Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Александровой А.В. и Савельевой Г.В.,
при секретаре судебного заседания Ильиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики апелляционную жалобу Гашимова А.В-О. на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 08 июня 2015 года по гражданскому делу по иску Гашимова А.В-О. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии о включении периодов нахождения на инвалидности в трудовой стаж и перерасчете размера трудовой пенсии, взыскании задолженности, возложении обязанности производить выплату пенсии по старости с учетом перерасчета пенсии по старости,
УСТАНОВИЛА:
Гашимов А.В-О. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г.Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии (далее - УПФ РФ в г.Чебоксары ЧР) о возложении обязанности включить в общий трудовой стаж период нахождения на инвалидности по ".." группе с /.././../.1993 по /.././../.1999, произвести перерасчет трудовой пенсии с /.././../.1999; выплатить задолженность за период с /.././../.1999 по /.././../.2015; производить выплату пенсии по старости с /.././../.2015 с учетом перерасчета.
Исковые требования мотивированы тем, что заключением ВТЭК с /.././../.1993 Гашимову А.В-О. была установлена ".." группа инвалидности за увечье, полученное при исполнении иных обязанностей воинской службы, связанной с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. С момента получения инвалидности истец являлся получателем пенсии по инвалидности, а с /.././../.1999 ему назначена пенсия по старости в связи с достижением 50-летнего возраста. При определении размера пенсии по возрасту в общий трудовой стаж не был включен период нахождения на инвалидности, в связи с чем истец обратился в УПФ РФ в г. Чебоксары ЧР с заявлением о включении указанного периода в стаж и перерасчете пенсии. Письмом пенсионного органа от /.././../.2015 ему в этом было отказано с указанием на то, что в трудовой стаж подлежат включению периоды нахождения на инвалидности в связи с трудовым увечьем, а причиной получения им инвалидности является увечье, полученное при исполнении им иных обязанностей военной службы связанной с ЧАЭС. Истец, ссылаясь на п. "а" ст. 92 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской федерации", ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", п.1 ст. 29 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 года N 179-ФЗ) указывает, что до внесения в пенсионное законодательство изменений Федеральным законом от 18.07.2006 N 112-ФЗ, законодатель гарантировал назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания. Ссылаясь также на раздел III 1.1 Указания Министерства социальной защиты Российской Федерации N 1-98-У от 10.11.1992, инструктивное письмо Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.08.1988 года N 1-69-И "О порядке определения рабочим и служащим профессионального заболевания, вызванного событием на Чернобыльской АЭС", полагает, что причиной установления ".." группы инвалидности Гашимову А.В-О. является заболевание, полученное в связи работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем период нахождения его на инвалидности подлежит включению в трудовой стаж.
В суде первой инстанции истец Гашимов А.В-О., его представитель Гашимов Э.А. исковые требования поддерживали.
Решением Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 08.06.2015 в удовлетворении исковых требований Гашимова А.В-О. отказано.
Данное решение обжаловано истцом Гашимовым А.В-О. по мотивам его незаконности и необоснованности с приведением в обоснование жалобы доводов, по которым был заявлен иск.
Истец Гашимов А.В-О. и его представитель Гашимов Э.А. апелляционную жалобу поддержали.
Представитель ответчика УПФ РФ в г.Чебоксары ЧР, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. На основании статьи167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Гашимов А.В-О. /.././.././../ года рождения, участвовал в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с /.././../.1986 по /.././../.1986. С /.././../.1993 он является инвалидом ".." группы в связи с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связанным с аварией на ЧАЭС, с этого момента он являлся получателем пенсии по инвалидности. С /.././../.1999 года Гашимов А.В-О. является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии с Законом СССР от 20.11.1990 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
С 01.01.2002 вступил в силу Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ).
Согласно п. п. 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, в которую включается, в том числе, период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания.
Аналогичное правило было предусмотрено пунктом "а" ст. 92 Закона Российской Федерации N 340-1 от 20.11.1990 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего на момент установления истцу инвалидности впервые и до 01.01.2002.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что указанные нормы не предусматривают возможность зачета в общий трудовой стаж периода пребывания на инвалидности в связи с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы связи с аварией на ЧАЭС.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции согласиться не может.
В соответствии со ст. 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 N 1244-1, в редакции до внесения в нее изменений Федеральным законом от 18.07.2006 N 112-ФЗ, гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона гарантируется назначение пенсии по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы, в том числе установленных до вступления настоящего Закона в силу, в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.
В силу ст. 92 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20.11.1990 N 340-1, действовавшего до 01.01.2002, в общий трудовой стаж включались наравне с работой периоды инвалидности I и II групп вследствие увечья, связанного с производством или профессионального заболевания.
Ст. 39 указанного Закона предусматривала, что инвалидностью вследствие трудового увечья, признается инвалидность, наступившая вследствие несчастного случая, произошедшего при выполнении государственных обязанностей, а также заданий советских или общественных организаций, деятельность которых не противоречит Конституции Российской Федерации.
Работа истца по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС являлась исполнением государственных обязанностей.
Редакция п. 1 ст. 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 N 1244-1 утратила силу в связи с вступлением в силу Федерального закона от 18.07.2006 N 112-ФЗ, которым п. 1 ст. 29 изложен в новой редакции, действие этой редакции распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2002.
Таким образом, в спорный период нахождения истца на инвалидности государство приравнивало инвалидность в связи с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы связи с аварией на ЧАЭС, к инвалидности вследствие трудового увечья.
Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, периоды нахождения истца на инвалидности подлежали включению в общий трудовой стаж при назначении пенсии по старости.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.05.2005 N 42В04-14.
В силу требований ст. 23 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. Аналогичное положение содержится в ч.2 ст. 26 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Истец просит произвести перерасчет пенсии, начиная с /.././../.1999. Как следует из письма УПФ РФ в г.Чебоксары, заявление о переводе на пенсию по старости было подано истцом /.././../.1999, в соответствии со ст. 121 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" перевод с одной пенсии на другую производится с первого числа месяц, следующего за тем, в котором подано соответствующее заявление со всеми необходимыми документами. Таким образом, истец является получателем пенсии по старости с /.././../.1999. Из изложенной ответчиком в заявлении позиции следует, что период нахождения истца на инвалидности, не был включен в стаж и до 01.01.2002. Доказательств обратного, ответчик суду не представил.
Исходя из изложенного, решение суда, принятое с нарушением норм материального права, подлежит отмене с вынесением по делу нового об удовлетворении заявленных требований о возложении на ответчика обязанности по включению периодов нахождения истца на инвалидности с /.././../.1993 по /.././../.1999 в трудовой стаж и перерасчету пенсии с учетом указанного стажа, начиная с /.././../.1999. Поскольку возложение обязанности по перерасчету с /.././../.1999 означает выплату задолженности по день производства перерасчета и продолжение выплаты пенсии с учетом указанного стажа, судебная коллегия полагает иные требования истца излишними.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 08 июня 2015 года отменить и вынести по делу новое решение.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии включить в общий трудовой стаж Гашимова А.В-О. периоды нахождения на инвалидности с /.././../ 1993 года по /.././../ 1999 года и произвести перерасчет пенсии с учетом указанных периодов, начиная с /.././../ 1999 года.
Председательствующий: Лысенин Н.П.
Судьи: Александрова А.В.
Савельева Г.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.