ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Уфа РБ 27 августа 2015 года
Исполняющий обязанности заместителя председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Габитов Р.Х., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило дата) жалобу руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан Агапова А.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 7 судебного района Ленинский район г. Уфы Республики Башкортостан от 25 декабря 2014 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 23 апреля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.4 КоАП РФ, в отношении руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан Агапова А.В.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 7 судебного района Ленинский район г. Уфы Республики Башкортостан от 25 декабря 2014 года руководитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущества) в Республике Башкортостан Агапов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.19.4 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 23 апреля 2015 года по жалобе руководителя Территориального управления Росимущества по Республике Башкортостан Агапова А.В. постановление мирового судьи судебного участка N 7 судебного района Ленинский район г. Уфы Республики Башкортостан от 25 декабря 2014 года оставлено без изменения.
Не согласившись вынесенными по делу судебными постановлениями, руководитель Территориального управления Росимущества по Республике Башкортостан Агапов А.В. обжаловал их в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке ст. 30.12 КоАП РФ, просит отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие оснований для привлечения его к административной ответственности и истечение сроков давности.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы и приложенные к ней материалы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что в рамках исполнительного производства N ... , возбужденного дата на основании судебного приказа, выданного мировым судьей судебного участка судебного района адрес, о взыскании с ФИО5 в пользу ЗАО " ФИО2" задолженности по кредитному договору в сумме 156 211 руб. 67 коп., судебным приставом-исполнителем Нефтекамского межрайонного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан (далее - адрес МО УФССП по адрес) был наложен арест на имущество должника: микроволновую печь ФИО11, клавиатуру ФИО12, принтер ФИО13, N ... , модель N ...
По акту от дата указанное имущество было передано судебным приставом-исполнителем адрес МО УФССП по адрес на реализацию в специализированную организацию ООО " ФИО14" (л.д.16).
дата судебным приставом-исполнителем вынесено требование о возврате Территориальным управлением Росимущества по Республике Башкортостан вышеназванного нереализованного арестованного имущества в адрес МО УФССП по адрес в срок до дата (л.д.25). В установленный срок требование судебного пристава-исполнителя не выполнено, документы, подтверждающие уважительность причин неисполнения требования не представлены.
дата судебный пристав-исполнитель адрес МО УФССП по адрес составил в отношении руководителя Территориального управления Росимущества по Республике Башкортостан Агапова А.В. протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, за невыполнение в установленный срок требования о возврате нереализованного арестованного имущества (л.д.5).
Мировой судья, рассматривая дело, посчитал, что в действиях руководителя Территориального управления Росимущества по Республике Башкортостан Агапова А.В. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, он подлежит привлечению к административной ответственности в виде предупреждения.
С этим выводом согласился судья Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан, рассматривая 23 апреля 2015 года жалобу на постановление по делу об административном правонарушении.
Между тем, с выводами судебных инстанций согласиться нельзя, принятые по делу судебные акты подлежат отмене, поскольку при рассмотрении дела и жалобы ряд обстоятельств оставлены без должных внимания и оценки.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, установила: "Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией и законом" (ст.8). Право на судебную защиту закрепляется также в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и ч. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, имеющие значение для его правильного разрешения, в том числе наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее административное правонарушение, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности, исследуются иные доказательства.
В данном случае мировым судьей судебного участка N 7 судебного района Ленинский район г. Уфы Республики Башкортостан и судьей Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 23 апреля 2015 года вышеприведенные требования процессуального закона не были выполнены.
Согласно ч. 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В соответствии со ст. 68 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" одной из мер принудительного исполнения судебных актов службой судебных приставов является обращение взыскания на имущество должника.
На основании ст. 69 названного Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию, осуществляемую должником самостоятельно, или принудительную реализацию либо передачу взыскателю.
В соответствии со ст. 87 данного Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.В силу ст. 90 упомянутого Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ торги должны быть проведены в двухмесячный срок со дня получения организатором торгов имущества для реализации. Порядок проведения торгов определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 2 и 4 ст. 447 ГК РФ в качестве организатора торгов могут выступать собственник вещи, обладатель иного имущественного права на нее, другое лицо, имеющее интерес в заключении договора с тем, кто выиграет торги, а также лицо, действующее на основании договора с указанными лицами и выступающее от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом (нотариус, специализированная организация и др.). Торги проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.
