Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Федоровой С.Б.,
судей Копаневой И.Н., Крыловой Э.Ю.,
при секретаре Макаровой Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, ГУП ТО "Фармация" на решение Зареченского районного суда г.Тулы от 15 июня 2015 года по иску прокурора Привокзального района г.Тулы в интересах неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию Тульской области "Фармация", Министерству здравоохранения Тульской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Крыловой Э.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Привокзального района города Тулы обратился в суд с иском к ГУП ТО "Фармация", Министерству здравоохранения Тульской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области об обязании создать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла коляски) для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры - аптечному пункту по адресу: г.Тула, "адрес", установить специальные приспособления (пандусы, поручни, тактильные (звуковые) средства, выполняющие предупредительную функцию) для нормального доступа, передвижения людей колясочников и с нарушением опорно-двигательной системы.
В судебном заседании истец в лице старшего помощника прокурора Привокзального района г.Тулы Трифанова Д.М. настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика ГУП ТО "Фармация" по доверенности Балацкий А.И. возражал против удовлетворения заявленных требований, считая ГУП ТО "Фармация" ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Тульской области по доверенности Елисеева Ю.Б. возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что ГУП ТО "Фармация" обязано исполнить заявленные требования.
Представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Наумов О.А. возражал против удовлетворения заявленных требований по тем основаниям, что помещение, в котором расположен аптечный пункт, передано на праве хозяйственного ведения ГУП ТО "Фармация", в связи с чем, обязанность по исполнению заявленных требований возложено на него.
Представитель третьего лица Министерства финансов Тульской области по доверенности Авдейчева Ю.С. просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку заявок на дополнительное финансирование в министерство не поступало, денежных средств на это не выделено.
Решением Зареченского районного суда г.Тулы от 15 июня 2015 года удовлетворены исковые требования прокурора Привокзального района г.Тулы.
На государственное унитарное предприятие Тульской области "Фармация", Министерство здравоохранения Тульской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области возложена обязанность создать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла коляски) для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры аптечному пункту, расположенному по адресу: г.Тула, "адрес", установить специальные приспособления (пандусы, поручни, тактильные (звуковые) средства, выполняющие предупредительную функцию), предусмотренные СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" и сводом правил по проектированию и строительству СП 35-103-2001, для нормального доступа, передвижения людей колясочников и с нарушением опорно-двигательной системы.
С государственного унитарного предприятия Тульской области "Фармация", Министерства здравоохранения Тульской области, Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в доход бюджета муниципального образования город Тула взыскана государственная пошлину по " ... " с каждого.
В апелляционной жалобе представитель Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Наумов О.А. просит отменить решение суда, выражая несогласие относительно удовлетворения исковых требований к министерству. Полагает, что обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, должна возлагаться на владельцев зданий, за которыми такое имущество закреплено на праве хозяйственного ведения.
В апелляционной жалобе представитель ГУП ТО "Фармация" в лице врио директора Мухин А.В. просит отменить решение суда по тем основанием, что суд не учел положения Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 года N442-ФЗ, в соответствии с которым ГУП ТО "Фармация" не оказывает социальные услуги, является коммерческой организацией, осуществляющей розничную торговлю.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Привокзального района г.Тулы Боткин Н.А. выражает несогласие с доводами жалобы Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу, выслушав в судебном заседании представителей ответчиков: ГУП ТО "Фармация" по доверенности Благушину Т.А., Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Наумова О.А., Министерства здравоохранения Тульской области по доверенности Елисеевой Ю.Б., поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения прокурора отдела прокуратуры Тульской области Соловьевой Е.Х., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, проверив решение на предмет законности и обоснованности по правилам, установленным в ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 9 "Конвенции о правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".
Как установлено ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер, и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
Согласно ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов (ч. 5 ст. 15).
В силу вышеуказанного Закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, в том числе объекты здравоохранения и торговли.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.
Таким образом, из вышеприведенных положений Федерального закона следует, что к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, в том числе объекты здравоохранения и торговли, к которым относится и аптечный пункт ГУП ТО "Фармация" по адресу: г.Тула, "адрес".
Вытекающая из вышеприведенных норм публичная обязанность по созданию условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры возлагается на уполномоченные субъекты, указанные в части 1 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в введенном с 1 января 2013 года своде правил СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденном приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 г. N 605, который устанавливает общие требования к общественным, жилым и производственным зданиям и сооружениям.
В соответствии с данным сводом правил (п.п. 3.17, 3.23, 3.9), лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9 - 1,0 м.
