Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Мелешко Н.В.,
судей
Медведкиной В.А.,
Параевой В.С.,
при секретаре
Тарасенко А.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 июля 2015 г. гражданское дело N 2-1781/15 по апелляционной жалобе Соболева Виктора Михайловича, Тарита Вольдемара Андреевича, Еремина Виктора Сергеевича на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 15 апреля 2015 г. по иску Соболева В.М., Тарита В.А., Еремина В.С. к Военному комиссариату города Санкт-Петербурга об обязании пересмотреть размер пенсии.
Заслушав доклад судьи Мелешко Н.В., объяснения представителя Соболева В.М., Тарита В.А., Еремина В.С. - Руденко И.А., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Соболев В.М., Тарита В.А., Еремин B.C. обратились в суд с иском к Военному комиссариату города Санкт-Петербурга об обязании пересмотреть с "дата" пенсию, установленную из расчета " ... "% от размера денежного довольствия в соответствии с частью 1 ст. 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", по тем основаниям, что они являются пенсионерами Министерства обороны РФ, пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих и частью 2 статьи 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 предусматривалось, что указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 г. в размере 54% и с 1 января 2012 г. ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера, с учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2%. Однако федеральным законом действие части 2 статьи 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 на 2015 год приостановлено, а размер денежного довольствия на 2015 год установлен 62,12%, то есть в том же размере как в 2014 году, что снижает уровень пенсионного обеспечения и противоречит международному договору.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 15 апреля 2015 г. в удовлетворении исковых требований Соболева В.М., Тарита В.А., Еремина B.C. отказано.
В апелляционной жалобе Соболев В.М., Тарита В.А., Еремин B.C. просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска, ссылаются на неправильное применение судом норм материального права, полагают, что изменение механизма исчисления пенсии нарушает конституционные принципы равенства всех перед законом.
Представитель Военного комиссариата города Санкт-Петербурга на рассмотрение дела не явился, о его слушании извещены надлежащим образом, на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав мнение представителя истцов, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Соболев В.М., Тарита В.А., Еремин B.C. получают пенсию по нормам Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", выплата пенсии производится Военным комиссариатом города Санкт-Петербурга.
Разрешая требования истцов и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что из представленных в материалы дела документов следует, что размер выплачиваемой каждому из истцов пенсии с "дата" исчислялся исходя из денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, из расчета 62,12% от размера указанного денежного довольствия, как это предусмотрено пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", расчет размера выплачиваемой истцам пенсии, увеличившейся после применения нового способа ее исчисления от более высокого размера денежного довольствия, с 1 января 2015 г. произведен пенсионным органом в соответствии с действующим законодательством, оснований для перерасчета пенсии не имеется.
Судебная коллегия соглашается с мнением суда первой инстанции по следующим основаниям.
Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" определен состав денежного довольствия, из которого исчисляются пенсии, назначаемые лицам, подпадающим под действие данного Закона (часть первая статьи 43), и основания пересмотра размера пенсий, в том числе с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий (пункт "а" части первой статьи 49).
В связи с реформированием с 1 января 2012 г. системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел в законодательство о пенсионном обеспечении указанных лиц внесены положения, изменяющие как правила учета денежного довольствия для исчисления пенсий при установлении его ежегодного увеличения (с 54 процентов) на 2 процента начиная с 2013 года, так и основания пересмотра размера пенсий с учетом указанного увеличения денежного довольствия (часть вторая статьи 43 и пункт "б" части первой статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).
Ежегодное увеличение пенсии гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2 процента обеспечивается Правительством Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации".
Частью второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I также предусмотрена возможность дополнительного увеличения денежного довольствия федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен).
Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (в ред. Федерального закона от 20 апреля 2015 г. N 93-ФЗ) предусмотрено установление денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, с 1 января 2015 г. в размере 62,12 процента, а с 1 октября 2015 г - 66,78 процента от размера указанного денежного довольствия (часть 10 статьи 8).
Материалами дела подтверждается, что размер выплаченной истцам пенсии в спорный период исчислялся Военным комиссариатом Санкт-Петербурга в соответствии с действующим законом, право истцов на пенсионное обеспечение им не нарушено, коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы, касающиеся нарушения приостановлением механизма поэтапного ежегодного повышения величины денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, конституционных принципов равенства всех перед законом, не могут быть приняты во внимание судебной коллегии, поскольку проверка конституционности федеральных законов к компетенции судов общей юрисдикции, как она определена, в частности, Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", не относится.
Кроме того, с "дата" процентное соотношение пенсии к денежному довольствию увеличено, определяя ежегодное увеличение денежного довольствия в части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, законодатель не устанавливает обязанность по увеличению денежного довольствия именно с 1 января каждого года.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил исчисления их размеров к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Закрепление механизма исчисления пенсий и определение порядка индексации как одного из способов повышения их размеров также являются компетенцией законодателя, который вправе, как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, изменять установленное им в данной сфере регулирование, соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан (Определение Конституционного Суда РФ от 21 мая 2015 г. N 1014-О).
При рассмотрении дела суд правильно применил нормы материального права, оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 15 апреля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.