Судья Архангельского областного суда Пантелеев В.В., рассмотрев административное дело по жалобе защитника ООО "Городская жилищная эксплуатация" Акимова Б.А. на постановление судьи Октябрьского районного суда г. Архангельска от 15 июля 2015 года,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Архангельска от 15 июля 2015 года ООО "Городская жилищная эксплуатация" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, с наложением административного штрафа в размере 12 000 рублей.
В жалобе в областной суд защитник ООО "Городская жилищная эксплуатация" Акимов Б.А. просит постановление отменить, мотивирует жалобу тем, что собственники жилых помещений не принимали решение о проведении ремонтных работ текущего характера и их финансировании, поэтому вина Общества в совершении вмененного административного правонарушения отсутствует.
Проверив дело в полном объеме и рассмотрев доводы жалобы, не нахожу предусмотренных законом оснований для отмены судебного постановления.
Из материалов дела следует, что ООО "Городская жилищная эксплуатация" является управляющей организацией многоквартирного жилого дома N46 по ул. Гайдара в г. Архангельске. Договор управления многоквартирным домом заключен с МУ "Информационно-расчетный центр" 01 июня 2011 года (л.д.48-56).
ФИО1, проживающий в жилом доме N46 по ул. Гайдара в г. Архангельске, обратился в Управление Роспотребнадзора по Архангельской области с заявлением о невыполнении ООО "Городская жилищная эксплуатация" санитарно-эпидемиологических требований по содержанию многоквартирного жилого дома (л.д.4-5).
Проведенной проверкой выявлено нарушение санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации указанного жилого дома, выявленные нарушения зафиксированы в актах санитарно-эпидемиологического обследования от 18-19 мая 2015 года NN609/13 и 610/13, экспертном заключении N13/2405 от 20 мая 2015 года и протоколе об административном правонарушении (л.д.14-15, 17-20,59).
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилого дома выразилось в том, что не проводятся мероприятия по ликвидации нор грызунов, устранению трещин (отверстий). В полах, стенах, помещениях жилого дома - имеются отверстия размером 5-7 см, между мусорной камерой и подвалом, на придомовой территории со стороны дворового фасада имеются крысиные норы в земле, имеется нора размером ориентировочно 3-5 см в полу справой стороны дверной коробки мусорной камеры подъезда N 4.
Не выполнена герметизация мест прохода коммуникаций (труб водоснабжения, канализации) с использованием металлической сетки - в мусорных камерах подъездов NN 2,3 имеются отверстия размером ориентировочно 5-10 см в стене слева от входа у потолка в месте прохождения труб отопления; освещение подвальных помещений выполнено только в тепловом узле, в остальных помещениях не выполнено; не проводится уплотнение дверей, имеется щель шириной 3-5 см под порогом двери входа в тепловой узел. Допущено затопление подвальных помещений в тепловой узле между подъездами N и N площадью около 3 м? и глубиной ориентировочно 3-5 см.
Наличие перечисленных нарушений защитник в жалобе не оспаривает.
Доводы жалобы защитника, что поскольку собственники жилых помещений не принимали решение о проведении ремонтных работ текущего характера и их финансировании, поэтому вина ООО "Городская жилищная эксплуатация" в совершении вмененного административного правонарушения отсутствует, несостоятельны.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Из пунктов 1.1 и 2.5.1 Договор управления многоквартирным домом от 01 июля 2011 года следует, что ООО "Городская жилищная эксплуатация" обязалось отказывать услуги и выполнять работы по управлению многоквартирным жилым домом N46 по ул. Гайдара в г. Архангельске, его содержанию и ремонту.
Перечень работ и услуг по содержанию и ремонту дома установлены в п.2.5 Договора, цена работ (услуг) и расчеты по договору определены в разделе 3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий настоящего договора в разделе 6 установлена ответственность сторон.
По условиям заключенного договора, управляющая организация обязана выполнять плановый капитальный ремонт дома на основании решения, принятого общим собранием собственников. Проведение ремонтных работ текущего характера не требует решения собственников жилых помещений.
В силу положения статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство должно исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Поскольку ООО "Городская жилищная эксплуатация" приняло на себя обязательство оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту многоквартирного жилого дома N46 по ул. Гайдара в г. Архангельске, взятое обязательство должно исполнятся надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Согласно ч.1 и п.2 ч.1.1 ст.161 Жилищного кодекса РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать безопасность жизни и здоровью граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
Статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека" определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие фактов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическим правилами и гигиеническими нормативами.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека" индивидуальные предприниматели и юридически лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Пунктами 1,3 статьи 39 и статьей 55 названного Федерального закона установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Из пункта 2 названных Правил следует, что в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме.
В состав такого имущества входят межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи, технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
Требования к содержанию общего имущества перечислены в пункте 10 настоящих Правил, из которого следует, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан.
Перечень, состав и периодичность выполнения работ по содержанию и ремонту жилищного фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.
Подпунктом 3 пункта 1.4 приведенных Правил установлено, что граждане, юридические лица обязаны выполнять предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования.
Согласно пункту 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя управление жилищным фондом, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий (техническое обслуживание (содержание), санитарное содержание (уборка мест общею пользования, уборка мест придомовой территории).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 N 126 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 3.5.2.1376-03 вместе с "СанПиН 3.5.2.1376-03. 3.5.2. Дезинсекция. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", которые утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 04.06.2003.
