Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Москаленко Ю. П.,
судей
Бурматовой Г. Г,
Ильиной О. В.,
при секретаре Малярик А. М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Мысливченко Игоря Викторовича к ФКУ ЛИУ - 58 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области о включении в список граждан-участников подпрограммы по обеспечению жильем в соответствии с федеральным законодательством,
по апелляционной жалобе ответчика ГУФСИН России по Свердловской области на решение Ивдельского городского суда Свердловской области от 07.04.2015,
заслушав доклад судьи Бурматовой Г. Г., представителя ответчика ГУФСИН России по Свердловской области ЧНВ (доверенность от ( / / ) сроком на три года), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
МИВ обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ ЛИУ - 58 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области о включении в список граждан - участников подпрограммы по обеспечению жильем в соответствии с федеральным законодательством за 2015 год и в сводный список граждан-участников подпрограммы по обеспечению жильем в соответствии с федеральным законодательством на 2015 год.
В обоснование исковых требований указано, что он проходит службу в ФКУ ЛИУ-58 ОУХД ГУФСИ России по Свердловской области и проживает в ... с особыми условиями хозяйственной деятельности, жители которого подлежат отселению.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал, уточнив их просил, признать незаконным решение N от ( / / ) в части отказа во включении его в список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством", изъявивших желание получить сертификат в 2015 году. Дополнительно пояснил, что он проходит службу в ФКУ ЛИУ -58 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области с 1996 года. С декабря 2011 года включен в список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством". 16.06.2014 он обратился в жилищно-бытовую комиссию ФКУ ЛИУ-58 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области с заявлением о включении в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2015 году. Один экземпляр заявления с визой начальника ФКУ ЛИУ-58 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области 16.06.2014 был им передан лично председателю жилищно-бытовой комиссии ФКУ ЛИУ-58 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области РОВ, а второй экземпляр оставлен себе. В декабре 2015 года ему стало известно о том, что он не включен в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в 2015 году в связи с отсутствием его заявления. Полагает, что в результате утраты указанного заявления, он в нарушение закона лишен права на получение государственного жилищного сертификата.
Представитель ответчика ФКУ ЛИУ-58 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области, исковые требования не признал, указал на то, что истец в 2014 году обоснованно не был включен в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2015 году ввиду отсутствия личного заявления, а представленное суду заявление не содержит отметки канцелярии учреждения о его приеме в установленном инструкцией по делопроизводству порядке.
Решением Ивдельского городского суда Свердловской области от 07.04.2015 года постановлено: Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ЛИУ-58 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области N от ( / / ) в части отказа во включении МИВ в список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2015 год
Обязать ФКУ ЛИУ-58 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области включить МИВ в список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2015 год.
Обязать ГУФСИН России по Свердловской области включить МИВ в сводный список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2015 год.
В апелляционной жалобе ответчик ГУФСИН России по Свердловской области указывает на необоснованность и незаконность принятого решения по делу, полагает, что решение подлежит отмене, так как суд первой инстанции не дал оценку тому, что заявление истца было передано в жилищно-бытовую комиссию с нарушением требований инструкции по делопроизводству, на этом основании суд незаконно обязал включить истца в список граждан участников подпрограммы. Включение в сводный список граждан - участников подпрограммы без признания гражданина участником подпрограммы по месту службы не предусмотрено законодательством. Истцом не доказано нарушение его прав и законных интересов действиями ГУФСИН России по Свердловской области. Кроме этого, ответчик полагает, что истец пропустил срок обращения в суд, установленный законом для подобной категории дел, поскольку истцу о нарушении его права должно было быть известно в июле 2014 года.
В судебном заседании представитель ГУФСИН России по Свердловской области доводы апелляционной жалобы поддержал, дополнительно пояснил, что в настоящее время истец, надлежащим образом обратившись с заявлением по месту службы, включен в список участников подпрограммы на 2016 год. Денежные средства, выделенные на реализацию программы 2015 года, реализованы, решение суда не исполнимо.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились.
Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы назначено на 21.08.2015 определением от 30.07.2015, извещения о дате и времени рассмотрения направлены лицам, участвующим в дела, путем почтового уведомления 30.07.2015 по всем адресам, имеющимся в материалах дела, кроме того, информация о рассмотрении дела размещена на сайте Свердловского областного суда.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что участники судебного разбирательства извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебном заседанию, не сообщили о причинах неявки, в том числе уважительных и таких доказательств не представили, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, своих представителей в суд апелляционной инстанции также не направили, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, МИВ проходил службу в уголовно-исполнительной системе в ФКУ ЛИУ - 58 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области. Его выслуга составляет в календарном исчислении 18 лет 02 месяца 01 день, что подтверждается справкой ФКУ ЛИУ-58 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области. Занимаемая МИВ должность финансируется за счет средств федерального бюджета. Субсидии из федерального бюджета на строительство и приобретение жилья МИВ не выдавались.
