Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шевченко Г.М.
и судей Мартыновой Т.А., Черниковой О.Ф.
с участием прокурора Русановой О.А.
при секретаре Бакулевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 27 августа 2015 года дело по апелляционной жалобе Департамента финансов Кировской области на решение Куменского районного суда Кировской области от 25 июня 2015 года, которым постановлено:
Иск прокурора Куменского района Кировской области, действующего в интересах Мельниковой Таисии Степановны к Департаменту финансов Кировской области о взыскании затрат, понесенных медицинским работником по оплате коммунальных услуг, удовлетворить.
Взыскать с Департамента финансов Кировской области за счет средств казны субъекта РФ "Кировская область" в пользу Мельниковой Т.С. возмещение расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением за период с 01.06.2012 по 31.07.2014 в сумме "данные изъяты" рубль 81 копейка.
Заслушав доклад судьи областного суда Мартыновой Т.А., судебная коллегия областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Куменского района Кировской области, действующий в порядке статьи 45 ГПК РФ, в интересах Мельниковой Т.С. обратился в суд с иском о взыскании с Департамента финансов Кировской области в пользу Мельниковой Т.С. расходов по оплате коммунальных услуг (отопление и освещение). В обоснование заявленных исковых требований указал, что Мельникова Т.С. с 19.09.1986 г. и по настоящее время является медицинским работником сельской местности и проживает в Кировской области в поселке городского типа. До 01.01.2005 г. включительно Мельникова Т.С. пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением. С 2005 г. Мельниковой Т.С. выплачивалась лишь частичная компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг. В соответствии с действующим с 01.01.2005 г. законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в муниципальных учреждениях здравоохранения, того объема обеспечения, который был установлен ранее, была возложена на органы местного самоуправления. За период с 01.06.2012 г. по 31.07.2014 г. подтвержденные затраты, понесенные заявителем на оплату коммунальных услуг (плата за освещение и отопление) составили "данные изъяты" рублей 29 копеек. Частичная компенсация коммунальных платежей за счет средств областного бюджета составила "данные изъяты" рубля, в остальной части компенсация расходов не произведена. На основании изложенного прокурор просил взыскать с Департамента финансов в пользу Мельниковой Т.С. затраты, понесенные ею на оплату коммунальных услуг в сумме "данные изъяты" рублей 29 копеек за период с 01.06.2012 г. по 31.07.2014 г.
Судом первой инстанции постановлено решение от 25.06.2015 г. резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе Департамент финансов Кировской области, ссылаясь на незаконность и необоснованность постановленного судом решения, просит его отменить, отказав в удовлетворении исковых требований к Департаменту финансов Кировской области в полном объеме. Считает, что расчет суммы иска произведен неверно, согласно расчету ответчика, сумма затрат Мельниковой Т.С. на оплату коммунальных услуг, по которым не произведена компенсация из областного бюджета, составляет "данные изъяты" рублей 03 копейки. Указывает, что Законом Кировской области от 03.11.2004 г. N 267-ЗО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области" установлены меры социальной поддержки отдельным категориям специалистов в виде частичной компенсации расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение за счет средств областного бюджета. Поскольку указанная компенсация коммунальных услуг истцу ежемесячно производилась, полагают, что обязательство субъекта Российской Федерации - Кировская область перед истцом выполнены в полном объеме. Установление мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения не является обязательством субъекта РФ - Кировская область, это дополнительная мера социальной поддержки, введенная в действие с 01.01.2005 г. Право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в прежнем объеме после 01.01.2005 г. сохраняют только те лица, которые пользовались данными коммунальными льготами до 01.01.2005 г. Истцу назначена пенсия и ей в соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 г. N 267-ЗО выплачивается частичная компенсация, поэтому правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Также считают, что пользование льготами должно подтверждаться допустимыми доказательствами, то есть если гражданин пользовался коммунальными льготами по оплате жилья, это должно подтверждаться документами о начислении платы за жилое помещение и коммунальных услуг и документами о предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг, предоставленными уполномоченными лицами. Кроме того, отмечают, что работникам, работающим и проживающим в сельской местности и пользовавшимся льготами до 01.01.2005г., предоставление льгот производится за счет соответствующих средств из федерального бюджета, а при недостаточности таких средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета, взыскание должно осуществляться с Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Куменского района Кировской области выражает несогласие с доводами жалобы, считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции участники процесса не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, выслушав прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) устанавливалось право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. С 01.01.2005 согласно п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" отменены без равноценной компенсации ранее предоставлявшиеся медицинским работникам учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, жилищно-коммунальные льготы. Одновременно с признанием утратившей силу ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, предусматривавшей меры социальной поддержки названной категории медицинских работников, указанная статья была дополнена частями 4, 5, 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ. Те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
В соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 N 267-ЗО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области" фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа, предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. В соответствии со ст. 4 указанного Закона размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете. Он составил ежемесячно в 2012г. - "данные изъяты" руб., с января 2013 г. по 30.06.2013 - "данные изъяты" руб., с 01.07.2013 по 31.12.2013 - "данные изъяты" руб., с 01.07. 2014г. по 31.07. 2014г. - "данные изъяты" руб.
