Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Кустовой С.В.
судей Порохового С.П., Дорожкиной О.Б.
при секретаре Чирковой А.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края к Пакуловой З.П. о признании муниципального контракта недействительным,
иску Пакуловой З.П. к администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края о взыскании средств за переданный по муниципальному контракту объект недвижимости,
по апелляционной жалобе главы администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края Данкан Ю.Л. на решение Ульчского районного суда Хабаровского края от 01 июля 2015 года,
Заслушав доклад судьи Дорожкиной О.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация Ульского муниципального района Хабаровского края обратилась в суд с иском к Пакуловой З.П. о признании муниципального контракта недействительным.
В обоснование иска указала, что 30.05.2014г. между администрацией и ответчиком был заключен контракт на приобретение жилого помещения, расположенного по "адрес", принадлежащего на праве собственности Пакуловой З.П. для пострадавшего в результате крупномасштабного наведения Вьюшкова Н.В. 08.06.2014 г. Вьюшков Н.В., отказался от предоставления ему данной квартиры в связи с необходимостью проведения в ней капитального ремонта, о чем написал заявление в администрацию района. 19.06.2014 года межведомственной комиссией проведено обследование, по результатам которого дано заключение: ввиду наличия деформаций, разрушений и биологических повреждений основных несущих конструкций и отдельных элементов здания, жилому помещению требуется проведение капитального ремонта. По его заявлению Вьюшкову Н.В. приобретено другое жилое помещение по "адрес". Межведомственной комиссией в присутствии Пакуловой З.П. жилое помещение, принадлежащее ей на праве собственности, было обследовано и принято решение об отказе в приобретении жилого помещения в связи с необходимостью проведения капитального ремонта. В апреле 2015 года ответчик обратилась в Управление Росреестра по Хабаровскому краю о регистрации перехода права собственности на жилое помещение - квартиру "адрес", уведомив администрацию Ульчского муниципального района. Считает, что ответчик действовала недобросовестно, злоупотребила своим правом при совершении сделки, чем нарушила права покупателя. Истец, заведомо зная об отказе администрации района в приобретении ее жилого помещения, обратилась за регистрацией перехода права собственности, таким образом, действовала недобросовестно.
Пакулова З.П., обратилась в суд с иском к администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края о взыскании денежной суммы в размере "данные изъяты"., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере "данные изъяты"., расходов на оплату услуг представителя в сумме "данные изъяты"., расходов по оплате государственной пошлины.
В обоснование иска указала, что между ней и администрацией Ульчского района был заключен муниципальный контракт, в соответствии с условиями данного контракта, истец передает ответчику объект недвижимости (квартиру) расположенную по "адрес", а ответчик обязуется принять данный объект с момента государственной регистрации Контракта в регистрационном органе. 30.05.2014 года между ней и ответчиком был подписан акт приема-передачи данного жилого помещения, также в акте указано, что жилое помещение находится в собственности у Пакуловой З.П., и передается в удовлетворительном техническом состоянии, что подтверждается актом обследования помещения от 29.05.2014 года N. В соответствии с п. 4.1. Контракта переход права собственности на объект (квартиру) подлежит государственной регистрации в Едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 24.04.2015 года она зарегистрировала переход права собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о государственной регистрации N. Считает, что администрацией нарушены существенные условия договора купли-продажи, и обязательства покупателя оплатить переданный товар.
Определением суда от 05.06.2015г. гражданские дела объединены в одно производство.
Решением Ульчского районного суда Хабаровского края от 01 июля 2015 года в удовлетворении исковых требований администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края к Пакуловой З.П. о признании муниципального контракта недействительным, отказано.
Исковые требования Пакуловой З.П. удовлетворены частично.
С администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края в пользу Пакуловой З.П. взысканы денежные средства сумме "данные изъяты"., во исполнение муниципального контракта N от 30.05.2014 г., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере "данные изъяты"., расходы на оплату услуг представителя в сумме "данные изъяты".
