Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего И.В. Верхотуровой
судей: К.В. Аноприенко, О.М. Шиловой
при секретаре М.С. Носаль
рассмотрела в открытом судебном заседании 09 сентября 2015 года дело по иску исполняющего обязанности прокурора Индустриального района города Хабаровска Соколенко Д.А. в интересах Амазарян Н. Ш. к краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску", министерству строительства Хабаровского края о признании нуждающейся в предоставлении меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения взамен утраченного жилого помещения, о включении в единый список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края на предоставление меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения взамен утраченного по апелляционной жалобе истца Амазарян Н.Ш. на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 19 июня 2015 года.
Заслушав доклад судьи Шиловой О.М., объяснения Амазарян Н.Ш., прокурора Максименко Е.В., представителя ответчика министерства строительства Хабаровского края Боликова Р.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора Индустриального района города Хабаровска Соколенко Д.А. в интересах Амазарян Н.Ш. обратился в суд с иском к краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" (далее по тексту КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску"), Министерству строительства Хабаровского края о признании нуждающейся в предоставлении меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения взамен утраченного жилого помещения, о включении в единый список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края, на предоставление жилого помещения взамен утраченного.
В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной проверки соблюдения требований действующего законодательства о предоставлении мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим от крупномасштабного наводнения, был установлен факт незаконного отказа истцу во включении в единый список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края в связи с подъемом уровня воды в реке Амур. Амазарян Н.Ш. является членом семьи собственника дома N по "адрес". Указанный дом вошел в границы зоны затопления на территории городского округа "Город Хабаровск", возникшего в результате крупномасштабного наводнения, и признан непригодным для проживания. Собственник данного дома ФИО1 обратился в КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" с заявлением о включении его и членов его семьи, в том числе Амазарян Н.Ш. в списки граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, для предоставления жилого помещения. 07.10.2014 г. ответчиком в удовлетворении требований в отношении Амазарян Н.Ш. отказано в связи с отсутствием у нее гражданства РФ на момент объявления чрезвычайной ситуации. Вместе с тем, Амазарян Н.Ш. является участником государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ от 22.06.2006 г. N637. В силу положений Федерального закона от 25.07.2002 г. N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ", Федерального закона от 21.12.1994 г. N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федерального закона от 25.07.2002 г. N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ", иностранные граждане имеют равные с гражданами РФ права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Указом Президента РФ. Амазарян Н.Ш. не восстановила нарушенное право на жилище.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 19 июня 2015 года в удовлетворении исковых требований прокурора отказано.
В апелляционной жалобе Амазарян Н.Ш. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований. Указывает на то, что УФМС России по Хабаровскому краю в отношении нее принято решение о приобретении гражданства России. Считает, что действующее законодательство не ставит предоставление вышеуказанной меры социальной поддержки в зависимость от наличия гражданства РФ. Порядком предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, наличие гражданства РФ на момент объявления чрезвычайной ситуации в качестве условия не предусмотрено.
Ответчиком Министерством строительства Хабаровского края на жалобу истца представлены возражения, в которых ответчик просит оставить решение суда без изменения, указывая на то, что суд правильно применил нормы материального права регулирующие спорные правоотношения сторон.
Представитель ответчика КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции ответчик извещен надлежащим образом, в связи с чем суд апелляционной инстанции в соответствии с ч. 4 ст. 167, ч. 1, 2 ст. 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав Амазарян Н.Ш., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора Максименко Е.В., полагавшую решение суда подлежащим отмене, представителя ответчика министерства строительства Хабаровского края Боликова Р.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе и возражениях на жалобу (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральным законом от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 09.08.2013 года N 569-рп "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края" с 12 часов 00 минут 09.08.2013 года на территории Хабаровского края в границах Хабаровского муниципального района введен режим чрезвычайной ситуации.
Президент Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия, Указом от 31.08.2013г. N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" постановил считать важнейшей государственной задачей ликвидацию в кратчайшие сроки последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области, в том числе ремонт поврежденного и строительство нового жилья для граждан, пострадавших от наводнения, восстановление в населенных пунктах объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства (пункт 1); поручил Правительству Российской Федерации до 15.10.2013г. решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (подпункт "д" пункта 2).
Правительство Российской Федерации в рамках предоставленных ему полномочий утвердило Правила (постановлением Правительства РФ от 12.10.2013г. N 923), которые устанавливают порядок предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер поддержки, направленных на капитальный ремонт поврежденного жилья и строительство жилья взамен утраченного (далее - Правила).Согласно пункту 6 Правил трансферты предоставляются субъектам Российской Федерации на реализацию мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающих в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания, и (или) членов их семей, являющихся гражданами Российской Федерации и постоянно проживавших в этих жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации. Меры поддержки граждан реализуются однократно и в отношении одного жилого помещения.
Согласно подпункту "б" пункта 5 Правил предоставление трансфертов осуществляется при наличии утвержденного нормативным правовым актом субъекта РФ порядка реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта поврежденного жилья или строительства жилья.
