Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Богданова А.П.
судей Маслова А.К., Зюлина М.А.
при секретаре Разночинцевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Коростелевой Т.М. об оспаривании распоряжения Правительства Белгородской области в части отказа в присвоении звания "Ветеран труда"
по апелляционной жалобе Правительства Белгородской области
на решение Губкинского городского суда Белгородской области от 20 мая 2015 года.
Заслушав доклад судьи Богданова А.П., объяснения Коростелевой Т.М., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Коростелева Т.М. имеет общий трудовой стаж более 35 лет. В 2005 году в период работы в "данные изъяты" она награждена медалью "100 лет профсоюзам России".
Сославшись на наличие необходимого трудового стажа и на обстоятельство награждения указанной медалью, 13.01.2014 года она обратилась в органы социальной защиты населения по вопросу присвоения звания "Ветеран труда", в чем ей было отказано.
Дело инициировано вышеназванным заявлением Коростелевой Т.М. о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", признании за ней права на присвоение данного звания со дня обращения с возложением обязанности выдать статусное удостоверение.
Заявитель в судебном заседании требования поддержала.
Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились.
Решением суда заявление признано обоснованным.
В апелляционной жалобе Правительства Белгородской области ставится вопрос об отмене судебного акта ввиду нарушения судом норм материального и процессуального права и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно предписаниям частей 1 и 2 статьи 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции, рассматривая дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них, вправе в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 330 ГПК РФ решение суда подлежит отмене или изменению в апелляционном порядке ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушения или неправильного применения норм материального или норм процессуального права.
В силу положений части 1 статьи 195, части 4 статьи 198 ГПК РФ и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в пунктах 1-4 Постановления от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении", решение должно быть законным и обоснованным, принятым при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом относимыми и допустимыми доказательствами, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, и когда решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемый судебный акт не соответствует приведенным требованиям законодательства.
При удовлетворении иска суд первой инстанции исходил из наличия оснований для присвоения Коростелевой Т.М. звания "Ветеран труда", и руководствовался положениями Федерального закона N5-ФЗ от 12.01.1995 года "О ветеранах" и Постановлением губернатора Белгородской области от 09.06.2006 года N81, определившим порядок присвоения данного звания на территории области.
Суд пришел к выводу, что представленные документы подтверждают наличие у заявителя трудового стажа и факта награждения медалью, приравненной к ведомственному знаку отличия в труде.
Судебная коллегия не соглашается с данными выводами суда, поскольку они сделаны без учета всех исследованных доказательств, не соответствуют установленным обстоятельствам и постановлены при неправильном толковании и применении норм материального права, подлежащих применению для разрешения спора.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается ответчиком, что Коростелева Т.М. в 2005 году в период работы в "данные изъяты" награждена медалью "100 лет профсоюзам России".
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года N5-ФЗ предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", и лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Как следует из цели издания указанного Федерального закона и отмечено Конституционным Судом РФ в его определениях от 17.12.2009 года N1588-О-О и от 17.06.2010 года N763-О-О, приведенное правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством для обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки и не должно нарушать их конституционные права.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года N5-ФЗ порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации
В Белгородской области порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" урегулированы Постановлением губернатора Белгородской области от 09.06.2006 года N81 "О порядке присвоении звания "Ветеран труда" на территории Белгородской области".
В силу названного постановления (пункт 2.1 порядка присвоения звания) основанием для присвоения звания "Ветеран труда" является факт награждения гражданина орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и наличие трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Также данным Постановлением губернатора Белгородской области утвержден перечень наград и ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", в числе которых медаль "100 лет профсоюзам России" не указана.
Действующее законодательство не содержит толкования понятия "ведомственный знак отличия в труде", поэтому до внесения соответствующих изменений в законодательные акты правомерно исходить из того, что для присвоения звания "Ветеран труда" следует учитывать ведомственные знаки, учрежденные федеральными органами государственной власти, Президиумами Верховного Совета СССР и РСФСР, Советами Министров СССР и РСФСР, Верховным Судом СССР, Прокуратурой СССР и Российской Федерации, министерствами и ведомствами СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства, при условии, что награжденные граждане работали в системе указанных органов, министерств и ведомств.
