Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Агеева О.В., судей Нестеровой А.А., Орловой И.Н., при секретаре судебного заседания Ивановой М.И. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Кабакова Г.В. к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о возложении обязанности включить в список граждан, имеющих право на получение субсидии либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, поступившее на апелляционное рассмотрение по апелляционной жалобе истца Кабакова Г.В. на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 26 мая 2015 года, которым в удовлетворении исковых требований Кабакову Г.В. отказано.
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кабаков Г.В. обратился в суд с иском с учетом последующих уточнений к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о возложении обязанности включить в список граждан, имеющих право на получение субсидии либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, возложении обязанности по выдаче свидетельства на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что Кабаков Г.В. является инвалидом "данные изъяты" группы, участником Венгерских событий 1956 года, имеет удостоверение участника Великой Отечественной войны. Постановлением главы Тегешевского сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики от 04 июля 2011 года N был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи менее учетной нормы. Принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в список очередности граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом N 5-ФЗ "О ветеранах". В Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики администрацией Урмарского района Чувашской Республики были направлены документы для включения Кабакова Г.В. в соответствии с Федеральным законом от 21 января 1995 года N 5 ФЗ "О ветеранах" в сводный список на получение жилья, как участника боевых действий в Венгрии. Из ответа Минздравсоцразвития ЧР следует, что в сводный список Кабаков Г.В. не включен, ему отказано в предоставлении мер социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем, установленных для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, поскольку он не подпадает под действие Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов". Кабаков Г.В. собственного жилого помещения не имеет, дом, в котором он проживает, принадлежит его дочери, и признан непригодным для проживания. Полагает, что являясь участником боевых действий в Венгрии 1956 года, приравнен к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны и имеет равные с ними права по обеспечению жилыми помещениями.
В судебном заседании истец Кабаков Г.В. не присутствовал, реализовав свое право на участие в деле через представителя Падюкову Л.В., которая исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Иванова О.П. исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
В судебном заседании представители третьих лиц Тегешевской сельской администрации Урмарского района Чувашской Республики, администрации Урмарского района Чувашской Республики, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики не присутствовали.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное истцом КабаковымГ.В. на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
В апелляционной жалобе указывается на несогласие с выводами суда ввиду того, что Кабаков Г.В. имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для участников Великой Отечественной войны, состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в общей очереди под N от 04 июля 2011 года, в списке участников боевых действий - под N от 04 июля 2011 года. Судом необоснованно оставлены без внимания доводы истца о том, что в приложении к Федеральном закону "О ветеранах" указано, что на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах 1 и 2 Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, распространяется действие статей 2 и 4 Федерального закона "О ветеранах". В раздел 1 данного Перечня включены и боевые действия в Венгрии в 1956 году. Таким образом, полагает, что ветераны Венгерских событий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на улучшение жилищных условий в соответствии с ФЗ "О ветеранах" за счет средств федерального бюджета. В решении суда не дана оценка представленным истцом доказательствам, они не были опровергнуты судом.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей истца Кабакова Г.В. адвоката Падюковой Л.В. и Кабаковой З.И., поддержавших апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении N 89-О от 04 апреля 2006 года, Федеральный закон "О ветеранах" с учетом заслуг перед Отечеством выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих статус участника Великой Отечественной войны, перечисленных в подпунктах "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 ст. 2.
Статьей 1 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий (ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
В соответствии со статьей 2 указанного закона ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
В данный перечень не включены участники боевых действий в Венгрии 1956 года.
Статьей 3 этого же закона определены категории лиц, относящиеся к ветеранам боевых действий. Так, в силу подпункта 1 пункта 1 данной статьи к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
При этом согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону.
В Разделе I указанного Перечня, который является приложением к Федеральному закону "О ветеранах", указаны и боевые действия в Венгрии в 1956 году.
Таким образом, Федеральный закон "О ветеранах" относит лиц, принимавших участие в боевых действиях в Венгрии в 1956 году, к категории ветеранов боевых действий.
Согласно положению, содержащемуся в Разделе II Приложения к указанному федеральному закону, на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах I и II Перечня, распространяется действие статьей 2 и 4 Федерального закона "О ветеранах", то есть норм, определяющих статус ветеранов Великой Отечественной войны и инвалидов Великой Отечественной войны.
Следовательно, законодатель приравнял к лицам, участвовавшим в Великой Отечественной войне, и участников других боевых действий, указанных в разделах I и II Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, предоставив им единый статус и определив объем мер предоставляемой социальной поддержки.
Между тем приравнивание ветеранов и инвалидов боевых действий по предоставляемым мерам социальной поддержки к ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны не отождествляет их между собой в полном объеме.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 14, подпункта 3 пункта 1 статьи 15 и подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" указанные категории граждан имеют право на такую меру социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2. закона, однако основания и условия ее предоставления различны. В частности, инвалиды и участники Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета вне зависимости от срока их постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и независимо от их имущественного положения. Реализация же прав инвалидов и ветеранов боевых действий на такую меру социальной поддержки ставится в зависимость от времени постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, и право на данную меру они имеют лишь в случае их постановки на учет нуждающихся до 01 января 2005 года. Инвалиды и ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, то есть на общих основаниях.