В апелляционной жалобе представитель истца глава администрации Ульчского района Данкан Ю.Л. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом при принятии решения не учтено, что жилое помещение приобреталось для пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в 2013, о чем указано в предмете контракта, судом не применено Постановление Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 г. N 205-пр "Об утверждении государственной программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", в соответствии с которым, приобретение жилья гражданам, пострадавшим в результате ЧС является целевыми расходами бюджета за счет межбюджетных трансфертов из краевого бюджета. Приобретаемое жилое помещение имело целевое назначение для исполнения обязательств по предоставлению мер социальной поддержки. Приобретение жилья осуществлялось в соответствии с заявлением пострадавшего гражданина, который давал согласие на приобретение ему того или иного жилого помещения. Сведения о жилом помещении приняты со слов Пакуловой З.П. и не подтверждены документально. Собственник спорного жилого помещения была ознакомлена с актом обследования жилого помещения. В соответствии с п.4.3 контракта право собственности на объект переходит к покупателю в день внесения в орган осуществляющий регистрацию, запись о праве собственности покупателя на объект, по условиям контракта стороны пришли к соглашению, что именно с этого момента происходит переход права собственности. По условиям контракта Пакулова З.П. совместно с представителем администрации должна была обратиться в Росреестр с заявлением о переходе права собственности на жилое помещение. Полагает, что необходимо применить нормы материального права действовавшие до вступления в силу ФЗ от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ". Указывает, что расходы, взысканные на оплату услуг представителя являются завышенными.
В возражениях на апелляционную жалобу Пакулова З.П. просит решение суда отставить без изменения апелляционную жалобу представителя администрации, без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны, извещенные в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела, не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили
На основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражений на нее (часть 1 статьи 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между администрацией Ульчского муниципального района Хабаровского края, и продавцом Пакуловой З.П., 30.05.2014 г. заключен муниципальный контракт N. Предметом контракта являлось приобретение в муниципальную собственность объекта недвижимости для пострадавших в результате ЧС, вызванной крупномасштабным наводнением в августе- сентябре 2013 г. Согласно достигнутых условий Контракта стоимость приобретаемой квартиры, состоящей из трех комнат жилой площадью 33,1 кв.м., составила "данные изъяты". Продавец несет бремя расходов по государственной регистрации перехода права собственности на объект к покупателю. В срок не позднее 10 дней с даты заключения настоящего контракта, стороны подают необходимые документы в регистрационный орган. В течение 5 дней с момента регистрации данного контракта в регистрационном органе и получении от продавца надлежащим образом оформленного акта приема-передачи, осуществляется оплата в полном объеме из бюджетных средств Ульчского муниципального района.
Стороны контракта определили, что с момента его подписания все предыдущие переговоры и переписка по нему теряют силу за исключением обязательств, взятых на себя сторонами по результатам проведенного аукциона в электронной форме. А так же установили, что заключенным контракт считается с момента его государственной регистрации в регистрационном органе (п.10.2). Контракт составлен в трех экземплярах, для сторон и для регистрационного органа.
В день подписания контракта объект был передан от продавца покупателю, о чем составлен и подписан сторонами соответствующий акт приема-передачи, жилого помещения квартиры "адрес" в удовлетворительном состоянии, на основании акта обследования помещения от 29.05.2014 г.
15.04.2015 г. Пакулова З.П. обратилась в управление Росреестра с. Богородское о регистрации перехода права собственности на жилое помещение - квартиру "адрес".
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 24.04.2015 г. собственником квартиры "адрес" является Ульчский муниципальный район Хабаровского края на основании муниципального контракта от 30.05.2014 г. N
Отказывая в удовлетворении исковых требований администрации Ульчского муниципального района и удовлетворяя исковые требования Пакуловой З.П., суд исходил из того, что администрацией Ульчского муниципального района Хабаровского края не представлено доказательств, подтверждающих, что муниципальный контракт, заключенный между администрацией и Пакуловой З.П. совершен в нарушении действующего законодательства, при его заключении сторонами были соблюдены все условия, согласно акту от 30.05.2014 г. жилое помещение - квартира "адрес" передано администрации Ульчского муниципального района в удовлетворительном состоянии. Сведений подтверждающих недобросовестность действий Пакуловой З.П., по тем основаниям, что ей было известно об отказе администрации в приобретении её квартиры в связи с тем, что спорное жилое помещение нуждается в капитальном ремонте, материалы дела не содержат, в связи, с чем удовлетворил требования Пакуловой З.П., взыскав в ее пользу с администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края денежные средства, проценты, расходы на оплату услуг представителя, отказав в удовлетворении требований администрации Ульчскогого муниципального района Хабаровского края о признании муниципального контракта недействительным.
