Судья Калининградского областного суда
Корнюшенков Г.В.
при секретаре Колгановой И.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу председателя правления СНТ "Волна" Саталкина Н.Н. на решение судьи Зеленоградского районного суда Калининградской области от 10 июня 2015 года, которым постановление консультанта Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области М. от 16 февраля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях в отношении должностного лица - председателя правления СНТ "Волна" Саталкина Н.Н. изменено в части назначенного ему административного наказания, размер административного штрафа снижен до 10000 рублей. В остальной части постановление консультанта Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области М. от 16 февраля 2015 года оставлено без изменения, а жалоба должностного лица - председателя правления СНТ "Волна" Саталкина Н.Н. оставлена без удовлетворения.
Исследовав материалы дела,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением консультанта Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области М. от 16 февраля 2015 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N должностное лицо - председатель правления СНТ "Волна" Саталкин Н.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Вынесенное постановление председатель правления СНТ "Волна" Саталкин Н.Н. обжаловал в суд. В своей жалобе указал, что председатель правления не наделен распорядительными полномочиями и не осуществляет функции представительной власти, не является должностным лицом, а только исполняет возложенные на него обязанности. Предельный размер штрафа по ч.1 ст.73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях в отношении должностных лиц - 10000 рублей, в связи с чем наложенный на Саталкина Н.Н. штраф в размере 15000 рублей превышает данный размер. Также ссылался на малозначительность правонарушения. Просил постановление Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области отменить, производство по делу прекратить.
Судьей вынесено изложенное выше решение.
В жалобе на указанное решение председатель правления СНТ "Волна" Саталкин Н.Н. просит решение судьи Зеленоградского районного суда Калининградской области от 10 июня 2015 года и постановление консультанта Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области М. от 16 февраля 2015 года отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Полагает недоказанной свою вину в совершении вмененного ему административного правонарушения. Указывает, что земли общего пользования в собственность либо в бессрочное пользование СНТ "Волна" не переданы. Отсутствуют документы, подтверждающие, что несанкционированная свалка закреплена за СНТ "Волна". Таким образом, отсутствуют основания считать, что вывоз мусора должно было обеспечивать СНТ "Волна".
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, должностное лицо - председатель правления СНТ "Волна" Саталкин Н.Н. признан виновным в том, что 26 января 2015 года в 15-27 час. в районе участка N 346 поле "Шторм" и ул. Хвойной СНТ "Волна" пос. Прибой г. Зеленоградска Калининградской области имело место захламление территории мусором, тем самым нарушены п.2.1, 2.2, 2.3 Правил санитарного содержания территорий, охраны зеленых насаждений, обустройства и содержания мест массового отдыха населения на территории МО "Зеленоградское городское поселение".
Действия председателя правления СНТ "Волна" Саталкина Н.Н квалифицированы по ч. 1 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях (в ред. Закона Калининградской области от 20.02.2014 N 300, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) была предусмотрена ответственность за невыполнение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления по организации уборки и содержанию территорий, порядку сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2015 года N 71-АПГ15-3 части 1, 2, 3, 5 статьи 73 Закона Калининградской области от 12 мая 2008 года N 244 "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях" в редакции Закона Калининградской области от 20 февраля 2014 года N 300 признаны недействующими. Свое решение о признании недействующими положений ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях Верховный Суд РФ мотивировал тем обстоятельством, что правовое регулирование по данному вопросу уже существует на федеральном уровне и административная ответственность за нарушение соответствующих запретов и неисполнение обязанностей для граждан и юридических лиц предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а установление административной ответственности региональным законом за аналогичные правонарушения создает конкуренцию, коллизию и несогласованность региональных и федеральных норм в системе законодательства об административных правонарушениях, порождая правовую неопределенность.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, захламление мусором установлено на прилегающей территории к земельному участку СНТ "Волна" - между СНТ "Волна" и железной дорогой. Точное расстояние от места складирования мусора до земельного участка СНТ "Волна", исходя из материалов дела не установлено.
Достоверных свидетельств того, что указанная территория находится в собственности, либо в пользовании СНТ "Волна", исходя из материалов дела также не имеется. Отсутствуют и свидетельства того, что выявленный мусор был размещен СНТ "Волна".
Частью 1 статьи 1.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с разъяснениями Роспотребнадзора России от 10 апреля 2007 года N 0100/36-37-07-32 на территории Российской Федерации действуют Санитарные правила содержания территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест - общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых гражданских зданий, утвержденные Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88 (СанПиН 42-128-4690-88).
Указанные Санитарные правила, предусматривая очистку территорий предприятий, учреждений и организаций, вместе с тем не устанавливают конкретных норм в отношении обязанности предприятий, учреждений, организаций по уборке прилегающих территорий, и не определяют границы данных территорий.
С учетом изложенного, вмененные председателю СНТ "Волна" Саталкину Н.Н. действия, исходя из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и материалов дела, состав административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не образуют. В связи с этим в данном деле отсутствуют основания для решения вопроса о переквалификации действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности.
Закон же субъекта Российской Федерации, устанавливающий административную ответственность за невыполнение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления по организации уборки и содержанию территорий, порядку сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления, вышеуказанным Определением Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2015 года N 71-АПГ15-3 признан недействующим.
С учетом совокупности установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях председателя СНТ "Волна" Саталкина Н.Н. состава административного правонарушения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу акты подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
постановление консультанта Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области М. от 16 февраля 2015 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N, решение судьи Зеленоградского районного суда Калининградской области от 10 июня 2015 года отменить, прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении председателя правления СНТ "Волна" Саталкина Н.Н. по ч. 1 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Судья Калининградского
областного суда Г.В. Корнюшенков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.