Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пыжовой И.А.,
судей Вершинина А.В., Лобановой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 31 августа 2015 г. апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Сафроновское" на решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 19 июня 2015 г., которым постановлено:
"Заявление Б. удовлетворить.
Признать заключение межведомственной комиссии, созданной на основании распоряжения администрации муниципального образования "Сафроновское" от 07 мая 2015 года N, о признании пригодным для постоянного проживания жилого помещения ( "адрес") от 08 мая 2015 года, - незаконным".
Заслушав доклад судьи Лобановой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Б. обратился в суд с заявлением о признании незаконным заключения межведомственной комиссии, созданной администрацией муниципального образования "Сафроновское", от 8 мая 2015 г.
В обоснование заявления указал, что оспариваемым заключением занимаемое им на основании договора социального найма жилого помещения квартира "адрес" признана соответствующей требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и пригодной для проживания. Данное заключение полагает незаконным, поскольку многоквартирный жилой дом "адрес", "данные изъяты" года постройки, ранее неоднократно (в 2003 г., 2010 г., 2013 г.) обследовался межведомственной комиссией, по заключениям которой жилые помещения этого дома признавались непригодными для проживания, а проведение капитального ремонта здания - экономически нецелесообразным. Какие-либо работы, направленные на восстановление технического состояния здания, не проводились. Вместе с тем, администрация муниципального образования "Сафоновское" неправомерно бездействует, не принимая мер к восстановлению его жилищных прав как нанимателя ветхого жилья. Также указывает на то, что межведомственная комиссия, проводившая обследование дома в 2015 г., сформирована с нарушением требований п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, само обследование жилого помещения проведено лишь визуально, без применения необходимого оборудования, измерительных приборов и иных приспособлений.
Заявитель Б., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования "Сафроновское" П., возражая против удовлетворения заявления, полагала оспариваемое заключение основанным на данных о фактическом техническом состоянии занимаемого Б. жилого помещения. Полагала, что нарушений процедуры проведения обследования этого помещения не было допущено, так как детальное инструментальное обследование дома является обязательным не во всех случаях. Оспариваемое заключение послужило основанием для принятия распоряжения "данные изъяты" администрации муниципального образования "Сафроновское" от 1 июня 2015 г. N "О признании утратившим силу распоряжения "данные изъяты" МО "Сафроновское" от 26 ноября 2010 г. N "О признании непригодной для проживания квартиры "адрес"".
Суд постановил указанное решение, с которым не согласилась администрация муниципального образования "Сафроновское". В апелляционной жалобе просит принятое по делу судебное постановление отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы ссылается на необоснованность выводов суда о нарушении предусмотренной Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, процедуры проведения обследования жилого помещения. Указывает, что в силу п. 7.4 Свода правил "СП 13-102-2003. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений", принятого постановлением Госстроя России от 21.08.2003 N 153, детальное инструментальное обследование проводится лишь при недостаточности результатов визуального обследования для оценки технического состояния строительных конструкций. Также указывает на данные составленного ГУП " "данные изъяты"" 14 июля 2015 г. технического паспорта занимаемого заявителем жилого помещения, согласно которому физический износ здания составляет лишь 40%.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования, суд, руководствуясь ст. 15 Жилищного кодекса РФ и Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (далее по тексту - Положение), исследовав представленные в материалы дела доказательства, свидетельствующие о техническом состоянии квартиры "адрес", пришел к правильному выводу о незаконности заключения межведомственной комиссии, созданной администрации муниципального образования "Сафроновское", от 8 мая 2015 г.
Выводы суда в данной части мотивированны, основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, отвечающих требованиям относимости и допустимости, которым дана оценка в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ, и соответствуют положениям действующего законодательства, в связи с чем сомнения в их законности у судебной коллегии не вызывают.
В соответствии с п. 7 Положения орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
В силу п. 43 Положения при решении вопроса о соответствии находящегося в эксплуатации помещения установленным данным Положением требованиям проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Как следует из представленных суду материалов, Б. является нанимателем квартиры "адрес".
Для целей оценки соответствия занимаемого Б. жилого помещения установленным требованиям распоряжением главы администрации муниципального образования "Сафроновское" от 7 мая 2015 г. N создана межведомственная комиссия из числа должностных лиц и муниципальных служащих муниципального образования "Сафроновское" и муниципальных служащих муниципального образования " Л.".
В ходе визуального осмотра указанного жилого помещения установлено, что оно находится в одноэтажном деревянном двухквартирном жилом доме "данные изъяты" года постройки, требующем проведения ремонтных работ в целях приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами, пришел к обоснованному выводу о том, что процедура оценки жилого помещения и оспариваемое заключение межведомственной комиссии не соответствуют приведенным выше требованиям Положения, поскольку в работе комиссии не участвовали органы государственного надзора и контроля в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, при проведении комиссионного обследования дома какое-либо оборудование или специальные замеры комиссией не проводились, осмотр проводился визуально, принятое по результатам работы комиссии решение не без учета установленного в ходе обследования технического состояния здания.
Ссылаясь на Свод правил "СП 13-102-2003. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений", принятого постановлением Госстроя России от 21.08.2003 N 153, податель жалобы не учитывает, что проведение даже визуального (предварительного) обследования в силу п. 7.2 этого Свода правил также требует производства контрольных обмеров, составления описаний, зарисовок, фотографирования дефектных участков, а также составления схем и ведомостей дефектов и повреждений с фиксацией их мест и характера. Эти требования межведомственной комиссией соблюдены не были.
Помимо изложенного, при установлении необходимости проведения ремонтных работ в целях приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями необходимо в каждом случае устанавливать характер таких работ (текущий либо капитальный) для выявления, в том числе, наличия или отсутствия оснований к принятию решения, предусмотренного абз. 3 п. 47 Положения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения Вилегодского районного суда Архангельской области от 19 июня 2015 г. по основаниям, приведенным в апелляционной жалобе.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 28 постановления от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или препятствий к их осуществлению.
Принимая во внимание изложенного, с учетом требований абз. 3 п. 7 Положения на администрацию муниципального образования "Сафроновское" надлежит возложить обязанность организовать проведение обследования квартиры "адрес" межведомственной комиссией, созданной в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
Исходя из мероприятий, необходимых для исполнения возложенной судом обязанности, судебная коллегия полагает возможным установить срок совершения указанных действий - в течение месяца с даты вступления судебного постановления в законную силу.
При таких обстоятельствах, решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 19 июня 2015 г. подлежит изменению.
Руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 19 июня 2015 г. изменить, принять по делу новое решение, которым:
заявление Б. удовлетворить.
Признать незаконным составленное 8 мая 2015 г. заключение межведомственной комиссии, созданной распоряжением администрации муниципального образования "Сафроновское" от 7 мая 2015 г. N, о признании пригодной для постоянного проживания квартиры "адрес".
Обязать администрацию муниципального образования "Сафроновское" в течение "данные изъяты" с даты вступления решения суда в законную силу организовать проведение обследования квартиры "адрес" межведомственной комиссией, созданной в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
Председательствующий И.А. Пыжова
Судьи А.В. Вершинин
Н.В. Лобанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.