Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
судей
Бакуменко Т.Н., Стаховой Т.М.
при секретаре
Ч.А.А..
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 июня 2015 года гражданское дело N 2-5728/14 по апелляционной жалобе Л.Е.В. на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 10 декабря 2014 года по заявлению Л.Е.В. об оспаривании решения комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения Северо-Западного филиала федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" от "дата" (протокола N ... ) о снятии с учета подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма,
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В., выслушав объяснения заявителя - Л.Е.В., представителя заинтересованного лица Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - М.Ю.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Л.Е.В. обратилась в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением, в котором просила признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения Северо-Западного филиала федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее С-ЗФ ФКУ "УГЖО МЧС России" от "дата" (протокола N ... ) о снятии с учета подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма.
В качестве мер по восстановлению нарушенных прав Л.Е.В. просила обязать С-ЗФ ФКУ "УГЖО МЧС России" восстановить ее саму и ее дочь Л.П.А. в очереди по учету нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, с даты снятия с учета - с "дата", в течение 14 дней с момента вступления решения в законную силу.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" отказано в удовлетворении заявления Л.Е.В.
В апелляционной жалобе Л.Е.В. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное.
В заседание суда апелляционной инстанции заинтересованное лицо, С-ЗФ ФКУ "УГЖО МЧС России" своего представителя не направило, извещено судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Л.Е.В. с "дата" по "дата" проходила службу в " ... "). Затем, с "дата" по "дата" - " ... " на должностях:
с "дата" по "дата" - " ... "
с "дата" по "дата" - " ... "
"дата" по "дата" - " ... "
с "дата" по "дата" - " ... "
с "дата" по "дата" - " ... "
с "дата" по "дата" - " ... "
с "дата" по "дата" - " ... ";
с "дата" по "дата" - " ... "
с "дата" по "дата" - " ... "
с "дата" по "дата" - " ... "
с "дата" по "дата" - " ... ";
с "дата" по "дата" - " ... "
с "дата" по "дата" - " ... "
"дата" по "дата" - " ... ";
с "дата" по "дата" - " ... ";
с "дата" по "дата" - " ... "
с "дата" по "дата" - " ... "
с "дата" по "дата" - " ... "
Л.Е.В. зарегистрирована и проживает совместно с " ... " - Л.П.А., и " ... " - Б.Л.А., в одной комнате площадью " ... " кв. м, в двухкомнатной коммунальной квартире, площадью " ... " кв.м, находящейся по адресу: "адрес".
Согласно распоряжению N ... , с "дата" Л.Е.В., совместно с Л.П.А., и Б.Л.А., в составе одной семьи из " ... " человек, состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга по месту жительства.
Также согласно протоколу жилищно-бытовой комиссии " ... " РУВД от "дата", то есть в период прохождения службы в УВД по " ... ", Л.Е.В. "дата" была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, вместе с дочерью Л.П.А.
"дата" заявитель была уволена со службы из органов МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и в эту же дату прибыла для дальнейшего прохождения службы в Главное управление МЧС России по Санкт-Петербургу, где была назначена на должность начальника юридического отдела Главного управления.
Согласно выписке из протокола N 1, решением Жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу от "дата" Л.Е.В. принята с составом семьи из " ... " человек (вместе с " ... " Л.П.А.) на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации - с "дата", то есть с даты первоначальной постановки на учет в УВД по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга
В соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации заявитель уволена из " ... "
Выслуга лет на момент увольнения составила " ... ".
Согласно выписке из протокола N ... от "дата", решением комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения С-ЗФ ФКУ "УГЖО МЧС России" семья заявителя в составе двух человек снята с учета нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма в МЧС России на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Л.Е.В., полагая указанное решение незаконным, ссылалась на то, что жилищные условия ее семьи не изменились: она занимает комнату в коммунальной квартире, в которой проживает совместно " ... ", семья по-прежнему является городскими очередниками. Оспариваемое решение противоречит закону и лишает семью возможности улучшить свои жилищные условия, при принятии оспариваемого решения заинтересованным лицом не учтены требования пункта 8 Приказа МВД России N 345 от 24 мая 2003 года "Об упорядочении учета лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределения жилой площади в органах внутренних дел", действовавшего и в органах МЧС, согласно которому, по мнению заявителя, в случае переход сотрудника на службу в другой орган, где действует указанный приказ, работник сохраняет право состоять на учтете с даты принятия на учет в органах МВД. Л.Е.В. ссылалась на то, что при переходе на работу в органы МЧС из органов МВД стаж ее работы, выслуга лет и специальное звание были включены в соответствующие льготы по новому месту службы.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции установив, что решение жилищной комиссии Главного управления МЧС России от "дата" о принятии семьи заявителя на учет нуждающихся улучшении жилищных условий с "дата", на которое ссылается заявитель как на основание своих требований, противоречит закону и нормативным правовым актам, действовавшим на дату его принятия, пришел к выводу о правомерности оспариваемого решения о снятии Л.Е.В. с учета нуждающихся, поскольку в "дата" отсутствовали правовые основания для постановки заявителя на такой учет, что выявилось только "дата" на заседании полномочной ведомственной жилищной комиссии.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений части 1 статьи 8 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" статьей 4 - 6 Федерального закона N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 8 Приказа МВД России N 345 "Об упорядочении учета лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределения жилой площади в органах внутренних дел", пункта 3.1 совместного приказа МЧС России и МВД России N 44/84 "О порядке обеспечения жилой площадью личного состава Государственной противопожарной службы", частей 1, 2 статьи 6 Федерального закона N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", части 1 статьи 52, части 3 статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлен в соответствии с Приказом МЧС России N 372 "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации", что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 55, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда мотивированы и подробно изложены в обжалуемом решении суда.
