Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ковалева Т.И.,
судей Игнатьева В.П., Кучеровой Р.В.
при секретаре Бабаевой Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в защиту неопределенного круга потребителей к Государственному унитарному предприятию Свердловской области "Свердловское областное объединение пассажирского автотранспорта" о возложении обязанности по апелляционным жалобам представителя Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Талицком, Байкаловском, Тугулымском районах, городе Камышлов, Камышловском и Пышминсокм районах Яковлева Н.М. и представителя ГУП СО "СООПА" Жиров А.А. на решение Чкаловского районного суда г.Екатеринбурга от 30 апреля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Ковалева Т.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области предъявило в защиту интересов неопределенного круга потребителей иск к Государственному унитарному предприятию Свердловской области "Свердловское областное объединение пассажирского автотранспорта" о возложении обязанности по устранению нарушений требований санитарных правил к устройству и содержанию общественных уборных на автостанции р. ... (р. ... ), оборудовании общественной уборной автостанции:
- индивидуальными кабинами с закрывающимися дверями (перегородки между
кабинами должны иметь высоту не менее 1,25 м); кабины обеспечить крючками для
верхней одежды, полками для личных вещей посетителей, урнами или бачками для
бумаги, ваты и других отходов:
- помещением для размещения в мужском отделении писсуаров, лотков;
- шлюзами с установкой умывальных раковин, мылом, электрополотенцами или
бумажными полотенцами;
- помещением для дежурного персонала;
- входным тамбуром;
- помещением или шкафом для хранения уборочного инвентаря.
Просил возложить обязанность на ГУП СО "СООПА" прекратить противоправные действия, выразившиеся непредставлении бесплатного доступа к общественным уборным
автовокзала ... , ... ) в предусмотренных
законодательством случаях, а именно при наличии билета, срок действия которого не истек и который обеспечивает право проезда по маршруту регулярных перевозок, в состав которого включен остановочный пункт, расположенный на территории этого автовокзала.
Обязать ГУП СО "СООПА" обеспечить в основном здании автовокзала г.
Камышлов ( ... ) в удобном для ознакомления месте в понятной форме наличие информации о расположении туалета, а также направление движения к нему.
Обязать ГУП СО "СООПА" довести до потребителей решение суда в
установленный судом срок через средства массовой информации.
Решением Чкаловского районного суда г.Екатеринбурга от 30 апреля 2015 года возложена обязанность на Государственное унитарное предприятие
Свердловской области "Свердловское областное объединение пассажирского автотранспорта" прекратить противоправные действия, выразившиеся в нарушении требований санитарных правил к устройству и содержанию общественных уборных автостанции р. ... (р. ... ), а именно оборудовать общественную уборную автостанции:
- индивидуальными кабинами с закрывающимися дверями (перегородки между кабинами должны иметь высоту не менее 1,25 м); кабины обеспечить крючками для верхней одежды, полками для личных вещей посетителей, урнами или бачками для бумаги, ваты и других отходов;
- помещением для размещения в мужском отделении писсуаров, лотков;
- шлюзами с установкой умывальных раковин, мылом, электрополотенцами или бумажными полотенцами;
- помещением для дежурного персонала;
- входным тамбуром;
- помещением или шкафом для хранения уборочного инвентаря.
Возложена обязанность на Государственное унитарное предприятие
Свердловской области "Свердловское областное объединение пассажирского автотранспорта" довести до сведения потребителей решение суда в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу через официальные средства массовой информации г. Екатеринбурга.
В удовлетворении остальных исковых требований истцу отказано. Взыскана с Государственного унитарного предприятия Свердловской области "Свердловское областное объединение пассажирского автотранспорта" в доход местного бюджета государственная пошлина в размере ( / / ) руб.
С таким решением представитель Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Талицком, Байкаловском, Тугулымском районах, городе Камышлов, Камышловском и Пышминсокм районах Яковлева Н.М. не согласилась, в апелляционной жалобе просит его изменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности прекратить противоправные действия, выразившиеся в непредставлении бесплатного доступа к общественным уборным автовокзала ... , ... ) в предусмотренных законодательством случаях, а именно при наличии билета, срок действия которого не истек и который обеспечивает право проезда по маршруту регулярных перевозок, в состав которого включен остановочный пункт, расположенный на территории этого автовокзала, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Представитель ГУП СО "СООПА" Жиров А.А. просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального права. Полагает, что Санитарные правила устройства и содержания общественных уборных, утвержденные Заместителем Главного государственного санитарного врача СССР от 19 июня 1972 года N 983-72, не являются нормативным правовым актом и не подлежат применению на территории Российской Федерации, поскольку не были официально опубликованы, были изданы в форме, не предусмотренной для нормативных правовых актов, утверждены неуполномоченным должностным лицом. В дополнительной апелляционной жалобе представитель ответчика просит изменить способ информации граждан о вынесенном решении.
В апелляционной инстанции представитель истца и представитель ответчика поддержали доводы своих апелляционных жалоб.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционных жалоб и возражений на них в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 26 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" пассажир имеет право бесплатного пользования залами ожидания, туалетами, размещенными на объектах транспортной инфраструктуры. Порядок такого бесплатного пользования определяется правилами перевозок пассажиров.
