Судья Кировского областного суда Стёксов В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе главы администрации Среднешунского сельского поселения Вятскополянского района Кировской области Фаляхутдинова М.М. на решение судьи Вятскополянского районного суда Кировской области от 24 июня 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации Среднешунского сельского поселения Вятскополянского района Кировской области Фаляхутдинова М.М.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Вятскополянского района и города Вятские Поляны по пожарному надзору Е. N "данные изъяты" от "дата" года, оставленным без изменения решением судьи Вятскополянского районного суда Кировской области от 24 июня 2015 года, глава администрации Среднешунского сельского поселения Вятскополянского района Кировской области Фаляхутдинов М.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 6000 рублей.
В жалобе, поданной в Кировский областной суд, Фаляхутдинов М.М. просит решение Вятскополянского районного суда Кировской области от 24 июня 2015 года отменить, как незаконное и необоснованное, дело об административном правонарушении в отношении Фаляхутдинова М.М. по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возвратить в районный суд на новое рассмотрение. В обоснование жалобы привел доводы, аналогичные доводам, изложенным в жалобе в районный суд о наличии недостатков в акте проверки N от "дата" года, нарушении процессуальных норм при составлении протокола об административном правонарушении N от "дата" года и об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, указывая на недоказанность его вины в совершенном правонарушении.
В судебном заседании Фаляхутдинов М.М. и его защитник С. доводы и требования жалобы поддержали.
Представитель ОНД Вятскополянского района и города Вятские Поляны ГУ МЧС России по Кировской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав доводы заявителя жалобы и его защитника, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Согласно статье 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, руководители органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения о пожаре.
Согласно статье 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
В соответствии со статьей 68 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2). Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (часть 3).
Согласно пункту 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390) органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения главного государственного инспектора Вятскополянского района по пожарному надзору N от "дата" года, в период с "дата" по "дата" года была проведена плановая выездная проверка в части реализаций полномочий органами местного самоуправления в области пожарной безопасности в отношении муниципального казенного учреждения администрация Среднешунского сельского поселения Вятскополянского района Кировской области.
По результатам проверки выявлены следующие факты нарушения требований пожарной безопасности:
1. Не обеспечены требуемым количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, отвечающих установленным требованиям пожарной безопасности, населенные пункты Среднешунского сельского поселения, что нарушает пункт 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, статьи 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-Ф3;
2. Не все естественные наружные источники противопожарного водоснабжения (реки, запруды) имеют подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года для забора воды, что нарушает пункт 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, статью 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статью 68 Федерального закона от 22.07.2008N 123-Ф3, СП 8.13130.2009 пункт 9.4 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности";
3. Отсутствуют соответствующие указатели у гидрантов и водоемов, а также по направлению движения к ним, что нарушает пункт 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации.
Указанные нарушения отражены в акте N, составленном по результатам проверки. На основании акта проверки муниципальному казенному учреждению администрация Среднешунского сельского поселения Вятскополянского района Кировской области, главе администрации выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 01.04.2016 года.
Довод жалобы о том, что акт проверки не может являться доказательством по данному делу, ввиду наличия разночтений в дате его составления, подлежит отклонению. Из акта проверки N, датированного "дата" года усматривается, что с его содержанием Фаляхутдинов М.М. был ознакомлен "дата" года, в этот же день ему была вручена копия акта, а также предписание N от "дата" года об устранении нарушений требований пожарной безопасности, что подтверждается его собственноручной подписью в указанных акте проверки и предписании. Исходя из изложенного и с учетом объяснений проводившего проверку должностного лица ОНД Вятскополянского района и города Вятские Поляны, судья районного суда обоснованно пришел к выводу о том, что дата "дата" года" в акте проверки указана ошибочно, вместо правильного "дата" года". Указанное обстоятельство не влечет признания акта проверки недопустимым доказательством и не является основанием для отмены постановления должностного лица и судебного решения по делу об административном правонарушении.
По факту первых двух выявленных нарушений пожарной безопасности "дата" года в отношении главы администрации Среднешунского сельского поселения Фаляхутдинова М.М. был составлен протокол об административном правонарушении N по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушение, указанное в пункте 3 акта было устранено Фаляхутдиновым М.М. в ходе проведения проверки, в связи с чем оно не было включено в протокол об административном правонарушении.
Из материалов дела усматривается, что протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, существенных нарушений требований закона при его составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в том числе событие административного правонарушения, в протоколе отражены правильно.
Довод жалобы о недопустимости и незаконности протокола об административном правонарушении, ввиду нарушения срока его составления и нарушения процедуры проведения административного расследования, является несостоятельным.
Из материалов дела видно, что административного расследования по делу не проводилось, а следовательно, отсутствуют основания полагать, что имеются нарушения в его проведении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхпротокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
В силу пункта 2 статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о том, что нарушение сроков составления протокола об административном правонарушении не может повлечь отмену постановления о назначении административного наказания, является правомерным.
Доводы заявителя об отсутствии вины в совершенном правонарушении, ввиду отсутствия в бюджете муниципального образования необходимых денежных средств, являлись предметом рассмотрения судьей районного суда, им была дана надлежащая и мотивированная оценка, не соглашаться с которой оснований не имеется.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
К перечню лиц, несущих административную ответственность, статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" отнесены руководители органов местного самоуправления.
Доказательств, свидетельствующих о принятии главой администрации Среднешунского сельского поселения исчерпывающих мер для соблюдения требований пожарной безопасности, в материалы дела не представлено.
Отсутствие в бюджете муниципального образования необходимых денежных средств не может служить основанием для освобождения Фаляхутдинова М.М., как главы органа местного самоуправления, от решения вопросов местного значения, в частности, по обеспечению пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, соблюдения противопожарных норм и правил, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности вмененного административного правонарушения, поскольку невыполнение требований пожарной безопасности может повлечь негативные последствия, приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.
В связи с этим, вывод судьи районного суда о вине главы администрации Среднешунского сельского поселения в несоблюдении противопожарных норм и правил является правильным.
Постановление о привлечении Фаляхутдинова М.М. к административной ответственности за совершение вмененного ему правонарушения вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном для должностных лиц санкцией части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, принимая во внимание, что судьей районного суда правильно установлены все обстоятельства дела, в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхисследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Решение судьи Вятскополянского районного суда Кировской области от 24 июня 2015 года оставить без изменения, а жалобу главы администрации Среднешунского сельского поселения Вятскополянского района Кировской области Фаляхутдинова М.М. - без удовлетворения.
Судья Кировского областного суда В.И. Стёксов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.