Свердловский областной суд в составе судьи Шумкова Е.С.
с участием помощника прокурора Свердловской области Куриловича И.А.
при секретаре Гребенщиковой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Уральского открытого акционерного общества промышленного железнодорожного транспорта о признании противоречащим закону и недействующим в части постановления Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 года N 1855-ПП "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области",
УСТАНОВИЛ:
Правительством Свердловской области 30 декабря 2011 года издано постановление N 1855-ПП "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области" (далее - постановление N 1855-ПП), которым утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области (пункт 1 постановления).
Постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2015 года N 546-ПП наименование указанного положения изложено в новой редакции - Положение о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов (далее - Положение).
Положением установлена формула, в соответствии с которой определяется годовой размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов:
КС x СтАП x Ку x ПК
АП = ----------------------------, где:
100
АП - величина арендной платы в год по договору аренды;
КС - кадастровая стоимость арендуемого земельного участка в рублях;
СтАП - ставка арендной платы, утвержденная постановлением Правительства Свердловской области;
ПК - понижающий коэффициент для отдельных категорий лиц, установленный постановлением Правительства Свердловской области;
Ку - коэффициент увеличения, ежегодно устанавливаемый Правительством Свердловской области, с учетом показателей инфляции (сводного индекса потребительских цен), предусматриваемых прогнозом социально-экономического развития Свердловской области на очередной год (пункт 5 Положения).
Пунктом 2 постановления N 1855-ПП утверждены ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области.
Пунктом 62 Ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено (далее - Ставок арендной платы за земельные участки), расположенные на территории Артемовского городского округа (в редакции постановления Правительства Свердловской области от 22 мая 2013 года N655-ПП), для земельных участков, предназначенных для размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов установлена ставка арендной платы в размере 1,0 процентов от кадастровой стоимости земельного участка (в первоначальной редакции ставка арендной платы была установлена в размере 0,9 процентов от кадастровой стоимости земельного участка);
пунктом 61 Ставок арендной платы за земельные участки, расположенные на территории Березовского городского округа, для земельных участков, предназначенных для размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, сооружений, устройств транспорта и энергетики; объектов космической деятельности, военных объектов установлена ставка арендной платы в размере 1,5 процентов от кадастровой стоимости земельного участка;
пунктом 61 Ставок арендной платы за земельные участки, расположенные на территории городского округа Богданович, для земельных участков, предназначенных для размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, сооружений, устройств транспорта и энергетики; объектов космической деятельности, военных объектов установлена ставка арендной платы в размере 0,9 процентов от кадастровой стоимости земельного участка;
пунктом 61 Ставок арендной платы за земельные участки, расположенные на территории городского округа Верхний Тагил (в редакции постановления Правительства Свердловской области от 30 декабря 2014 года N 1268-ПП), для земельных участков, предназначенных для размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, сооружений, устройств транспорта и энергетики; объектов космической деятельности, военных объектов, установлена ставка арендной платы в размере 2,0 процентов от кадастровой стоимости земельного участка (в первоначальной редакции ставка арендной платы была установлена в размере 1,3 процентов от кадастровой стоимости);
пунктом 58 Ставок арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (в редакции постановления Правительства Свердловской области от 30 декабря 2014 года N 1268-ПП), для земельных участков, предназначенных для размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, сооружений, устройств транспорта и энергетики; объектов космической деятельности, военных объектов установлена ставка арендной платы в размере 6,4 процентов от кадастровой стоимости земельного участка (ранее ставка была установлена постановлением Правительства Свердловской области от 27 декабря 2013 года N 1670-ПП в размере 5,8 процентов от кадастровой стоимости);
пунктом 74 Ставок арендной платы за земельные участки, расположенные на территории Сысертского городского округа, для земельных участков, отнесенных к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения установлена ставка арендной платы в размере 2,5 процентов от кадастровой стоимости земельного участка (т.2, л.д.23-31, 39-40, 52-53, 62).
Постановление N 1855-ПП было официально опубликовано, вступило в действие, является действующим в настоящее время (т.2, л.д.21-22).
Уральское открытое акционерное общество промышленного железнодорожного транспорта обратилось в суд с требованием о признании недействующими со дня принятия вышеперечисленных ставок арендной платы для земельных участков, расположенных на территории Артемовского городского округа, Березовского городского округа, городского округа Богданович, городского округа Верхний Тагил, муниципального образования "город Екатеринбург" в части установления ставок арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных путей, полос отвода железных дорог, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, сооружений, устройств транспорта, Сысертского городского округа в части установления ставок арендной платы за земли транспорта, как противоречащих законодательству, имеющему большую юридическую силу.
