Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Пилипенко Е.В., Украинцевой С.Н.
при секретаре Сылко Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании недействительным распоряжения Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока по апелляционной жалобе Мошко Е.М. на решение Первореченского районного суда г.Владивостока Приморского края от 29 июня 2015 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Пилипенко Е.В., пояснения представителя заявителя по доверенности Талько А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мошко Е.М. обратился в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее - Управление) от 27 февраля 2015 года N N, указав в обоснование своих требований, что 2 июня 2014 года он обратился в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении для ведения дачного хозяйства земельного участка площадью 423 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" Распоряжением Управления от 6 ноября 2014 года N N утверждена схема испрашиваемого земельного участка, 29 декабря 2014 года земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер N. Распоряжением Управления от 27 февраля 2015 года N N распоряжение от 6 ноября 2014 года N N об утверждении схемы земельного участка отменено в порядке самоконтроля. По мнению заявителя, указанное распоряжение Управления противоречит требованиям действующего земельного законодательства и нарушает его права, в связи с чем просит суд признать незаконным распоряжение Управления от 27 февраля 2015 года N 743 "Об отмене распоряжения управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 6 ноября 2014 года N N".
В судебное заседание Мошко Е.М. не явился, дело рассмотрено судом в его отсутствие.
Представитель заявителя Талько А.А. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель Управления Сопова Е.А. в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении заявления.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился Мошко Е.М., в поданной апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения по мотиву его незаконности и необоснованности, а также о вынесении по делу нового решения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заявителя Талько А.А. доводы апелляционной жалобы и дополнения к апелляционной жалобе поддержал, представитель Управления Сопова Е.А. считает решение суда не подлежащим отмене.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, определен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (ред. Земельного кодекса РФ, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).
Так, в соответствии с положениями ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Учитывая, что в силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, нарушение процедуры предоставления земельных участков недопустимо.
Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является этапом формирования земельного участка, при этом, согласно части 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Из содержания указанных норм права следует, что предоставление земельного участка должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию без нарушения прав иных лиц.
Из материалов гражданского дела следует, что 2 июня 2014 года Мошко Е.М. обратился в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка площадью 423 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", для ведения дачного хозяйства.
Распоряжением УГА администрации г.Владивостока N N от 6 ноября 2014 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: "адрес" площадью 423 кв. м с видом разрешенного использования: ведение дачного хозяйства.
Распоряжением УГА администрации г. Владивостока N N от 27 февраля 2015 года вышеуказанное распоряжение отменено в порядке самоконтроля на основании обращения группы участников ВОВ (инвалидов) от 20 января 2015 года N N.
Как следует из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, испрашиваемый Мошко Е.М. земельный участок N N имеет смежную границу с земельными участками NN N, N. При этом усматривается, что испрашиваемый земельный участок с вплотную прилегающими к нему участками NN N, N, N и N препятствует проходу, проезду к смежным участкам (л.д. 60).
Согласно акту осмотра земельного участка, организованной сотрудниками административно-территориальном управлении (далее - АТУ) Советского района администрации г. Владивостока, установлено, что по центру участка проходит глубокий овраг, участок покрыт травой, кустарником, деревьями, следов прохода людей, проезда автомобилей не имеется (л.д. 61).
Доказательств обратного и возможности у смежных землепользователей иным способом осуществлять проход и проезд к принадлежащим им земельным участкам, ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции Мошко Е.М. не представлены.
При таких обстоятельствах, установив, что причина издания распоряжения N N от 27 февраля 2015 года "Об отмене распоряжения УГА администрации г. Владивостока от 6 ноября 2014 года N N" обусловлена тем, что земельный участок, формируемый Мошко Е.М., препятствует проходу и проезду смежных землепользователей к принадлежащим им земельным участкам, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о законности оспариваемого распоряжения.
При этом судом обоснованно указано, что в соответствии с ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. от 29.12.2014) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" орган местного самоуправления уполномочен на отмену, приостановление действия ранее принятых им муниципальных правовых актов в порядке самоконтроля, в случае выявления нарушения или их противоречия действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы о том, что акт осмотра от 24 июня 2015 года, выполненный сотрудниками АТУ Советского района администрации г. Владивостока, не является надлежащим доказательством по делу в виду отсутствия у последнего полномочий по проведению проверок в сфере градостроительства и территориального планирования, суд считает несостоятельными.
Постановлением главы администрации г. Владивостока от 28 июня 2006 N1368 утверждено Положение об административно-территориальном управлении Советского района администрации г. Владивостока, которое согласно п. 1.1 является структурным подразделением администрации г. Владивостока и выполняет функции территориального органа администрации.
Согласно постановлению главы г. Владивостока от 08 декабря 2009 года N 1368 "Об утверждении Административного регламента по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель на территории Владивостокского городского округа" органом, уполномоченным на осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель на территории ВГО, является в том числе, и АТУ Советского района администрации г. Владивостока.
В соответствии с п. 2.1-3.2 указанного постановления в рамках осуществления муниципального земельного контроля АТУ Советского района администрации г.Владивостока обладает полномочиями по проведению проверок, обследований земельных участков и составлению соответствующих актов.
Иные доводы жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования судьи или опровергали выводы судебного постановления и не могут служить основанием к отмене такого постановления.
Доводы, изложенные в дополнении к апелляционной жалобе, не влияют на законность вынесенного решения.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Первореченского районного суда г.Владивостока Приморского края от 29 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мошко Е.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.