Согласно справке, выписке из финансово-лицевого счета, выданных отделом по управлению территорией поселка Екатериненка ... , истец и члены его семьи жена МСН, дочь МКИ, сын МНИ зарегистрированы и проживают по адресу: ... , по настоящее время.
Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ЛИУ-58 ОУХД ГУФСИН России по ... N от ( / / ) МИВ был включен в число граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в соответствии с подпунктом "б" п. 5 Правил, в числе граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности,
На основании решения N от ( / / ) МИВ не включен в список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" 2015 год по исправительному учреждению ввиду отсутствия заявления на получение государственного жилищного сертификата.
Удовлетворяя исковые требования, суд, руководствуясь нормами Жилищного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, которым утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153, суд первой инстанции пришел к выводу, что основания признания нуждающимся в улучшении жилищных условий истцом не утрачены, отказ во включении в список граждан-участников подпрограммы вызван утратой заявления по вине членов жилищно-бытовой комиссии ФКУ ЛИУ - 58 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области.
Судебная коллегия с таким выводом согласиться не может.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, которой установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153.
Из материалов дела следует, что право истца МИВ на участие в подпрограмме, в соответствии с подпунктом "б" п. 5 указанных Правил, в числе граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, сторонами не оспаривалось. Такое право признано за истцом в 2011 году.
Поводом для обращения в суд явилось невключение истца в список граждан, участников подпрограммы, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2015 году.
Соглашаясь с выводами суда о том, что утрата заявления произошла по вине членов жилищно-бытовой комиссии ФКУ ЛИУ - 58 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области, в результате чего права истца были нарушены, судебная коллегия, тем не менее полагает, что истцом избран неверный способ защиты права, так как удовлетворение требований о включении в список граждан, участников подпрограммы, изъявивших получить государственный жилищный сертификат в 2015 году, не приведет к восстановлению прав истца.
На основании п. 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Спорные правоотношения носят заявительный характер, для реализации своего права на участие в подпрограмме, гражданин в соответствии с пунктом 24 Правил должен в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, предоставить в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Вышеуказанный срок принятия заявления является пресекательным, поскольку согласно абзаца 2 пункта 24 Правил принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается.
В силу абз. 1 п. 28 вышеуказанных Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на ее реализацию в проекте федерального бюджета на соответствующий год и на основании установленного подпрограммой принципа распределения общих объемов финансирования по категориям граждан, а также сводных списков, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и сведений, полученных от федеральных органов исполнительной власти, определяет для каждого органа исполнительной власти контрольные цифры бюджетных средств для предоставления социальных выплат по категориям граждан, которые до 1 октября года, предшествующего планируемому, доводятся до соответствующих органов исполнительной власти.
Таким образом, мероприятия, связанные с предоставлением сведений о необходимом количестве сертификатов на 2015 год и формированием списка участников подпрограммы окончены еще в 2014 году. Следовательно, на момент обращения МИВ в суд 03.03.2015 восстановление права в том виде, в котором просил истец, невозможно, а решение суда будет неисполнимо.
Между тем, пропуск срока для участия в подпрограмме в 2015 году, не лишает истца права обратиться с заявлением на участие в Подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на следующий год.
Более того, как следует из представленных в судебное заседание суда апелляционной инстанции документов, истец МИВ реализовал свое право на участие подпрограмме на 2016 год, обратившись с соответствующим заявлением, и на момент рассмотрения по существу истец включен в список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" по ФКУ ЛИУ - 58 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области на 2016 год под номером 2, и в сводный список ГУФСИН России по Свердловской области на 2016 год, под номером 90.
При таком положении решение подлежит отмене, в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, установленным по делу обстоятельствам (подп. 3 п. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Кроме того, судебная коллегия полагает возможным отметить, что при подаче искового заявления истцом не предъявлялось требований о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ ЛИУ - 58 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области от ( / / ) N 6, приняв устное уточнение иска в ходе судебного разбирательства 07.04.2015, суд рассмотрел дело по существу, тогда как в судебном заседании отсутствовал представитель ГУФСИН России по Свердловской области. Тогда как истцом уточненного искового заявления в письменной форме представлено не было, такое заявление ответчику не вручалось, подготовка к судебному разбирательству по нему в соответствии с правилами ст. ст. 147 - 151 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не проводилась, предмет доказывания не определялся и обязанность по доказыванию между сторонами не распределялась.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ивдельского городского суда Свердловской области от 07.04.2015 отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска МИВ к ФКУ ЛИУ - 58 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, включении в списки граждан-участников подпрограммы по обеспечению жильем в соответствии с федеральным законодательством на 2015 год.
Председательствующий:
Ю. П. Москаленко
Судьи:
Г. Г. Бурматова
О. В. Ильина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.