В обоснование указало, что является владельцем железнодорожных путей необщего пользования, а также объектов недвижимого имущества, необходимых для эксплуатации и содержания зданий, сооружений, устройств транспорта, поэтому арендует земельные участки, занятые этим недвижимым имуществом, расположенные на территории вышеперечисленных муниципальных образований Свердловской области. Арендная плата за эти земельные участки начисляется в соответствии с постановлением N 1855-ПП с применением вышеперечисленных ставок арендной платы. Оспариваемые ставки арендной платы выше, чем экономически обоснованные ставки, установленные приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04 декабря 2006 года N 396 для аналогичных земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Поэтому Общество полагает, что оспариваемые ставки арендной платы противоречат принципам экономической обоснованности и запрета необоснованных предпочтений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 582).
Кроме того, указало, что различные ставки арендной платы для земельных участков, находящихся в федеральной собственности и земельных участков, арендуемых заявителем, ставит его в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, арендующими аналогичные земельные участки, но находящиеся в федеральной собственности. Это свидетельствует о противоречии оспариваемых положений постановления N1855-ПП пункту 8 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
В судебном заседании представитель заявителя Назарова Л.В. доводы заявления поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель Правительства Свердловской области Купреенков Р.В. с заявленными требованиями не согласился, указал, что оспариваемые положения постановления N 1855-ПП приняты Правительством Свердловской области в пределах его полномочий и соответствуют законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Куриловича И.А., полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявления, суд приходит к следующему.
Заявитель, как следует из представленных документов, является арендатором земельных участков, расположенных на территории Артемовского городского округа, Березовского городского округа, городского округа Богданович, городского округа Верхний Тагил, муниципального образования "город Екатеринбург", Сысертского городского округа Свердловской области. Арендная плата за эти земельные участки начисляется ему в соответствии с постановлением N 1855-ПП, в том числе с применением оспариваемых им ставок арендной платы.
Следовательно, оспариваемые нормы постановления N 1855-ПП распространяют свое действие за заявителя, затрагивают его права, поэтому в силу части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации он вправе обратиться в суд с настоящим заявлением.
В силу подпункта 7 статьи 1, пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент рассмотрения настоящего дела) использование земли в Российской Федерации является платным, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (подпункт 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Аналогичные правила действовали и на момент издания оспариваемого постановления (пункты 1, 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на дату издания постановления, пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Правительство Свердловской области, являясь высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Свердловской области, реализует свои полномочия, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 9, 49, 52 Устава Свердловской области, статьи 1, 22 Закона Свердловской области от 04 ноября 1995 года N 31-ОЗ "О Правительстве Свердловской области"). Оно вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам установления порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, по вопросам установления порядка, условий и сроков внесения арендной платы за такие земельные участки (подпункт 4 пункта 1 статьи 7 Закона Свердловской области от 07 июля 2004 года N18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области").
Пунктом 5 Положения, утвержденного постановлением N 1855-ПП, прямо предусмотрено, что размер ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается Правительством Свердловской области.
Из изложенного следует, что постановление N 1855-ПП, а также постановления Правительства Свердловской области от 22 мая 2013 года N655-ПП, от 27 декабря 2013 года N 1670-ПП, от 30 декабря 2014 года N1268-ПП, которыми в него внесены изменения, в том числе и в части установления оспариваемых ставок арендной платы, принято Правительством Свердловской области в предусмотренной форме, в пределах его компетенции, предоставленной федеральным и региональным законодательством.
Имеющиеся в деле документы свидетельствуют о соблюдении процедуры принятия этих нормативных актов и их опубликования (т.2, л.д. 21-72).
Федеральный законодатель в пункте 5 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрел конкретные случаи, когда размер арендной платы за земельный участок не может превышать земельного налога за такой земельный участок.
В остальных случаях установления размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, федеральное законодательство, предоставляя органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по правовому регулированию вопроса о порядке определения размера арендной платы, ограничил права субъектов Российской Федерации только соблюдением основных принципов определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации, не устанавливая каких-либо иных ограничений. Не установлено на федеральном уровне и какой-либо единой формулы или методики расчета арендой платы и ставок арендной платы.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 582 утверждены следующие основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: экономической обоснованности; предсказуемости расчета размера арендной платы; предельно допустимой простоты расчета арендной платы; принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки; учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности и защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога; запрета необоснованных предпочтений.
Указанные принципы не содержат запрета установления ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, а также за земельные участки право собственности на которые не разграничено, выше ставок, установленных для земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Не содержат они и запрета на установление размера арендной платы за указанные земельные участки выше размера платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности.
Пунктом 1, 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации, предусмотрено, что для земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими рекомендациями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации.
Вместе с тем, названные Правила распространяются исключительно на земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации, но не распространяются на отношения по установлению размера арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и земельные участки, право собственности на которые не разграничено.
Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 04 декабря 2006 года N 396 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", по субъектам Российской Федерации", устанавливает ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности (пункт 1 Приказа). Его действие не распространяется на отношения по установлению размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено.
