Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Милютина В.Н.,
судей: Киньягуловой Т.М.,
Мугиновой Р.Х.,
при секретаре Накиевой А.Э.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района Туймазинский район на решение Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от 25 мая 2015 года, которым постановлено:
признать за Кудрявцевой Л.Е. право собственности на земельный участок N ... , площадью ... кв.м., выделенный для ведения садоводства, расположенный в пределах садового товарищества "Южное-1", входящего в состав ОСДНТ "Южное", по адресу: адрес
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Киньягуловой Т.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кудрявцева Л.Е. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района Туймазинский район РБ о признании права собственности на земельный участок, выделенный для ведения садоводства.
Свои требования мотивировала тем, что ей был выделен садовый участок N ... , площадью ... кв.м., расположенный по адресу: адрес входящего в состав ОСДНТ "Южное", с тех пор она пользуется спорным участком. Она обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении ей указанного участка в собственность, однако получила отказ, который считает незаконным. В связи с изложенным, просила суд признать за ней право собственности на садовый участок N ... , площадью ... кв.м., расположенный в пределах садового товарищества "Южное-1", которым она пользуется в соответствии с его назначением.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального района Туймазинский район - Ахметзянов А.Р. ставит вопрос об отмене решения суда, считая его незаконным и необоснованным, указывая, что глава 6 Федерального закона от 15 апреля 1998 года (ред. от 14 октября 2014 года) N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (с изменениями и дополнениями, вступившими в законную силу 01 марта 2015 года), регулировавшая предоставление садовых участков в собственность, утратила силу.
Кроме того, суд признал право собственности на земельный участок, выделенный для садоводства, в то время как согласно кадастровому паспорту спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования - для огородничества. Права истцом на земельный участок в установленном законом порядке не оформлены.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения настоящего дела судом апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ОСДНТ Фазлыеву Р.Б., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями закона.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса РФ). Положениями статьи 15 Земельного кодекса РФ определено, что граждане имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В абзаце втором пункта 9.1 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" указано, что в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с Федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Законом РСФСР от 23.11.1990 года N 374-1 "О земельной реформе" (действовал до ноября 2001 года) установлено, что в собственность граждан могут передаваться земельные участки для ведения садоводства, а также иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства. До юридического оформления земельных участков в собственность в соответствии с действующим законодательством, за гражданами, которым земельные участки были предоставлены для садоводства, огородничества, животноводства сохраняется установленное ранее право пользования земельными участками. Для ведения садоводства и животноводства в собственность граждан бесплатно передаются все ранее предоставленные земли, а также малопродуктивные сельскохозяйственные угодья и нарушенные земли. Приобретение земельных участков в собственность осуществляется через Совет народных депутатов, на территории которого расположен земельный участок. (статьи 4, 7, 8, 9).
Пунктом 4 статьи 28 Федерального закона от 15.04.1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" определено, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу названного Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
Системное толкование приведенных норм права позволяет сделать вывод, что члены садоводческого товарищества, созданного до введения в действие Федерального закона от 15.04.1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", имеют право на бесплатное получение в собственность земельного участка, предоставленного им для ведения садоводства и огородничества. Члены садоводческих товариществ, созданных после введения в действие указанного федерального закона, приобретают право собственности на земельный участок, предоставленный им для ведения садоводства и огородничества, за плату без участия в аукционе.
При наличии спора о праве на имущество признание права собственности осуществляется в судебном порядке. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (статья 59 Земельного кодекса РФ).
Вместе с тем, статья 28 Земельного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень случаев, когда допускается отказ в предоставлении участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К таковым относятся: изъятие земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 5 Положения решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель - ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель, сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Данные решение и схема должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участка (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель (пункт 6 Положения).Согласно п. 7 Положения решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки.
Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков.
Пунктом 8 Положения установлено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений в силу пункта 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд" осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В силу пункта 2 части 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев установленных федеральными законами.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
27 декабря 1991 г. вышел Указ Президента РФ от N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", п. 14 которого было установлено, что - земельные участки, выделенные для личного подсобного хозяйства, садоводства, жилищного строительства в сельской местности, передаются в собственность граждан бесплатно. Органам Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Министерства сельского хозяйства РСФСР было предписано обеспечить в 1992 году выдачу документов на право собственности на указанные земельные участки.
Как усматривается из представленных в суд апелляционной инстанции документов, Постановлением Совета министров Башкирской АССР и Башкирского областного совета профсоюзов N ... от 03.10.1979 года утверждено Положение о Башкирском республиканском, городском и районном добровольных обществах садоводов согласно приложению. Рекомендовать исполкомам городских и районных Советов народных депутатов организовать городские и районные добровольные общества садоводов, объединяющие все садоводческие товарищества, расположенные на территории своего города или района и обеспечить руководство и контроль за их деятельностью.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Кудрявцевой Л.Е. о признании права собственности на земельный участок N ... площадью ... кв.м., выделенный для ведения садоводства, расположенный в пределах садового товарищества "Южное-1", входящего в состав ОСДНТ "Южное", по адресу: адрес, суд пришел к выводу, что указанный участок выделен истцу до принятия Постановления N ... от 14 февраля 2013 года "О резервировании земельных участков в границах городского поселения г. Туймазы MP Туймазинский район РБ для муниципальных нужд", истец пользовалась им по назначению.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным на основании собранных по делу доказательств, оценка которым дана судом в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом, решением исполнительного комитета Туймазинского районного Совета депутатов трудящихся Башкирской АССР от 13 августа 1981 года решено с 15 августа 1981 года организовать городское добровольное общество садоводов, объединяющее все садоводческие товарищества рабочих и служащих, создание на предприятиях и организациях города.
