Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи Мартыновой Т.А.
и судей Баталовой С.В., Митяниной И.Л.
с участием прокурора Шибановой Н.Е.
при секретаре Бакулевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 20 августа 2015 года дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда города Кирова от 22 мая 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования Кировского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в интересах Морозовой И.Н. к Государственному учреждению - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение, удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить Морозовой И.Н., "дата" г.р. путевку на санаторно-курортное лечение согласно медицинским рекомендациям.
Взыскать с Государственного учреждения - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в доход муниципального образования г.Киров государственную пошлину в размере 300 руб.
Заслушав доклад судьи областного суда Мартыновой Т.А., судебная коллегия областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах обратился в суд в интересах Морозовой И.Н. с иском к Государственному учреждение - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ КРО ФСС РФ) о предоставлении санаторно-курортной путевки.
В обоснование требований указал, что Кировской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах проведена проверка по факту не предоставления ГУ КРО ФСС РФ путевки на санаторно-курортное лечение Морозовой И.Н., которая является инвалидом "адрес" группы и имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Индивидуальной программой реабилитации предусмотрено обеспечение ее путевкой на санаторно-курортное лечение, тактильной тростью. Морозова И.Н. поставлена на учет для обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение. Однако до настоящего времени путевка и тактильная трость ей не предоставлены. В связи с изложенным, с учетом частичного отказа от исковых требований, прокурор просил обязать ответчика предоставить путевку на санаторно-курортное лечение в санаторий согласно медицинским рекомендациям инвалиду первой группы по общему заболеванию Морозовой И.Н.
Судом первой инстанции постановлено решение от 22.05.2015 г. об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ГУ КРО ФСС РФ, ссылаясь на неправильное применение и толкование судом норм материального права, просит отменить постановленное судом решение и принять новое решение по делу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Отмечает, что ответчиком право Морозовой И.Н. на получение путевки не оспаривается, ей не отказано в предоставлении путевки, а разъяснено, что путевки предоставляются в порядке очередности. Предоставление набора социальных услуг является расходным обязательством Российской Федерации и финансируется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год. Предоставление путевок постановлено в зависимость от наличия денежных средств в федеральном бюджете. Предоставление путевок производится органами ГУ КРО ФСС РФ в порядке очередности подачи заявлений, исходя из фактически имеющегося количества путевок. Внеочередное предоставление истцу путевки на санаторно-курортное лечение нарушает права других граждан, имеющих равное с ней право на получение путевки, согласно дате подачи заявления на санаторно-курортное лечение.
В возражениях на апелляционную жалобу Кировский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГУ КРО ФСС РФ по доверенности Лобанова Я.О. поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Прокурор Шибанова Н.Е. полагала решение суда законным и обоснованным, просила оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Морозова И.Н. в суд апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, согласно требованиям статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Морозова И.Н. является инвалидом "данные изъяты" группы, и в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно справке на получение путевки от 04.04.2015, Морозовой И.Н. показано санаторно-курортное лечение.
07.10.2014 и 13.10.2014 Морозов В.С., действуя в интересах Морозовой И.Н., обратился к ответчику с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, Морозова И.Н. была поставлена на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением, заявлению присвоен номер 9874, в дальнейшем заявлению присвоен регистрационный номер 7234.
Установлено, что до настоящего времени путевка Морозовой И.Н. не предоставлена.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Морозова И.Н. имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, она своевременно и в установленном порядке обратилась с заявлением о предоставлении путевки, приложив необходимые документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, поставлена на учет, но в установленный законом срок такой путевкой не обеспечена.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Согласно положениям п. 8 ст. 6.1, п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона РФ от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалиды имеют право на получение социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включается, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год; порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч. 2, 5 ст. 6.3 Федерального закона РФ от 17.07.1999 года N 178-ФЗ).
Во исполнение указанного положения Министерством здравоохранения и социального развития РФ 29.12.2004 года был издан Приказ N 328, которым утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.
В соответствии с п. 3.3 названного Порядка организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования РФ и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта РФ на осуществление части полномочий РФ по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и высшими органами исполнительной власти субъектов РФ.
Таким образом, правоотношения, связанные с оказанием государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение, урегулированы федеральным законодательством, которое гарантирует инвалидам предоставление при наличии медицинских показаний санаторно-курортного лечения в течение календарного года.
В силу пункта 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864, финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03 апреля 2014 года N 686-О, организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации (а в случае передачи соответствующих полномочий Российской Федерации высшим органам государственной власти субъектов Российской Федерации - уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации). Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе действительная в течение шести месяцев справка медицинского учреждения о наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или иные уполномоченные органы по месту жительства до 1 декабря текущего года.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной, и он сохраняет за собой право на ее предоставление.
Таким образом, Федеральный закон "О государственной социальной помощи" и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты во взаимосвязи с другими положениями федерального законодательства в целях адресного использования бюджетных средств, предназначенных для социальной поддержки нуждающихся в ней граждан, устанавливают механизм реализации права на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, включая право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, определяют источник и необходимый объем финансирования соответствующих мер, а также порядок обращения за получением путевки на санаторно-курортное лечение и выдачи такой путевки.
С учетом изложенных правовых норм, судебная коллегия приходит к выводу, что обратившись в 2014 году с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, Морозова И.Н продолжает сохранять право на получение указанной льготы в натуральной форме в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ, с учетом очередности регистрации поданного им в ГУ КРО ФСС РФ заявления о предоставлении путевки.
Судебная коллегия полагает, что возложение судом на ГУ КРО ФСС РФ обязанности по предоставлению Морозовой И.Н. путевки на санаторно-курортное лечение без соблюдения установленного органами Фонда социального страхования порядка очередности их предоставления в соответствии с регистрацией соответствующих обращений граждан, нарушает права иных получателей набора социальных услуг на равное социальное обеспечение и иные охраняемые законом интересы.
При таких обстоятельствах, решение суда, которым удовлетворены исковые требования прокурора, действующего в интересах Морозовой И.Н., о возложении на ГУ КРО ФСС РФ обязанности по предоставлению путевки, нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Кирова от 22 мая 2015 года отменить.
Вынести новое решение.
В иске Кировскому прокурору по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в интересах Морозовой И.Н. к Государственному учреждению - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки - отказать.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.