Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.
судей Анфиловой Т.Л.
Фроловой Т.Е.
при секретаре Кутушевой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению Уфимского транспортного прокурора, апелляционной жалобе ОАО NРоссийский железные дороги" на решение Чишминского районного суда РБ от " ... ", которым постановлено:
иск уфимского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лица к ОАО "Российские железные дороги" Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан о понуждении к совершению действий по строительству железнодорожного пешеходного моста удовлетворить частично.
Возложить на Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" ( " ... ") обязанность по строительству пешеходного моста через железнодорожные пути станции " ... "
Установить срок для исполнения решения суда - один год со дня вступления решения в законную силу.
В удовлетворении иска уфимского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лица к Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан о понуждении к совершению действий по строительству железнодорожного пешеходного моста отказать.
Заслушав доклад судьи Васильевой Г.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Уфимский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО "Российские железные дороги", Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан о понуждении к совершению действий по строительству железнодорожного пешеходного моста. Требования мотивировал тем, что, Уфимской транспортной прокуратурой по обращению жительницы " ... " РБ ФИО2 проведена проверка соблюдения законодательства о железнодорожном транспорте и о защите прав потребителей - пользователей услуг железнодорожного транспорта на станции " ... " Проведенной проверкой установлено, что отсутствие пешеходного моста через все железнодорожные пути непосредственно в районе железнодорожной станции, разделяющего потоки пешеходов и железнодорожного транспорта, с учётом интенсивного движения поездов по станции Шингак-Куль создаёт реальную угрозу безопасности неопределённого круга лиц, пересекающих железнодорожные пути на одном уровне с движущимся, либо стоящим на путях подвижным составом. В связи с чем просил возложить на ОАО "Российские железные дороги" обязанность по строительству пешеходного моста через железнодорожные пути станции " ... ", на Администрацию муниципального района Чишминекий район обязанность по строительству пешеходного моста через железнодорожные пути станции " ... " в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчикам разумный срок для исполнения решения суда.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор просит отменить решение суда в части отказа в возложении обязанности по строительству пешеходного моста через железнодорожные пути станции " ... ", суд первой инстанции не принял во внимание, что отсутствие пешеходного моста через все железнодорожные пути непосредственно в районе железнодорожной станции как одного из ключевых мест сосредоточения жизни в глубинке, разделяющего потоки пешеходов и железнодорожного транспорта, с учетом интенсивного движения поездов по станции " ... " создает реальную угрозу безопасности неопределенного круга лиц, пересекающих железнодорожные пути на одном уровне с движущимся либо стоящим на путях подвижным составом, впоследствии дополнение к апелляционному представлению прокурором не подавалось.
В апелляционной жалобе ОАО "Российский железные дороги" ставится вопрос об отмене приведенного решения суда по тем основаниям, что оно являются ненадлежащим ответчиком, поскольку интересы населения, заключающиеся в безопасном переходе через железнодорожную станцию должен обеспечивать второй ответчик - Администрация муниципального района Чишминский район РБ, при этом суд ссылается на нормы права, которые регулируют правоотношения исключительно между перевозчиком и пассажирами и не распространяется на жителей села Шингак-Куль, в чьих интересах, заявлен иск. Кроме того, суд первой инстанции не принял во внимание, что на ст. " ... " оборудовано три пешеходных настила, которые предусматривают возможность безопасного пересечения гражданами железнодорожных путей.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ОАО "Российские железные дороги" - ФИО3, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит частичной отмене.
В соответствии со статьей 80 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", на железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели, мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
В соответствии с Приказом Минтранса РФ от 08 февраля 2007 года N 18 утверждены Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути.
Пунктом 6 указанных Правил установлено, что проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах.
Согласно пункту 7 Правил, при проезде и переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо пользоваться специально оборудованными для этого пешеходными переходами.
Из материалов дела усматривается, что Уфимской транспортной прокуратурой по обращению жительницы " ... " РБ ФИО2 проведена проверка соблюдения законодательства о железнодорожном транспорте и о защите прав потребителей - пользователей услуг железнодорожного транспорта на станции " ... "
Проведенной проверкой установлено, что " ... " разделено железнодорожными путями на две части. На одной стороне расположено здание железнодорожной станции, размещены администрация, почта, детский сад, школа, поликлиника, иные социальные учреждения, банк, магазины, а также жилой сектор. С другой стороны железнодорожных путей расположены жилые дома, в которых проживают жители села. В связи с данным обстоятельством жители " ... " вынуждены неоднократно в течение дня пересекать железнодорожные пути, что является небезопасным.
Железнодорожная станция " ... " согласно техническо-распорядительного акта (ТРА), утвержденного " ... " ФИО4 " ... ", является промежуточной станцией и отнесена к " ... " классу, имеет " ... " путей: два главных - N " ... " и " ... ", четыре приёмо-отправочных путей NN " ... ", один погрузочно-выгрузочный - N " ... "
Согласно справки Куйбышевской дирекции управления движением N " ... " от " ... " среднесуточное количество грузовых поездов, проследовавших через станцию " ... " в " ... " составило в нечетном направлении " ... " поезда, в четном " ... " поезда, пассажирских поездов " ... " нечетных и " ... " четных, пригородных поездов " ... " пар.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований прокурора о возложении обязанности на Администрацию муниципального района Чишминский район РБ обязанности по строительству пешеходного моста через железнодорожные пути. Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
Статья 10 ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" закрепляет правила проектирования, строительства, реконструкции и содержания объектов железнодорожного транспорта за счет собственных средств владельцев инфраструктур, перевозчиков, иных физических и юридических лиц, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных не запрещенных законом источников.