Порядок предоставления мер социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 определен постановлением Правительства Хабаровского края от 21.10.2013 N 347-пр, которым вынесены изменения в постановление Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 N 205-пр "Об утверждении государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае".
В соответствии с пунктом 1.2 Приложения, право на получение мер поддержки имеют граждане Российской Федерации и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации (далее - граждане), в отношении которых одновременно соблюдены следующие условия: в результате чрезвычайной ситуации утратили жилые помещения, принадлежавшие им на праве собственности, либо жилые помещения, находившиеся в краевой государственной собственности, предоставленные по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, в соответствии с актом обследования жилого помещения межведомственной комиссией органа местного самоуправления (краевой межведомственной комиссией) и решением органа местного самоуправления (распоряжением Правительства края) о признании жилого помещения непригодным для проживания либо о признании многоквартирного дома аварийным; постоянно проживали на день объявления чрезвычайной ситуации в населенных пунктах, на территориях которых вводился режим чрезвычайной ситуации, не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 31.12.2014 г. N533-пр в государственную программу Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 г. N 205-пр, внесены изменения, которыми раздел 5, регламентирующий предоставление жилых помещений путем их строительства гражданам, выбравшим такую меру поддержки, признан утратившим силу.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Амазарян Н.Ш. является членом семьи собственника дома N по "адрес" ФИО1, что установлено вступившим в законную силу 19.05.2014 г. решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 16.04.2014 г..
Дом N по "адрес" вошел в границы зоны подтопления, утвержденные Постановлением Администрации города Хабаровска от 16.09.2013 N3630 "Об утверждении границ зон затопления и подтопления на территории городского округа "Город Хабаровск", возникших в результате чрезвычайной ситуации, связанной с летне-осенним паводком 2013 года на реках Амур и Уссури".
Заключением городской межведомственной комиссии N от 10.01.2014, назначенной постановлением администрации г.Хабаровска N3681 от 20.09.2013г., жилой дом N по "адрес" в результате крупномасштабного наводнения признан непригодным для проживания.
Собственник данного дома ФИО1 обратился в КГКУ "Центр социальной поддержки населения город Хабаровск" с заявлением о включении его и членов его семьи, включая Амазаряен Н.Ш., в списки граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, на предоставление меры поддержки в форме предоставления жилого помещения.
Уведомлением КГКУ "Центр социальной поддержки населения город Хабаровск" N от 07.10.2014г. в удовлетворении заявления было отказано в отношении члена семьи Амазарян Н. Ш. в связи с отсутствием у нее гражданства Российской Федерации на момент объявления чрезвычайной ситуации - п. 1.2 Порядка.
Согласно справке ОУФМС России по Хабаровскому краю N от 05.02.2015г. Амазарян Н.Ш. ДД.ММ.ГГГГ рождения обратилась с заявлением о приобретении гражданства РФ 25.06.2014г., 11.08.2014г. УФМС России по Хабаровскому краю N вынесено решение о приобретении ею гражданства РФ на основании ч. 7 ст. 14 ФЗ от 31.05.2002г. N 62-ФЗ.
Разрешая спор, суд, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения сторон, пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований, при этом обоснованно исходил из того, что Амазарян Н.Ш. не относится к категории граждан, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, которым законом предоставлено право на получение социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений, поскольку на момент объявления чрезвычайной ситуации она не являлась гражданкой Российской Федерации.
Судебная коллегия считает постановленное по делу решение суда законным и обоснованным. Суд первой инстанции дал правильную правовую оценку всем собранным по делу доказательствам и верно применил к установленным правоотношениям нормы материального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что как гражданин иностранного государства, на основании ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", Амазарян Н.Ш. имеет право на получение мер социальной поддержки, основан на неверном применении норм права, поскольку чрезвычайное положение в местностях, подвергшихся крупномасштабному наводнению в августе - сентябре 2013 г., не вводилось в порядке, предусмотренном статьями 4-7 этого закона.
Указ Президента РФ от 22.06.2006 г. N637, на который ссылается Амазарян Н.Ш., и которым утверждена "Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" предусматривает оказание иных мер социальной поддержки, обусловленных их предоставлением при соблюдением участниками Государственной программы условий участия в ней и социально-экономическими характеристиками субъектов Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
При таких обстоятельствах, предусмотренных ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Хабаровска от 19 июня 2015 года по делу по иску исполняющего обязанности прокурора Индустриального района города Хабаровска Соколенко Д.А. в интересах Амазарян Н. Ш. к краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску", министерству строительства Хабаровского края о признании нуждающейся в предоставлении меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения взамен утраченного жилого помещения, о включении в единый список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края на предоставление меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения взамен утраченного оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Амазарян Н. Ш. оставить без удовлетворения.
Председательствующий: И.В. Верхотурова
Судьи: К.В. Аноприенко
О.М. Шилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.