Как указано выше, действующим с 01.01.2005 законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в областных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, возложена на органы государственной власти субъекта РФ. Согласно преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты РФ и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.
Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно излагал правовую позицию о том, что РФ как правовое социальное государство не вправе произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, отменять либо приостанавливать предоставление выплат, либо льгот компенсационного характера без установления надлежащего механизма соответствующего возмещения. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников федеральному законодателю предписано урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на РФ лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты.
В силу п. 1 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ лица, имеющие право на получение компенсационных выплат, предусмотренных ранее действующим законодательством, имеют право на компенсации в размерах, установленных новым законом. Пункт 2 этой же статьи содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего закона нормативных актов, должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Мельникова Т.С., проживает и зарегистрирована в поселке городского типа "адрес", работает с 19.09. 1986 года по настоящее время в должности врача-лаборанта клинико-диагностической лаборатории КОГБУЗ "Куменская ЦРБ".
Истец до 01.01.2005г. пользовалась льготами медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, что подтверждается копией сметы расходов и расчета к смете Куменской ЦРБ за 2004 год, копией расчета по оплате бесплатно предоставляемых работникам больницы коммунальных услуг с пофамильным списком работников, получающих компенсацию расходов, где под N 79 указана Мельникова Т.С., решением Куменского районного суда Кировской области от 23 августа 2012 года, с администрации Куменского района в пользу истца была уже взыскана компенсация за отопление и электроэнергию за период с июня 2009 года по декабрь 2011 года.
За период с 01.06.2012г. по 31.07.2014г. истцом оплачено за отопление квартиры - "данные изъяты" руб. 98 коп., за электроснабжение - "данные изъяты" руб. 83 коп.
На основании Закона Кировской области N 267-ЗО от 03.11.2004 г. "О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области", за период с 01.06.2012г. по 31.07.2014г. истцу произведена компенсация расходов за теплоснабжение и электроснабжение в общей сумме "данные изъяты" руб.
В период с 01.06.2012г. по 31.07.2014г. истец на основании вышеуказанного Закона получала лишь частичную денежную компенсацию своих расходов за использование жилого помещения, его отопления и использования электрической энергии.
Предоставленный истцу субъектом Российской Федерации объем льгот не обеспечивает сохранение прежнего уровня социальной защиты истца, которым она пользовалась до 01.01.2005г.
Таким образом, суд требование истца о взыскании с ответчика разницы между понесенными ею расходами на отопление и электроснабжение квартиры за период с 01.06.2012г. по 31.07.2014г. и предоставленной частичной компенсации за тот же период взыскал обоснованно в размере "данные изъяты" руб. 81 коп.
Пунктом 1.1 Постановления Правительства Кировской области N 147/401 от 24.09.2008 г. "Об утверждении Положения о Департаменте финансов Кировской области" установлено, что Департамент финансов Кировской области является органом исполнительной власти Кировской области межотраслевой компетенции, обеспечивающим проведение финансовой, бюджетной, налоговой политики на территории области и координирующим деятельность в указанной сфере иных органов исполнительной власти Кировской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области.
В связи с этим взыскание компенсации расходов на оплату коммунальных услуг медицинским работникам учреждений здравоохранения областной принадлежности суд взыскал с казны Кировской области в лице Департамента финансов Кировской области.
Суд первой инстанции правильно установил по делу юридически значимые обстоятельства, исследовал и оценил представленные доказательства, правильно применил нормы материального права. Мельникова Т.С. с 1986 года по день рассмотрения дела являлась медицинским работником системы здравоохранения, и в соответствии с положениями ст.63 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан", проживая и работая в сельской местности, до 01.01.2005г. пользовалась правом на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением. Указанная мера социальной поддержки должна быть сохранена и после 01.01.2005.
То обстоятельство, что Мельникова Т.С. до 01.01.2005 пользовалась льготами, подтверждено документально, допустимыми и относимыми доказательствами.
Расчет требуемой Мельниковой Т.С. к взысканию разницы между фактически понесенными затратами и выплаченной ей компенсацией, проверен судебной коллегией, признан верным.
Судебная коллегия отклоняет доводы заявителя жалобы о том, что передача отдельных государственных полномочий Российской Федерации на другой уровень власти должна сопровождаться одновременной передачей нижестоящим бюджетам финансовых средств, а при недостаточности таких средств взыскание должно осуществляться с Российской Федерации. По смыслу правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 N 12-П и от 15.06.2006 N 5-П, в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, ответчик вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет федерального бюджета. Приведенные в апелляционной жалобе обстоятельства не влияют на законность оспариваемого решения и не опровергают выводы суда о наличии у Мельниковой Т.С. права на компенсацию департаментом расходов по уплате коммунальных платежей.
Проанализировав обстоятельства по делу и законодательство, регулирующее данные правоотношения, судебная коллегия пришла к выводу, что обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного постановления, не установлено. В связи с чем, основания для отмены или изменения обжалуемого решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куменского районного суда Кировской области от 25 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.