С выводами суда первой инстанции и принятым решением судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В силу ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В силу статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (здесь и далее статьи Гражданского кодекса Российской Федерации приведены в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений сторон) сделка недействительна по основаниям, установленным данным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Исходя из статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
В предмет доказывания по данному спору входят следующие обстоятельства: противоправность действий (бездействия) ответчика, в том числе недобросовестность и (или) неразумность при заключении договора; факт и размер понесенного ущерба администрацией в результате сделки, в том числе возможность исполнения возложенных на орган местного самоуправления обязанностей по реализации социальных гарантий гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением в сентябре 2013г. и выполнения указанных задач после приобретения объекта недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 названного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области", Постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. N 923 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы Правительством Хабаровского края принято постановление N 347-пр, которым внесены изменения в государственную целевую программу Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденную Постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 N 205-пр, которым утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 г. (приложение N 15 к Государственной целевой программе Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае").
Материалами дела установлено, что администрацией Ульчского района Хабаровского края жилое помещение квартира "адрес" у собственника Пакуловой З.П. приобреталась для Вьюшкова Н.В., пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации.
Согласно заявлению на имя главы Ульчского муниципального района Хабаровского края от 08.06.2014 г. Вьюшков Н.В. выразил несогласие в предоставлении ему квартиры "адрес", в связи с ее непригодностью.
Статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения (часть 1).
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (часть 2).
К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (часть 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 2 ст. 288 ГК РФ и ч. 1 ст. 17 ЖК РФ жилые помещения предназначены для проживания граждан.
В силу вышеуказанных положений Жилищного кодекса Российской Федерации для проживания могут быть предоставлены только жилые помещения, пригодные для проживания.
Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности определены в том числе, статьей 8 Грск РФ, предусматривающей выдачу разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно заключению межведомственной комиссии от 19.06.2014 г. по результатам обследования жилого помещения квартиры "адрес" были выявлены деформация и разрушение повреждений внутренних и наружных элементов здания, установлена степень физического износа 55%, в указанном жилом помещении требуется выборочный капитальный ремонт.
При заключении муниципального контракта на продавце лежала обязанность по передаче объекта, соответствующего всем предъявляемым при сдаче жилого дома в эксплуатацию требованиям (п.5.2).
Установленные при рассмотрении дела обстоятельства свидетельствуют о том, что переданное продавцом Пакуловой З.П. помещение требованиям жилищного законодательства, предъявляемым к жилым помещениям, а так же целям контракта по реализации социальных гарантий для пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, не отвечало. Кроме того, продавцу Пакуловой З.П. достоверно было известно о намерении администрации после получения заключения межведомственной комиссии, расторгнуть контракт, от чего Пакулова З.П. уклонилась, представив в регистрирующий орган документы для регистрации перехода прав собственности.
Разрешая заявленные требования, оценивая доказательства в соответствии со 67 ГПК РФ судебная коллегия, установила, что администрация Ульчского муниципального района Хабаровского края заключила с Пакуловой З.П. муниципальный контракт предметом которого явилось приобретение жилого помещения квартиры "адрес", принадлежащей на праве собственности ответчику в муниципальную собственность для пострадавшего Вьюшкова Н.В. в результате крупномасштабного наводнения, из материалов дела следует, что спорное жилое помещение не соответствует требованиям качеству, техническим характеристикам, подлежит капитальному ремонту и не пригодно для целей контракта и реализации мер социальной поддержки.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что муниципальный контракт при условии передачи продавцом жилого помещения, не пригодного для проживания и предоставления пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации гражданину без проведения капитального ремонта, о чем продавцом не было сообщено при заключении контракта, противоречит требованиям жилищного законодательства, в связи с чем, указанный контракт является, недействительным, жилое помещение- квартира "адрес" подлежит передаче Пакуловой З.П., а требования Пакуловой З.П. к администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края о взыскании денежных средств не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА
Решение Ульчского районного суда Хабаровского края от 01 июля 2015 года по делу по иску администрации Ульчскогого муниципального района Хабаровского края к Пакуловой З.П. о признании муниципального контракта недействительным, встречному иску Пакуловой З.П. к администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края о взыскании средств за переданный по муниципальному контракту объект недвижимости отменить.
Признать муниципальный контракт N от 30.05.2014 г., заключенный между Пакуловой З.П. и администрацией Ульчского муниципального района Хабаровского края на приобретение жилого помещения, расположенного по "адрес" недействительным, применить последствия недействительной сделки: обязать администрацию Ульского муниципального района Хабаровского края возвратить Пакуловой З.П. жилое помещение, расположенное по "адрес".
В удовлетворении исковых требований Пакуловой З.П. к администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края о взыскании средств за переданный по муниципальному контракту объект недвижимости, отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий С.В. Кустова
Судьи С.П. Пороховой
О.Б. Дорожкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.