В силу абз. 2 п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724 функции специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Согласно п. 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Функции Росимущества на территории Республики Башкортостан выполняет соответствующее Территориальное управление, действующее на основании Положения, утвержденного Приказом Росимущества от дата N ...
Как указано выше, спорное имущество было передано судебным приставом-исполнителем на реализацию в специализированную организацию ООО "Караван".
Совместным приказом Федеральной службы судебных приставов от дата N ... и Федерального агентства по управлению государственным имуществом от дата N ... утвержден Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество (далее - Порядок взаимодействия).
Согласно разделу 4 Порядка если арестованное имущество не реализовано в срок, установленный действующим законодательством, Росимущество (специализированные организации) обязано передать, а судебный пристав-исполнитель обязан принять по Акту передачи арестованное имущество (документы на имущество) в течение десяти рабочих дней с даты окончания срока реализации имущества должника (с приложенными оригиналами документов). В случае принятия судебным приставом-исполнителем решения об отзыве имущества с реализации Росимущество (специализированные организации) в течение трех рабочих дней со дня получения копии постановления об отзыве арестованного имущества с реализации обязано передать арестованное имущество (документы на имущество) судебному приставу-исполнителю, а судебный пристав-исполнитель обязан принять арестованное имущество (документы на имущество) по Акту передачи.
Указанным Положением предусмотрено, что второй стороной акта реализации имущества с торгов может выступать специализированная организация, привлеченная Росимуществом.
Между тем вопросы о том, на каком основании указанная организация ООО " ФИО17" осуществляла функции специализированной организацией по проведению торгов, находится ли упомянутое судебным приставом-исполнителем имущество в данной компании, в каком порядке оно подлежало возврату в случае, если это имущество не реализовано, предметом обсуждения в суде не стали, хотя имели существенное значение для рассмотрения дела.
Кроме того, судебный пристав-исполнитель в требовании от дата назначил Территориальному управлению Росимущества по Республике Башкортостан срок для возврата нереализованного имущества до дата, тогда как дата и дата являлись выходными днями.
В данном случае судом не исследовался вопрос, применим ли к спорным правоотношениям указанный трехдневный срок, если решение об отзыве имущества с реализации не принималось. В связи с этим следовало установить, отвечает ли критериям разумного срока предоставленный судебным приставом-исполнителем руководителю Территориального управления Росимущества по Республике Башкортостан Агапову А.В. срок для возврата нереализованного имущества.
К тому же, вопрос о разумности предоставления срока о возврате имущества подлежал разрешению в зависимости от выяснения вопроса о том, кто фактически выполнял функции специализированной организации, проводившей торги указанного имущества, и где конкретно находится это имущество.
Также заслуживает внимания довод в жалобе о нахождении руководителя Территориального управления Росимущества по Республике Башкортостан Агапова А.В. в служебной командировке в адрес с дата по дата, что подтверждается приказом N ... от дата о служебном командировании (л.д.49).
Указанное выше свидетельствует о том, что судьи первой и второй судебных инстанций в нарушение требований ст. 24.1 КоАП РФ не выяснили все значимые для разрешения данного дела обстоятельства, не истребовали необходимые документы и не устранили иным образом имеющиеся сомнения относительно законности и обоснованности привлечения руководителя Территориального управления Росимущества по Республике Башкортостан Агапова А.В. к административной ответственности.
Выявленные нарушения являются существенными, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, влекущими отмену состоявшихся по делу судебных актов.
С учетом того, что на момент рассмотрения жалобы срок давности привлечения руководителя Территориального управления Росимущества по Республике Башкортостан Агапова А.В. к административной ответственности, установленной ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, истек, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан Агапова А.В. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 7 судебного района Ленинский район г. Уфы Республики Башкортостан от 25 декабря 2014 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 23 апреля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.4 КоАП РФ, в отношении руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан Агапова А.В. отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители. Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.
И.о. заместителя председателя
Верховного Суда
Республики Башкортостан Р.Х. Габитов
Справка:
мировой судья Иштеева Г.Х.
федеральный судья Кочкина И.В.
дело N ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.