Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Власенко И.Г., Зайцевой О.А.
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Партизанского района в защиту прав, свобод и законных интересов Галимовой К.Э. и Галимовой А.Э. к администрации Партизанского муниципального района о признании незаконным бездействия, возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения по апелляционной жалобе ответчика администрации Партизанского муниципального района на решение Партизанского районного суда Приморского края от 26 мая 2015 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Соловьевой О.В., выслушав объяснения прокурора Комаровой О.Н., полагавшей оставление решение суда без изменения, представителя истца Галимовой К.Э. - Полошевец Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Партизанского района в защиту прав, свобод и законных интересов Галимовой К.Э., Галимовой А.Э. обратился в суд с названным иском к администрации Владимиро-Александровского сельского поселения, указав, что здание общежития, расположенное по адресу: Партизанский район, с. Владимиро-Александровское, "адрес", принадлежащее КГБУЗ "Партизанская ЦРБ" на основании Закона Приморского края от 12 марта 2012 года N 15-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Партизанским муниципальным районом и поселениями, образованными в границах Партизанского муниципального района" передано в муниципальную собственность Владимиро-Александровского сельского поселения Партизанского муниципального района. Постановлением администрации Владимиро-Александровского сельского поселения N 163 от 12 июля 2012 года с указанного дома снят статус общежития, с одновременным наделением статуса жилого дома малосемейного типа. 1 августа 2012 года между администрацией Владимиро-Александровского сельского поселения и Галимовой К.Э. заключён договор N 11 найма служебного жилого помещения - квартиры N "адрес" в с. Владимиро-Александровское, на период трудовых отношений с КГБУЗ "Партизанская ЦРБ". Поскольку спорное жилое помещение предоставлено Галимовой К.Э. КГБУЗ "Партизанская ЦРБ" до передачи в собственность Владимиро-Александровскому сельскому поселению, в служебных отношениях с администрацией Владимиро-Александровского сельского поселения истец не состоит, поэтому заключение с ней договора найма служебного жилого помещения является незаконным в силу статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Прокурор просил признать договор N 11 найма служебного жилого помещения от 1 августа 2012 года, заключённый между администрацией Владимиро-Александровского сельского поселения и Галимовой К.Э. по адресу: с. Владимиро-Александровское, "адрес" незаконным, возложить обязанность на администрацию Владимиро-Александровского сельского поселения в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу заключить с Галимовой К.Э. договор социального найма указанного жилого помещения.
Определением суда от 18 марта 2015 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Партизанского муниципального района.
В судебном заседании прокурор просил признать незаконным договор N 11 найма служебного жилого помещения от 1 августа 2012 года, заключённый между администрацией Владимиро-Александровского сельского поселения и Галимовой К.Э. по адресу: с. Владимиро-Александровское, "адрес" возложить обязанность на администрацию Партизанского муниципального района в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу заключить с Галимовой К.Э. договор социального найма указанного жилого помещения.
Галимова К.Э., действующая за себя и за несовершеннолетнюю дочь Галимову А.Э., в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представитель администрации Партизанского муниципального района, привлечённый в качестве соответчика, с иском не согласился и суду пояснил, что с 1992 года здание общежития находилось в собственности Партизанского муниципального района, в 2012 году было передано в муниципальную собственность Владимиро-Александровского сельского поселения. Заключённый между КГБУЗ "Партизанская ЦРБ" и Галимовой К.Э. договор найма служебного жилого помещения является недействительным, поскольку право оперативного управления у КГБУЗ "Партизанская ЦРБ" отсутствует. Договор социального найма с Галимовой К.Э. не может быть заключён, так как она не признавалась малоимущей и нуждающейся в жилом помещении. Кроме того истец является собственником 3-комнатной квартиры по адресу: п. Врангель, "адрес", и в случае заключения договора социального найма истец утратит право на получение социальной выплаты.
Судом постановлено решение, которым признан незаконным договор N 11 найма служебного жилого помещения от 1 августа 2012 года, заключённый между администрацией Владимиро-Александровского сельского поселения и Галимовой К.Э. на жилое помещение, расположенное по адресу: Приморский край, Партизанский район, с. Владимиро-Александровское, "адрес". На администрацию Партизанского муниципального района возложена обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу заключить с Галимовой К.Э. договор социального найма на указанное жилое помещение.
В апелляционной жалобе администрацией Партизанского муниципального района ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, и принятии нового решения об отказе в иске. Полагает, что положения статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ не применимы к рассматриваемому спору. При переходе спорной квартиры в муниципальную собственность поселения её правовой статус не изменился. У КГБУЗ "Партизанская ЦРБ" отсутствовало право заключения договора в отношении спорного жилого помещения. Галимова К.Э. малоимущей не признана. Полагает исковые требования не основанными на законе.
В возражениях прокурор и истец с доводами апелляционной жалобы не согласились.
Прокурор в заседании судебной коллегии просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, считая решение суда законным и обоснованным.
Представитель Галимовой К.Э. в заседании судебной коллегии возражал относительно доводов апелляционной жалобы.
Представитель администрации Владимиро-Александровского сельского поселения в заседание суда апелляционной инстанции направил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Представитель администрации Партизанского муниципального района, будучи извещённым, в судебное наседание не явился.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения.