Согласно положениям, закрепленным в ст. 2 данного закона, владелец инфраструктуры - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора. В силу закона инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - это технологический комплекс, включающий - железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения.
Согласно п. 4 раздела IV приложения N 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" к объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности относятся Предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газификации (кроме вошедших в Приложение 3).
Исходя из анализа приведенных норм закона, судебная коллегия полагает, что на администрацию муниципального района не может быть возложена обязанность по строительству пешеходного моста через железнодорожные пути, поскольку закон предусматривает только согласование проектирование работ по строительству объекта железнодорожного транспорта с органом местного управления и возможность финансирования строительства из средств местного бюджета.
Судебная коллегия не соглашается с выводом суда первой инстанции о возложении обязанности на Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обязанность по строительству пешеходного моста через железнодорожные пути станции Шингак-Куль Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
Согласно пункту 3 статьи 1, пункту 2 статьи 20 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте Российской Федерации", пункту 15 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N " ... " от " ... ", владельцы инфраструктур, перевозчики и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции должны обеспечивать безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда.
Из приведенных норм закона усматривается, что принципом организации работы на железнодорожном транспорте является обязательное обеспечение безопасных условий для жизни и здоровья граждан, находящихся на железнодорожных объектах.
Согласно п. 8.4 Строительных норм и правил Российской Федерации N 32-01-95 (далее СНиП 32-01-95) в местах организованного пешеходного движения через железнодорожные пути необходимо предусматривать устройства, обеспечивающие безопасность пешеходного перехода; на пассажирских станциях, а также на других станциях и остановочных пассажирских пунктах, где доступ пассажиров с платформ в населенный пункт преграждается железнодорожными путями с интенсивным движением поездов (50 пар и более в сутки) следует предусматривать переходы в разных уровнях.
Согласно "Основных положений работы железнодорожной станции" (утв. МПС РФ " ... " N ЦД-811) станции по характеру работы подразделяются на: пассажирские, грузовые, сортировочные, участковые и промежуточные. Отнесение станции к той или иной категории производится начальником железной дороги по согласованию с МПС России.
Промежуточная станция - станция, основным назначением которой является прием, отправление, обгон, скрещение и пропуск грузовых и пассажирских поездов.
На промежуточной станции производятся также погрузка и выгрузка грузов на местах общего пользования и железнодорожных подъездных путях предприятий, отцепка и прицепка вагонов к сборным поездам.
Станция Шингак-Куль, согласно техническо-распорядительного акта, по характеру работы, является промежуточной, то есть на данной станции не производятся работы по погрузке и выгрузке грузов, иных работ, требующих длительное занятие дистанционных путей. Остановка пассажирских поездов не предусмотрена.
В соответствии с расписанием движения пригородных поездов на станцию " ... " ежедневно прибывают и отправляются " ... " пассажирских пригородных поездов. Пригородные поезда по станции " ... " принимаются на " ... " и " ... " путях. Согласно расписания движения пригородных поездов имеются плановые остановки пригородных поездов, стоянка составляет одну минуту.
На ст. " ... " ответчиком оборудовано три пешеходных настила, один из которых расположен в нечетной горловине станции в створе с охраняемым железнодорожным переездом на " ... " км " ... ", второй расположен от здания пассажирского вокзала станции " ... " на " ... " км ПК " ... " третий - на " ... " км " ... " (по оси " ... ").
Прокурором не оспаривалось, что пешеходные настилы оборудованы освещением, соответствующими знаками безопасности, обеспечивающие безопасный проход для пассажиров.
Судебная коллегия полагает, что указанное свидетельствует, что со стороны ответчика созданы безопасные условия для пересечения гражданами железнодорожных путей.
Довод прокурора, что суд не принял во внимание, что на станции могут останавливаться грузовые поезда, вследствие чего перекрываются пешеходные настилы подвижным составом, расположенные напротив вокзала, на длительное время, не является основанием для удовлетворения иска об обязании ответчика построить пешеходный мост, поскольку согласно п.8 Приложения к Инструкции по движению поездов и маневровой работе
на железнодорожном транспорте Российской Федерации "Порядок организации приема и отправления поездов" останавливать грузовые поезда на железнодорожном пути, расположенном между пассажирским зданием и железнодорожным путем, где стоит пассажирский поезд, как правило, не допускается. В исключительных случаях, при стоянке грузового поезда на железнодорожном пути между пассажирским зданием и пассажирским поездом, грузовой поезд должен быть расцеплен и для пассажиров сделан проход (если нет переходного моста или тоннеля). При этом на железнодорожных станциях, где нет составительских бригад, владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей не общего пользования устанавливается порядок осуществления этих операций с указанием перечня работников, которые могут привлекаться для их выполнения.
При этом, как было указано, на станции имеются еще два пешеходных перехода.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстнации в части удовлетворения иска прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги" об обязанности по строительству пешеходного моста через железнодорожные пути станции Шингак-Куль Куйбышевской отменить, в отмененной части принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чишминского районного суда РБ от 29 января 2015 г. в части удовлетворения иска Уфимского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги" об обязанности по строительству пешеходного моста через железнодорожные пути станции " ... " с определением срока для исполнения решения суда - один " ... " со дня вступления решения суда в законную силу отменить.
В указанной части принять новое решение.
В иске Уфимского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги" об обязанности по строительству пешеходного моста через железнодорожные пути станции Шингак-Куль Куйбышевской железной дороги - филиал ОАО "РЖД" с установлением срока исполнения отказать.
В остальной части решение Чишминского районного суда РБ от 29 января 2015 г. оставить без изменения.
Председательствующий: Г.Ф. Васильева
Судьи: Т.Л. Анфилова
Т.Е. Фролова
Справка: судья Никоноров М.Я.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.