На основании подпунктов 2 и 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" норма обеспечения жильем указанных категорий граждан также различна.
Вместе с тем, согласно Указу Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (в ред. от 09 января 2010 года) предусмотрено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Данный Указ предписывает обеспечить жильем в строго установленные сроки лиц из числа двух категорий ветеранов: ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. На иных лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки согласно Федеральному закону "О ветеранах", данный Указ, имеющий целевое назначение, не распространяется. Венгерские события 1956 года не входят в период Великой Отечественной войны.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Кабаков Г.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является инвалидом "данные изъяты" группы, проходил военную службу в Советской Армии с 15 августа 1953 года по 26 января 1957 года и принимал участие в подавлении контрреволюционного мятежа в Венгрии с 23 октября 1956 года по декабрь 1956 года, что подтверждается справкой военного комиссариата Чувашской Республики отдела по Урмарскому и Козловскому районам Министерства обороны Российской Федерации.
Кабаков Г.В. имеет удостоверение N от 28 июня 1984 года, подтверждающее его право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для участников Великой Отечественной войны.
Постановлением администрации Тегешевского сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики от 04 июля 2011 года N Кабаков Г.В. принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением администрации Тегешевского сельского поселения от 29 сентября 2011 года N Кабаков Г.В. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, ввиду выявления в представленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия его на учет.
Решением Урмарского районного суда Чувашской Республики от 21 декабря 2011 года, вступившим в законную силу 11 января 2015 года, постановление главы Тегешевского сельского поселения от 25 октября 2011 года N 53 "О признании утратившим силу постановлений главы Тегешевского сельского поселения N от 05 мая 2010 года и N от 04 июля 2011 года "О рассмотрении заявлений граждан по жилищным вопросам" со дня его принятия, и на администрацию возложена обязанность признать Кабакова Г.В. нуждающимся в жилье. При этом судом в основу решения положено то обстоятельство, что занимаемый Кабаковым Г.В. жилой дом N "адрес" признан непригодным для проживания и Кабаков Г.В. обеспечен жильем менее учетной нормы.
Постановлением администрации Тегешевского сельского поселения от 11 января 2012 года N Кабаков Г.В. восстановлен в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условии с 04 июля 2011 года.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Кабакову Г.В., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что законодатель, наделяя ту или иную, указанную в Законе "О ветеранах", категорию лиц льготами, что и участников Великой Отечественной войны, вместе с тем не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме. Истец, как участник боевых действий в Венгрии 1956 года, не подлежит обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, такая правовая позиция полностью соответствует разъяснениям Конституционного Суда РФ, изложенным в определении от 16 июля 2009 года N 965-О-О, согласно которым установление законодателем различных мер социальной защиты участников Великой Отечественной войны свидетельствует об особой государственной поддержке фронтовиков, принимавших участие в боевых действиях, а также лиц, награжденных медалью "За оборону Ленинграда", и инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, и основано на объективных критериях. Аналогичная позиция изложена в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 1997 года N 40-О, от 20 ноября 2003 года N 435-О, от 21 декабря 2006 года N 603-О.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем основанием для отмены решения суда не являются.
Кроме того, согласно постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 ноября 2007 года N 289 (в ред. пост. N 89 от 25.03.2015) "О порядке предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" уполномоченным исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики по формированию сводного списка граждан - получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем является Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (п.2.1), которое формирует сводный список граждан - получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем, состоящий из двух разделов, в первый из которых включаются граждане, участники и инвалиды Великой Отечественной войны и члены семей погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны, указанные в подпункте "а" пункта 1.6 раздела 1 утвержденного данным постановлением Порядка. Во второй раздел данного списка включаются иные категории граждан, подлежащие обеспечению жильем в соответствии с указанными выше Федеральными законами, названные в подпункте "б" пункта 1.6 раздела 1 Порядка, в том числе инвалиды и ветераны боевых действий. Из содержания исковых требований истца следует, что, по сути, они направлены на возложение обязанности на ответчика включить его в Сводный список граждан, указанных в подпункте "а" пункта 1.6 раздела 1 утвержденного постановлением Порядка (Ветераны Великой Отечественной войны - участники и инвалиды Великой Отечественной войны и члены семей погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны), которые обеспечиваются жильем в соответствии с Указом Президента РФ N 714 от 07 мая 2008 года. В связи с чем требование истца не подлежит удовлетворению и по указанным в жалобе основаниям.
Нарушений норм материального, а также процессуального права, влекущих за собой обязательную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, суд учел все обстоятельства дела, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене состоявшегося по делу решения по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Кабакова Г.В. на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 26 мая 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Агеев
Судьи А.А. Нестерова
И.Н. Орлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.