Согласно пункту 2.4.8 "Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований", утвержденных Приказом Минрегиона Российской Федерации от 27 декабря 2011 года за N 613 по обеим сторонам лестницы или пандуса рекомендуется предусматривать поручни на высоте 800 - 920 мм. круглого или прямоугольного сечения, удобного для охвата рукой и отстоящего от стены на 40 мм. При ширине лестниц 2,5 м. и более следует предусматривать разделительные поручни. Длину поручней следует устанавливать больше длины пандуса или лестницы с каждой стороны не менее чем на 0,3 м., с округленными и гладкими концами поручней. При проектировании рекомендуется предусматривать конструкции поручней, исключающие соприкосновение руки с металлом.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что прокуратурой Привокзального района г.Тулы проведена проверка соблюдения прав инвалидов и маломобильных групп населения на предмет доступности для данной категории населения объектов социальной инфраструктуры.
В ходе прокурорской проверки выявлены нарушения по доступности к зданиям и сооружениям маломобильных групп населения - к аптечному пункту по адресу: г.Тула, "адрес", а именно: вход не приспособлен для инвалидов, отсутствуют тактильные средства, выполняющие предупредительную функцию, угол наклона пандуса не соответствует действующим нормам, отсутствуют поручни по высоте, ширина дверного проема не соответствует предъявляемым требованиям, отсутствует тактильная плитка, световые и звуковые маяки. Указанные нарушения нашли свое отражение в акте от 28.04.2015 года, фототаблице.
Из материалов дела следует, что видами уставной деятельности ГУП ТО "Фармация" являются медицинская деятельность, фармацевтическая деятельность, производство медицинской техники, специализированная и неспециализированная розничная и оптовая торговля и др. (п.2.2. Устава).
Из содержания п. 1.6 Устава усматривается, что учредителем и собственником имущества ГУП ТО "Фармация" является Тульская область. Органом отраслевого управления предприятия является министерство здравоохранения Тульской области. Функции учредителя и полномочия собственника имущества предприятия в случаях, предусмотренных Уставом, осуществляет министерство имущественных и земельных отношений Тульской области совместно с министерством здравоохранения Тульской области в соответствии с действующим законодательством Тульской области и Уставом.
Помещение аптечного пункта, расположенного по адресу: г.Тула, "адрес", принадлежит на праве хозяйственного ведения ГУП ТО "Фармация" на основании распоряжения правительства Тульской области о 24.07.2012 года N, акта приема-передачи недвижимого имущества от 10.08.2012 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку помещение, в котором размещен аптечный пункт, передано для использования в качестве объекта социальной инфраструктуры, следовательно, оно должно быть приспособлено под потребности маломобильных групп населения, а именно, им должен быть обеспечен беспрепятственный доступ в аптеку.
Исключение из этого правила законодатель допускает только в единственном случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, тогда по согласованию с общественными объединениями инвалидов допускается осуществление мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Доказательств отсутствия технической возможности приспособить аптеку для нужд инвалидов не представлено.
Принимая во внимание, что в силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования прокурора, возложив указанную обязанность на государственное унитарное предприятие Тульской области "Фармация", Министерство здравоохранения Тульской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области.
Довод апелляционной жалобы о том, что Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области является ненадлежащим ответчиком судебная коллегия находит несостоятельным и не подлежащим удовлетворению, поскольку суд первой инстанции обоснованно руководствовался регламентированными статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" требованиями относительно обязанностей, в том числе, органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм, которые создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также положениями нормативных документов в строительстве - СНиП 35-01-2001, конкретизирующих положения федерального закона в части защиты прав и интересов инвалидов.
Доводы жалобы ГУП ТО "Фармация" о том, что вход в аптечный пункт оборудован необходимым приспособлением для доступа в него маломобильных групп населения опровергается актом, составленным сотрудником прокуратуры из которого следует, что установленное приспособление (пандус) не отвечает предъявляемым требованиям, равно как и дверной проем входной двери не соответствует требованиям нормативов и не обеспечивает свободное передвижение кресла-коляски, что создает препятствия для доступа маломобильных граждан в аптеку и получения ими качественного обслуживания.
Отсутствие пандусов также нарушает требование пп. "а" п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности.
Таким образом, установка в аптечных учреждениях устройств для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (пандусов) является не только требованием, вытекающим из ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в РФ", но и обязательным для исполнения условием осуществления фармацевтической деятельности.
Иные доводы апелляционной жалобы приводились в обоснование своих возражений на заявленные требования и были предметом рассмотрения суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку в соответствии с правилами ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит, в связи с чем, доводы жалоб признает несостоятельными. Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на верном толковании и применении норм материального и процессуального права.
Таким образом, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы районного суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зареченского районного суда г.Тулы от 15 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, ГУП ТО "Фармация" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.