Следовательно, оспариваемые положения постановления N 1855-ПП не противоречат пункту 5 названных Правил, а также вышеуказанному Приказу, поскольку Правила и Приказ регулируют иные отношения, чем те которые урегулированы оспариваемым нормативным правовым актов.
При таких обстоятельствах являются необоснованными доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений постановления N 1855-ПП требованиям пункта 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 582 и Приказу Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 04 декабря 2006 года N 396, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Согласно принципу экономической обоснованности, установленному постановлением Правительства Российской Федерации N 582, арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Таким образом, дифференциация размера арендной платы возможна по критериям, определяющим экономическую характеристику той или иной категории земельных участков, а критериями при определении доходности земельного участка являются: категории земель и их разрешенное использование.
Ставки арендной платы, оспариваемые заявителем, представляют собой величины в процентах от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка, определяется с учетом вышеназванных экономических характеристик земельного участка, а также с применением доходного метода (Федеральный закон от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральный стандарт оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года N 508, Федеральный стандартом оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)").
Следовательно, установление оспариваемых ставок арендной платы в процентном отношении от экономической составляющей земельного участка (кадастровой стоимости) само по себе и означает соблюдение принципа экономической обоснованности.
Изменение части оспариваемых ставок постановлением Правительства Свердловской области от 30 декабря 2014 года N 1268-ПП, как видно из пояснительной записки к проекту этого постановления, вызвано актуализацией кадастровой стоимости земельных участков, то есть изменением экономической характеристики земельных участков (т.2, л.д.63-66).
Поэтому изменение ставок арендной платы ввиду названных обстоятельств, нельзя расценивать как нарушение принципа экономической обоснованности.
Тарифы на услуги по перевозке грузов по подъездным железнодорожным путям для заявителя регулируются государством. Такие тарифы, в частности, устанавливались постановлениями РЭК Свердловской области от 24 декабря 2012 года N 224-ПК, от 26 декабря 2014 года N 273-ПК, в результате принятия которых, новые тарифы увеличивались по сравнению с ранее действовавшими.
Однако, оспариваемые заявителем ставки арендной платы, полностью не менялись вслед за увеличением тарифов. Ряд ставок оставался неизменным в течение длительного времени, в том числе и в течение того, времени, когда тарифы для заявителя оставались неизменными. Ряд ставок изменились в сторону увеличения одномоментно с увеличением тарифов для заявителя (с 01 января 2015 года увеличены тарифы постановлением РЭК Свердловской области от 26 декабря 2014 года N 273-ПК, с этого же момента постановлением Правительства Свердловской области от 30 декабря 2014 года N 1268-ПП увеличились ставки для муниципальных образований Верхний Тагил и город Екатеринбург).
Указанное, применительно к заявителю, не позволяет говорить о том, что при установлении (изменении) ставок арендной платы не учитывался такой составляющий момент принципа экономической обоснованности, как учет государственного регулирования тарифов на услуги заявителя.
Принцип запрета необоснованных предпочтений, заключается в том, что порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
В данном случае, порядок расчета размера арендной платы для всех земельных участков, арендуемых заявителем, является одинаковым, определяется по формуле установленной Положением и с учетом ставки арендной платы. При этом для земельных участков, указанных в оспариваемых заявителем пунктах постановления N 1855-ПП, находящихся на территории одного муниципального образования Свердловской области, но переданных в аренду иным лицам, порядок расчета размера арендной платы и ставка арендной платы являются такими же, как и для заявителя.
Эти обстоятельства свидетельствуют об отсутствии противоречия оспариваемой части нормативного правового акта принципу запрета необоснованных предпочтений.
Не находит суд и противоречия оспариваемых положений постановления N 1855-ПП иным основным принципам определения арендной платы, установленным постановлением Правительства Российской Федерации N 582.
Принимая постановление N 1855-ПП в оспариваемой части, Правительство Свердловской области, как установлено судом, действовало в строгом соответствии с законодательством, имеющим большую юридическую силу, регламентирующим порядок установления размера арендной платы за земельные участки, указанные в этом постановлении. Установив, как уже указано выше, один порядок расчета размера арендной платы и одну ставку арендной платы для всех арендаторов земельных участков, указанных в оспариваемых нормах постановления и находящихся в одном муниципальном образовании, Правительство Свердловской области создало для всех арендаторов земельных участков, расположенных в одном муниципальном образовании, равные условия. Поэтому суд не усматривает противоречия оспариваемых положений постановления N 1855-ПП требованиям пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспоренные заявителем нормы постановления N 1855-ПП не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу.
В силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении заявления Уральского открытого акционерного общества промышленного железнодорожного транспорта.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Свердловский областной суд.
Судья (подпись).
Копия верна.
Судья Шумков Е.С.
Секретарь Гребенщикова Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.