Согласно Решению исполнительного комитета Туймазинского городского и районного Совета народных депутатов Башк.АССР от 14.08.1986 года во исполнение Постановления Совета Министров Башк. АССР и Президиума областного Совета профсоюзов от 20.03.1986г N ... "О создании Башкирского республиканского добровольного общества садоводов" решено организовать Туймазинское объединенное районное и городское общество (райгоробщество) садоводов.
Согласно постановлению Администрации города Туймазы и Туймазинского района от 29.10.2001г. Туймазинское некоммерческое товарищество садоводов зарегистрировано в качестве юридического лица.
Согласно выписке из протокола N ... общего собрания представителей членов объединенного садово-дачного некоммерческого товарищества "Южное" от 18.10.2005г. Туймазинское некоммерческое товарищество садоводов переименовано в ОСДНТ "Южное", утвержден новый Устав ОСДНТ.
Государственным Актом на право пользования землей N ... от 22.08.1984 года, за Туймазинским заводом геофизического оборудования и аппаратуры Башкирской республики, закреплено в бессрочное и бесплатное пользование ... гектаров земли в границах согласно плану землепользования. Земля предоставлена для коллективного садоводства.
Садовый участок N ... , площадью ... кв.м., расположенный в пределах ОСДНТ "Южное", по адресу: адрес, находится в пределах указанных ... га земель и принадлежит Кудрявцевой Л.Е., она исполняет все обязанности собственника участка, оплачивает все расходы по его содержанию, использует его по целевому назначению.
Как усматривается из членской книжки садовода, Кудрявцева Л.Е. является членом садового товарищества "Южное-1" и регулярно уплачивает членские взносы (л.д.8).
Согласно справке, выданной председателем Совета правления ОСДНТ "Южное", Кудрявцева Л.Е. действительно имеет садовый участок N ... , общей площадью ... кв.м., расположенный в пределах садового товарищества "Южное-1", по адресу: адрес.
Заключением СДНТ "Южное", актом согласования границ участка и описанием местоположения садово-дачного участка подтверждается, что земельным участком N ... площадью ... кв.м владеет и пользуется Кудрявцева Л.Е. и участок действительно находится в пределах СТ "Южное-1" по адресу: адрес
Из письма администрации муниципального района Туймазинский район N ... от 04.12.2014 года следует, что Кудрявцевой Л.Е. было отказано в передаче в собственность спорного земельного участка в связи с тем, что спорный участок входит в границы резервируемых земель в целях комплексного жилищного строительства.
Согласно статье 20 Федерального закона "О землеустройстве" документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики, является карта (план) объекта землеустройства. Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка N ... от 10.11.2014 года, земельный участок с кадастровым номером ... , площадью ... кв.м., с разрешенным использованием: для огородничества, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: адрес поставлен на кадастровый учет 06.11.2014 г.(л.д.13).
Поскольку истец является членом садового товарищества "Южное-1", входящего в состав ОСДНТ "Южное", и за ней закреплен земельный участок N ... общей площадью ... кв.м., расположенный в границах земельного участка, предоставленного СТ "Южное-1", определено конкретное местоположение земельного участка, указана его площадь, ему присвоен кадастровый номер, то есть спорный земельный участок индивидуализирован как объект недвижимости, следовательно у ответчика отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа истцу в предоставлении земельного участка в собственность, поскольку истцом в орган местного самоуправления представлены все документы, перечень которых носит исчерпывающий характер, указанные в статье 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан": описание местоположения его земельного участка, заключение СНТ в подтверждение соответствия описания местоположения земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого истцом.
Таким образом, каких-либо обременений или ограничений на указанный земельный участок не зарегистрировано, земельный участок используется по его целевому назначению. Доказательств того, что испрашиваемый истцом участок изъят из оборота или в отношении него существует запрет на приватизацию, представлено не было.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в кадастровом паспорте на разрешенное использование земельного участка - для ведения огородничества, судебной коллегией отклоняются, поскольку указанное не могло послужить основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность заявителю, как предоставленного во временное пользование, так как в этом же кадастровом паспорте земельного участка в графе местоположение участка указано о том, что этот земельный участок располагается на территории СДНТ "Южное", таким образом, предназначение земельного участка, из которого был выделен испрашиваемый земельный участок, на момент его первоначального выделения Государственным Актом на право пользования землей N ... от 22.08.1984 года было определено для коллективного садоводства т.е. при предоставлении садовых участков.
Ответчиком не представлено ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции доказательств в подтверждение своей позиции, что испрашиваемый истцом земельный участок находится за пределами земли, предоставленной СНТ. В деле также отсутствуют документы ответчика в опровержение доказательств и доводов, представленных истцом.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, не опровергают изложенных выводов и не содержат правовых оснований к отмене состоявшегося решения.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от 25 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района Туймазинский район РБ - без удовлетворения.
Председательствующий В.Н.Милютин
Судьи: Т.М.Киньягулова
Р.Х.Мугинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.