В статье 330 ГПК Российской Федерации указаны основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, однако обжалуемое решение суда не содержит таких нарушений.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришёл к выводу о том, что заключённый между администрацией Владимиро-Александровского сельского поселения и Галимовой К.Э. оспариваемый договор N 11 найма служебного жилого помещения от 1 августа 2012 года является незаконным.
Судебная коллегия находит такой вывод правильным.
Согласно статье 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных, и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Таким образом, на служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть заключены договоры социального найма.
Судом установлено, что в спорное в жилое помещение, расположенное по адресу: с. Владимиро-Александровское, "адрес" истец Галимова К.Э. была вселена на основании договора найма жилого помещения от 20 декабря 2011 года, заключённого между ней и КГБУЗ "Партизанская ЦРБ", действующим от имени собственника жилого помещения Партизанского муниципального района (л.д. 45-47).
На основании статьи 123.21 ГК Российской Федерации, учреждением признаётся унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закреплённое собственником за учреждением и приобретённое учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что у КГБУЗ "Партизанская ЦРБ" не было полномочий на заключение с Галимовой К.Э. договора N 28 от 20 декабря 2011 года, в связи с отсутствием зарегистрированного права оперативного управления имуществом, судом первой инстанции правомерно признан не состоятельным. Оснований для переоценки данных выводов суда судебная коллегия не усматривает.
Законом Приморского края от 12 марта 2012 года N 15-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Партизанским муниципальным районом и поселениями, образованными в границах Партизанского муниципального района" спорное жилое помещение передано в муниципальную собственность Владимиро-Александровского сельского поселения Партизанского муниципального района.
Постановлением администрации Владимиро-Александровского сельского поселения N 163 от 12 июля 2012 года "О жилищных вопросах" с дома "адрес" в с. Владимиро-Александровское снят статус общежития с одновременным наделением статусом жилого дома малосемейного типа (л.д. 23).
1 августа 2012 года между администрацией Владимиро-Александровского сельского поселения и Галимовой К.Э. был заключён договор N11 найма служебного жилого помещения - однокомнатной квартиры по адресу: с. Владимиро-Александровское, "адрес". В соответствии с пунктом 1.2 названного договора квартира истцу предоставлена, в связи с работой в КГБУЗ "Партизанская ЦРБ" на период трудовых отношений.
Оценив представленные в дело доказательства, правильно применив нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, с учётом отсутствия трудовых отношений между Галимовой К.Э. и Владимиро-Александровским сельским поселением, суд пришёл к правомерному выводу, что спорное жилое помещение утратило статус служебного и на него распространяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма.
Разрешая спор, суд правильно сослался на содержащиеся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N 4-П от 11 апреля 2011 года разъяснения, в соответствии с которыми введение в законодательство нормы статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", было обусловлено задачей защиты прав именно тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилых помещений, принадлежащих другому наймодателю, не являющемуся их работодателем. Соответственно, распространяя на жилые помещения в общежитиях правовой режим социального найма и тем самым фактически предрешая вопрос о правовом режиме самих зданий, в которых они находятся, федеральный законодатель преследовал цель устранить неопределённость правовых последствий передачи этих зданий в ведение органов местного самоуправления.
При этом статья 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не содержит указания на ограничение действия данной статьи во времени, в пространстве или по кругу лиц.
Поскольку жилищные правоотношения преимущественно носят длящийся характер, федеральный законодатель при установлении новой системы соответствующего правового регулирования, включив в Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" норму статьи 7, восполнил пробел, имевшийся в ранее действовавшем жилищном законодательстве, которым не был определён правовой режим жилых помещений в зданиях общежитий, ранее находившихся на балансе государственных или муниципальных предприятий, а затем в связи с приватизацией этих предприятий переданных в ведение органов местного самоуправления.
Проживающие в таких жилых помещениях граждане, которым они были предоставлены на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения), - независимо от того, до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации эти граждане приобрели право пользования жилыми помещениями, а здание общежития передано в ведение органов местного самоуправления, - с точки зрения правового статуса составляют одну категорию субъектов жилищных правоотношений и, следовательно, равным образом подлежат защите при реализации своего конституционного права на жилище.
При таких обстоятельствах, указание ответчиков на то, что положения статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в рассматриваемом случае не применяются, признаётся не основанным на законе.
Кроме этого, в соответствии с Законом Приморского края от 9 октября 2007 года N 129-КЗ, организацией-балансодержателем спорного жилого помещения являлось КГБУЗ "Партизанская ЦРБ". В связи с этим, довод ответчика об отсутствии подтверждения факта принадлежности спорного жилого помещения названному учреждению является несостоятельным.
Не может служить основанием к отмене решения довод ответчика о том, что заключение договора социального найма с Галимовой К.Э. невозможно по причине не признания её малоимущей либо нуждающейся в жилом помещении.
Судебная коллегия считает, что при разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы аналогичны позиции ответчика в суде первой инстанции, они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают правильность его выводов, с которыми судебная коллегия соглашается, в связи с чем, не могут повлечь отмену постановленного по делу решения.
Предусмотренных статьёй 330 ГПК Российской Федерации оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 327-329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Партизанского районного суда Приморского края от 26 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации Партизанского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.