В соответствии с пунктом 3.3 СанПиН 3.5.2.1376-03 при эксплуатации в производственных, жилых помещениях, зданиях, сооружениях, следует соблюдать меры, препятствующие проникновению, обитанию, размножению и расселению синантропных членистоногих.
К числу таких мер относятся устройство освещения в помещениях подвалов, технических подполий, уплотнение дверей, применение устройств автоматического закрывания дверей, укрытие вентиляционных отверстий съемными решетками, остекление (укрытие мелкоячеистой сеткой) окон, поддержание в исправном состоянии отмосток и водостоков, своевременная очистка, осушение, проветривание и уборка подвалов, технических подполий, своевременный ремонт и герметизацию швов и стыков плит и межэтажных перекрытий, мест ввода и прохождения электропроводки.
Пунктами 3.8, 3.11 СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий" (вместе с "СП 3.5.3.3223-14. Санитарно-эпидемиологические правила ... ") установлены инженерно-технические мероприятия по защите объекта от грызунов.
Указанные мероприятия включают в себя использование устройств и конструкций, обеспечивающих самостоятельное и плотное закрывание дверей; устройство металлической сетки (решетки) в местах выхода вентиляционных отверстий, стока воды; проведение мероприятий по ликвидации нор грызунов, устранению трещин (отверстий) в фундаменте, полах, стенах, потолках; герметизацию с использованием металлической сетки мест прохода коммуникаций в перекрытиях, стенах, ограждениях; защиту порогов и нижней части дверей материалами, устойчивыми к повреждению грызунами; использование профилактических охранно-защитных дератизационных систем (ОЗДС) на базе электрических, ультразвуковых или механических устройств, безопасных для человека; создание свободного доступа к подсобным помещениям (мусорокамер, подвалов, лестничных клеток, чердаков), помещений для хранения пищевых продуктов и других, с целью исключения условий для укрытия грызунов; установку профилактических охранно-защитных дератизационных систем (ОЗДС) на базе электрических, ультразвуковых или механических устройств безопасных для человека при наличии документов, подтверждающих качество и безопасность продукции (товаров) в случаях необходимости такого документа в соответствии с правовыми актами Таможенного союза и законодательства Российской Федерации.
Санитарно-гигиенические мероприятия включают: работы по поддержанию санитарного состояния на объектах в рабочих и подсобных помещениях, подвалах, на территории, прилегающей к объектам; очистку мусорокамер в жилых домах не реже 1 раза в сутки с применением моющих и дезинфицирующих средств; асфальтирование или бетонирование контейнерных площадок для сбора мусора и содержание их в чистоте; использование плотно закрывающихся емкостей для пищевых и бытовых отходов и регулярная их очистка; ежедневный вывоз мусора с дворовых территорий; проведение других мероприятий, соответствующих профилю объекта, предусмотренных законодательством Российской Федерации и санитарными правилами.
Согласно п. 9.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" при эксплуатации жилых зданий и помещений не допускается захламление, загрязнение и затопление жилых помещений, подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений.
Таким образом, в силу заключенного договора и требований, приведенных нормативно-правовых актов, ООО "Городская жилищная эксплуатация" как управляющая компания обязана соблюдать санитарно-эпидемиологические требования при оказании услуг и выполнении работ по управлению многоквартирным жилым домом N 46 по ул. Гайдара в г. Архангельске, его содержании и ремонте. Принятия дополнительного решения собственников жилых помещений об устранении выявленных нарушений не требовалось.
ООО "Городская жилищная эксплуатация" допустило нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации указанного многоквартирного жилого дома и данный факт защитник в жалобе не оспаривает.
Непроведение мероприятий по ликвидации нор грызунов, устранению трещин (отверстий), невыполнение герметизация мест прохода коммуникаций (труб водоснабжения, канализации) с использованием металлической сетки, затопление подвальных помещений создает благоприятные условия для размножения, обитания и расселения в жилом доме грызунов.
Статья 42 Конституции Российской Федерации и статья 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" гарантируют каждому право на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Допущенные нарушения нарушают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду обитания, создают угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ, является нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений.
Поскольку ООО "Городская жилищная эксплуатация" допустило нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации многоквартирного жилого дома N 46 по ул. Гайдара в г. Архангельске, судья районного суда правильно квалифицировал допущенное управляющей компанией нарушение по статье 6.4 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "Городская жилищная эксплуатация" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых статьей 6.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "Городская жилищная эксплуатация" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых статьей 6.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, судьей соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушения норм процессуального права не допущено и правовых оснований для пересмотра постановления не имеется.
Доказательства оценены судьей по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом РФ об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Административное наказание назначено ООО "Городская жилищная эксплуатация" в пределах санкции ст.6.4 КоАП РФ с соблюдением требований ст.ст.4.1-4.3 КоАП РФ.
Поскольку обстоятельств, которые в силу пунктов 2-5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену судебного постановления не установлено, предусмотренных законом оснований для отмены постановления не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление судьи Октябрьского районного суда г. Архангельска от 15 июля 2015 года оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Городская жилищная эксплуатация" Акимова Б.А. - без удовлетворения.
Судья В.В. Пантелеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.