдены требования, необходимые для обеспечения жильем по договору социального найма, не имеют какого-либо значения для разрешения настоящего спора. Равно как и не имеют правового значения, при наличии указанных обстоятельств, сведения о наличии или отсутствии у истца служебных отношений с Министерством Обороны.
По сообщениям Комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом Администрации Топчихинского района, Администрации Топчихинского сельсовета, занимаемое истцом жилое помещение в муниципальную собственность не передавалось.
Вопреки доводам жалобы, в материалах дела имеются сведения об отказе от участия в приватизации членов семьи нанимателя - Терещенко Ю.С. и Терещенко А.С. О своем отказе от участия в приватизации спорного жилого помещения, названные лица подтвердили и в ходе рассмотрения дела.
Поскольку к участию в деле в качестве ответчиков наряду с ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, привлечено, в том числе, Министерство обороны Российской Федерации, являющееся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущества и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации, постольку доводы жалобы о неполноте исследования вопроса о правообладателе жилого помещения, не влекут отмену решения суда.
Терещенко Л.Н. обращалась с заявлением о приватизации во 2 отдел ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России, ответом от 29.09. 2014 сообщено, что предоставление жилого помещения в собственность граждан не предусмотрено полномочиями отдела. Собственником спорного жилого помещения является Российская Федерация. Признание права собственности на занимаемые гражданами жилые помещения возможно в порядке гражданского судопроизводства.
Ответом от 06.10. 2014 ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" сообщило Терещенко Л.Н. о том, что учреждение не является собственником имущества и не наделено полномочиями по принятию решений, связанных с разрешением данного вопроса.
Ответом от ДД.ММ.ГГ ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" сообщило Терещенко Л.Н., что уполномоченным органом Министерства обороны РФ по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах определен Департамент жилищного обеспечения Минобороны РФ. В настоящее время рассматривается вопрос о возможности передачи квартир в собственность граждан в порядке приватизации. Признание права собственности на занимаемые гражданами жилые помещения возможно в порядке гражданского судопроизводства.
Таким образом, из материалов дела видно, что истцу фактически отказано в приватизации жилого помещения.
Поскольку в деле имеются сведения о том, что истец не участвовал в приватизации жилья ранее, члены семьи нанимателя не желают участвовать в приватизации, оснований для отказа в приватизации спорного жилого помещения, предусмотренных ст.4 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не имелось.
Учитывая изложенное, каких-либо оснований для удовлетворения жалобы, не имеется.
Поскольку ответчик при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину не оплатил, судебная коллегия, руководствуясь положениями ст. 98 ГПК РФ, полагает необходимым взыскать с ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации государственную пошлину в размере 3 000 рублей.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Топчихинского районного суда Алтайского края от 23 января 2015 года оставить без удовлетворения.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации государственную пошлину в размере 3 000 рублей в доход местного бюджета.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.