Из положений Федерального закона от 12.01.1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Устава Общероссийского союза "Федерация Независимых Профсоюзов России" следует, что Федерация Независимых Профсоюзов России (ФНПР) представляет собой общероссийское объединение профсоюзов, образованное на добровольной основе общероссийскими профсоюзами. ФНПР является некоммерческой корпоративной организацией, общероссийским общественным объединением юридических лиц в организационно-правовой форме союза.
Положения приведенных норм указывают, что Федерация Независимых Профсоюзов России не включена в структуру федеральных органов государственной власти ни Указом Президента Российской Федерации от 9.03.2004 года N314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", ни последующими указами Президента Российской Федерации, касающимися вопросов структуры федеральных органов исполнительной власти, в связи с чем судебная коллегия считает ошибочным отнесение судом первой инстанции Федерации НПР, являющейся некоммерческой корпоративной организацией, общероссийским общественным объединением, к ведомству, наделенному публично-властными полномочиями.
В силу приведенных нормативных положений Федерация Независимых Профсоюзов России, не входящая в структуру органов исполнительной власти Российской Федерации, не обладает полномочиями по учреждению ведомственных знаков отличия в труде и награждению ими.
В этой связи медаль "100 лет профсоюзам России", врученная заявителю от имени Исполнительного комитета ФНПР, не может быть признана ведомственным знаком отличия, дающим в соответствии с Постановлением губернатора Белгородской области от 09.06.2006 года N81 право на присвоение Коростелевой Т.М. звания "Ветеран труда".
О том, что медаль ФНПР "100 лет профсоюзам России" не является ведомственным знаком отличия в труде, свидетельствует и ее предназначение. В соответствии с положением "О медали ФНПР "100 лет профсоюзам России", утвержденным Постановлением Генерального Совета ФНПР от 24.11.2004 года N 7-8, медаль учреждена для награждения членов профсоюзов за конкретный вклад и достижения во всех областях, связанных с защитой трудовых прав, укрепления правопорядка и законности, обеспечения стабильности в обществе, и, следовательно, награждение ею не зависит непосредственно от трудовых заслуг граждан.
Допущенные судом первой инстанции ошибки в толковании норм материального права и установлении обстоятельств дела привели к принятию необоснованного решения, в связи с чем оспариваемый судебных акт подлежит отмене с вынесением нового постановления об отказе в удовлетворении заявлении.
При этом подлежат отклонению, как не основанные на законе и фактических обстоятельствах возражения Коростелевой Т.М. о необоснованном ущемлении ее прав отказом в присвоении звания "Ветеран труда", что ставит ее в неравное положение с иными лицами, имеющими награды.
Как следует из анализа действующего правового регулирования, для отнесения лиц к числу ветеранов труда государство установило обязательность их награждения ведомственными знаками отличия в труде, подтверждающими их трудовые заслуги перед обществом и государством, чего по настоящему делу не установлено. Наличие таких предписаний, являющихся препятствием для отнесения юбилейной медали "100 лет профсоюзам России" к ведомственным наградам, не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права заявительницы, по поводу чего имеется суждение Конституционного Суда РФ, высказанное в определении от 23.12.2014 года N 2887-О.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329, 330 ч.1 п.п. 3, 4 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Губкинского городского суда Белгородской области от 20 мая 2015 года по делу по заявлению Коростелевой Т.М. об оспаривании распоряжения Правительства Белгородской области в части отказа в присвоении звания "Ветеран труда" отменить.
Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления Коростелевой Т.М. об оспаривании отказа в присвоении звания "Ветеран труда", признании за ней права на присвоение звания "Ветеран труда" и возложении обязанности выдать соответствующее удостоверение.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.