Довод апелляционной жалобы, что суд неправомерно пришел к выводу, о рассмотрении настоящего спора по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, следовательно, ошибочно пришел к выводу о пропуске заявителем установленного срока для обращения в суд, не может быть положен в основу отмены решения суда, поскольку основан на неправильном толковании норм права.
Так, публично-правовой характер правоотношений, споры из которых подлежат рассмотрению в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предопределяется как участием в них в качестве одного из субъектов государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, государственного или муниципального служащего, так и обстоятельством отсутствия равенства участников правоотношений, наличием властных полномочий у одного из них по отношению к другому.
Таким образом, публичные правоотношения представляют собой правоотношения между субъектами, один из которых обладает властными полномочиями и определяет порядок и условия вступления в данные правоотношения другого участника.
При этом, как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, не согласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, или подача искового заявления).
Несмотря на поименование Л.Е.В. заявления исковым, оно подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку ФГУ С-ЗФ ФКУ "Управление экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", являясь в возникших между сторонами правоотношениях органом, уполномоченным законом решать вопрос о постановке военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях, не вступало с заявителями в гражданско-правовые отношения.
Таким образом, в соответствии со статьей 197 Гражданского кодекса Российской Федерации, в данном случае общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, применению не подлежит, поскольку частью 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлен специальный срок на обжалование действия (бездействия) должностных лиц.
Так, в силу части 1 статьи 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Таким образом, судебная коллегия полагает обоснованным вывод суда первой инстанции, что заявителем при подаче заявления был пропущен установленный процессуальным законом срок для обращения в суд.
Довод апелляционной жалобы заявителя, что судом не учтено, что Л.Е.В. была снята с учета нуждающихся по основаниям статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а не в связи с неправильным применением положений пункта 8 приказа МВД N345 при принятии решения от "дата", не может быть принят во внимание судебной коллегий, поскольку основан на неверном применении нор права.
Так, в силу статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившим в законную силу 1 марта 2005 года, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
Отсутствие права у жилищной комиссии Главного Управления МЧС принимать заявителя на учет нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма следует из норм действующего законодательства Российской Федерации.
Как правильно указал суд первой инстанции, вступившим в силу с 1 марта 2005 года Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрен порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и орган, осуществляющий такое принятие. Постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства гражданина на основании норм статьей 49, 51 - 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Сотрудники Федеральной пожарной службы, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 марта 2005 года, в соответствии со статьей 5 и пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" сохраняют право на обеспечение жилыми помещениями для постоянного проживания по договорам социального найма.
С 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется в порядке, предусмотренном статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Таким образом, предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (части 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, сотрудники МЧС, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания по месту прохождения службы в данном населенном пункте, в соответствии со статьей 93 и пунктом 2 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации имеют право на обеспечение только служебными жилыми помещениями (на время прохождения службы).
Кроме того, в настоящее время в системе МЧС действует приказ МЧС от 12 января 2012 года N5 "Об утверждении Порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений", которым регламентирован порядок принятия на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях сотрудников МЧС.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 283-ФЗ от 30 декабря 2012 года "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Таким образом, правовые основания для принятия на учет по месту службы нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) сотрудников федеральной противопожарной службы (сотрудников органов внутренних дел) Российской Федерации для последующего предоставления им жилых помещений по договору социального найма после вступления в силу действующего Жилищного кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Из материалов дела следует, что ранее "дата" Л.Е.В. с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы в МЧС России не обращалась.
Довод апелляционной жалобы Л.Е.В., что судом при рассмотрении спора не дано надлежащей оценки тому, что служба в органах МВД России и в органах МЧС России, а также социальные гарантии, предоставляемые сотрудникам этих органов, регулируются одними и теми же нормативными актами Российской Федерации и ведомственными приказами, стаж ее службы в органах МВД был зачтен в стаж службы в органах МЧС, следовательно, имеются основания полагать, что при переходе на работу в органы МЧС она имела право на сохранение даты принятия на учет по улучшению жилищных условий в органах МВД (то есть с "дата"), не может быть положен в основу отмены решения суд.
Так, пункт 8 Приказа МВД России N 345 от 24 мая 2003 года "Об упорядочении учета лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределения жилой площади в органах внутренних дел", распространяет свое действие на сотрудников, перемещаемых в интересах службы в пределах одного населенного пункта, но в рамках одного министерства. Приказом МЧС России от 03 апреля 2006 года N 203 "О применении в системе МЧС России приказа МВД России от 24 мая 2003 года N 345" установлено применение в системе МЧС приказа N 345 для упорядочения учета только в МЧС России.
При этом, какой-либо нормативный правовой акт о распространении действия положений пункта 8 приказа N 345 на сотрудников, перемещаемых из одного министерства в другое министерство, отсутствует.
Из материалов дела следует, что Л.Е.В. в "дата" лично обратилась с рапортом о переводе из органов МВД России в органы МЧС России. Вместе с тем, перевод сотрудника не является основанием для сохранения социальных гарантий и обязательств соответствующих ведомств в части обеспечения жильем при перемещении сотрудников из одного ведомства в другое.
Довод апелляционной жалобы Л.Е.В., что судом не принято во внимание, что в представленной в материалы дела копии трудовой книжки в период с "дата" по "дата", имеется только сведения о прохождении заявителем службы в " ... ", не может быть положен в основу отмены решения суда, поскольку не имеет правового значения.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводы, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Оценив представленные по делу доказательства на основании приведенных выше правовых положений, судебная коллегия полагает, что поскольку материалами дела не подтвержден факт принятия Л.Е.В. на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в период прохождения службы в МЧС России ранее 01 марта 2005 года, то оспариваемое решение является правомерным.
Учитывая указанное, судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, а постановленное решение не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 10 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.