В соответствии с п. 20 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 112 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2013 года N 1073, минимальные требования к оборудованию автовокзалов и автостанций устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации (в ранее действовавшей редакции: Оборудование автовокзалов должно соответствовать требованиям, установленным Министерством транспорта Российской Федерации.)
В соответствии с пунктами 4, 5 Приказа Минтранса РФ от 01 ноября 2010 года N 234 "Об утверждении Требований к оборудованию автовокзалов" автовокзалы, на территории которого размещается остановочный пункт, входящий в состав одного или нескольких маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются помещениями для оказания услуг пассажирам и перевозчикам, в том числе, для размещения общественных туалетов.
В соответствии с п. 21 Правил перевозок пассажиров и багажа ... пассажир имеет право на бесплатное пользование залами ожидания и туалетами, размещенными в зданиях автовокзала, автостанции, если у него есть билет, срок действия которого не истек и который обеспечивает право проезда по маршруту регулярных перевозок, в состав которого включен остановочный пункт, расположенный на территории этого автовокзала или автостанции.
В силу подл. "б" п. 1 Санитарных правил устройства и содержания общественных уборных (утв. Минздравом СССР 19 июня 1972 года N 983-72) общественные уборные должны устраиваться в населенных пунктах, в |том числе, на всех автостанциях. Требования устройства общественных уборных предусмотрены п. 13, 14, 18, 19 Правил.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в нарушение вышеуказанных норм права в уборной автостанции предприятия, расположенной по адресу: ... , р. ... , общественный туалет не соответствует требованиям санитарного законодательства.
Установив несоответствие общественной уборной, расположенной на автостанции предприятия по адресу: ... , р. ... , требованиям Санитарных правил устройства и содержания, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения требования истца о возложении на ответчика обязанности прекратить противоправные действия, выразившиеся в нарушении требований санитарных правил к устройству и содержанию общественных уборных автостанции р. ... (р. ... ), а именно оборудовать общественную уборную автостанции: индивидуальными кабинами с закрывающимися дверями (перегородки между кабинами должны иметь высоту не менее 1,25 м); кабины обеспечить крючками для верхней одежды, полками для личных вещей посетителей, урнами или бачками для бумаги, ваты и других отходов; помещением для размещения в мужском отделении писсуаров, лотков; шлюзами с установкой умывальных раковин, мылом, электрополотенцами или бумажными полотенцами; помещением для дежурного персонала; входным тамбуром; помещением или шкафом для хранения уборочного инвентаря.
Доводы жалобы о том, что Правила не являются нормативным правовым актом и не подлежат применению на территории Российской Федерации, судебная коллегия считает несостоятельными. Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 апреля 2007 года N 0100/3637-07-32 в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории Российской Федерации действуют санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, утвержденные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, бывшими Госкомсанэпиднадзором России, Минздравом России и Минздравом СССР, в части, не противоречащей санитарному законодательству Российской Федерации. Указанные документы действуют впредь до отмены, либо принятия новых нормативных правовых актов взамен существующих. В перечень основных действующих нормативных и методических документов по коммунальной гигиене, являющийся приложением к письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 апреля 2007 года N 0100/3637-07-32, включены и Санитарные правила устройства и содержания.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 апреля 2007 года N 0100/3637-07-32 опубликовано в Бюллетене нормативных и методических документов госсанэпиднадзора, N 2, 2007 г., журнале "Библиотека инженера по охране труда", N 3, 2008 г. Таким образом, Санитарные правила устройства и содержания доведены до сведения неопределенного круга лиц посредством опубликования письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 апреля 2007 года N 0100/3637-07-32.
Следовательно, Санитарные правила устройства и содержания являются действующим нормативным правовым актом и подлежат применению на территории Российской Федерации. Этот довод ответчика неоднократно проверялся арбитражными судами при рассмотрении жалоб на вынесенные постановления истца о привлечении к ответчика к административной ответственности. Вступившими в законную силу решениями, имеющими преюдициальное значение, подтверждено действие Санитарных правил и в настоящее время.
Оснований для изменения решения в части отказа в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности прекратить противоправные действия, выразившиеся в непредставлении бесплатного доступа к общественным уборным автовокзала ... , ... ), судебная коллегия не усматривает, поскольку доказательств не предоставления бесплатного доступа гражданам к общественным уборным пассажиров при наличии билета, материалы дела не содержат. Наличие общественной уборной в здании автовокзала в ... истцом не оспаривалось.
Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов суда и не содержат оснований к отмене решения, поскольку по своей сути направлены на иное толкование нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, и иную оценку установленных судом обстоятельств, для чего достаточных оснований не имеется.
Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 320, п.1 327.1, п. 1 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чкаловского районного суда г.Екатеринбурга от 30 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Талицком, Байкаловском, Тугулымском районах, городе Камышлов, Камышловском и Пышминсокм районах Яковлева Н.М. и представителя ГУП СО "СООПА" Жиров А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: Ковалева Т.И.
Судьи: В.П. Игнатьев
Р.В.Кучерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.