Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе :
председательствующего - Бобряшовой Л.П.,
судей - Котовой М.А. и Тарасовой Н.В.,
при секретаре - Довженко Ю.Н.,
с участием истца Антоновой С.В., представителя ответчика Варфоломеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бобряшовой Л.П. 16 сентября 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) на решение Солецкого районного суда Новгородской области от11 июня 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
07.04.2015 года Антонова С.В. обратилась в ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) (далее по тексту - Управление) с заявлением и всеми необходимыми документами о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, которой она занимается более 25 лет. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления от 27.04.2015 года N 462 в досрочном назначении трудовой пенсии ей было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа, при этом в специальный стаж не были включены периоды работы с 06.05.2010 года по 31.05.2010 года, с 01.09.2010 года по 30.06.2011 года, с 01.09.2010 года по 31.05.2012 года, сентября 2009 года по 31 августа 2012 года в должности учителя ОБЖ в МАОУ "Средняя общеобразовательная школа п. Волот", так как в эти периоды не выполнялась норма рабочего времени.
Не соглашаясь с принятым решением, Антонова С.В. обратилась в суд с иском к Управлению о признании незаконным решения пенсионного фонда об отказе в назначении трудовой пегнсии, об обязании включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, вышеуказанные спорные периоды работы и досрочно назначить трудовую пенсию с 07.04.2015 года, ссылаясь на то, что в указанный период она осуществляла трудовую деятельность в должности "учитель" независимо от преподаваемого предмета учебного плана.
Судом по делу постановлено вышеуказанное решение, которым исковые требования Антоновой С.В. удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление с данным решением суда не согласно, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с неправильным применением норм материального и процессуального права, а поэтому просит отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
В возражениях на апелляционную жалобу Антонова С.В., не соглашаясь с приведенными в ней доводами, просит решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", регулирующий порядок назначения и выплаты пенсий.
В соответствии с пп. 19 ч.1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст. 30).
В силу пп. "м" п.1 Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пункт 1 раздела "Наименование должностей" названного выше Списка содержит должности учитель, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки), а пункт 1.1 раздела "Наименование учреждений" включает школы всех наименований.
В силу п.4 названных Правил периоды выполнявшейся работы, начиная с 1 сентября 2000 года, в должностях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Так, п 6 Правил установлено, что работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" Списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Как видно из материалов дела, истица с 15.08.1988 года осуществляла трудовую деятельность в качестве учителя в Волотовской средней школе ( настоящее время после неоднократных переименований - МАОУ "Средняя общеобразовательная шкода п. Волот"), 06.05.2010 года она была принята на должность главного специалиста муниципальной службы в порядке перевода в комитет образования Администрации Волотовского района, а с 01.09.2011 года по 17.06.2013 года она занимала должность председателя комитета образования и молодежной политики Администрации Волотовского муниципального района.
В периоды с 06.05.2010 года по 31.05.2010 года, с 01.09.2010 года по 30.06.2011 года и с 01.09.2011 года по 31.05.2012 года (1 год 7 месяцев 25 дней) Антонова С.В. осуществляла педагогическую деятельность по совместительству в качестве учителя ОБЖ вышеуказанного образовательного учреждения.
07.04.2015 года Антонова С.В. обратилась в Управление с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельностью, которой она занимается более 25 лет.
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N462 от 27.04.2015 года в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Антоновой С.В. было отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа - 25 лет. При этом из трудовой деятельности Антоновой С.В. при расчете ее пенсионных прав, дающих право на досрочную пенсию, Комиссией были исключены периоды работы в должности учителя ОБЖ МОУ СОШ п. Волот в связи с тем, что ею в указанные периоды не выполнялась норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы.
Удовлетворяя исковые требования о включении спорных периодов в специальный стаж, суд исходил из установленного тождества функциональных обязанностей занимаемой Антоновой С.В. должности "учителя ОБЖ" и должности, предусмотренной вышеуказанным Списком - "преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки)". С учетом данного обстоятельства, в силу пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, предусматривающего возможность включения в педагогический стаж периодов работы в качестве учителей сельских общеобразовательных школ без учета выполнения нормы рабочего времени за ставку заработной платы, суд обязал ответчика спорные периоды работы в должности учителя ОБЖ включить в специальный стаж.
Однако судебная коллегия полагает, что в данном случае установление тождества является необоснованным.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516 Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации предоставлено право по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
Определениями Конституционного Суда РФ N 81-О от 04.03.2004 года и N 197-О от 18.06.2004 года, п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 30 от 11.12.2012 года право устанавливать тождество также предоставлено и судам общей юрисдикции.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено устанавливать тождественность наименований должностей и учреждений, предусмотренных Списком, с аналогичными должностями, учреждениями, имевшими иные, ранее применяемые наименования.
Согласно п.3 приказа Минобразования РФ N 66, ГКЧС РФ N 85 от 16.03.1993 года "Об организации подготовки учащихся по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" в образовательных учреждениях" проведение занятий по курсу ОБЖ в общеобразовательных учреждениях (со II по ХI класс), в учреждениях начального и среднего профессионального образования возложено на преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности.
Постановлением Минтруда РФ от 17.08.1995 года N 46 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работникам учреждений образования Российской Федерации" предусмотрены две самостоятельные должности "преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки" и должность "учитель" с различными должностными обязанностями.
Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, руководителей образовательных учреждений, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 года N 678, также предусмотрены две самостоятельные должности "преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности" и "учитель".
Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", раздел "квалификационные характеристики должностей работников образования" обязанности по должностям "учитель" и "преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности" различны. В должностные обязанности преподавателя-организатора ОБЖ входит, в том числе, "осуществление обучения и воспитания обучающихся, воспитанников с учетом специфики курсов основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки в объеме не более 9 часов в неделю (360 часов в год)".
Также в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010 года N 2075 для названных должностей предусмотрена и различная продолжительность рабочего времени за ставку заработной платы. Так, продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени 36 часов в неделю, а учителям 5-11(12) классов общеобразовательных учреждений - 18 часов.
Аналогичное положение содержало и ранее действовавшее Постановление Правительства РФ от 03.04.2003 года N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников".
Таким образом, действующим законодательством для осуществления обучения обучающихся по курсу ОБЖ предусмотрена только должность "преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности".
Как указано выше, для включения в специальный стаж работы в должности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности, начиная с 1 сентября 2000 года, законодателем установлено условие выполнения работником нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), а именно не менее 36 часов в неделю.
Согласно приказам о принятии Антоновой С.В. на работу по совместительству для преподавания курса "Основ безопасности жизнедеятельности" нагрузка составляла 2 часа в неделю, что свидетельствует о том, продолжительность рабочего времени, предусмотренная для должности "преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности" в объеме, предусмотренном действующим законодательством, не выработана.
Установленное п.6 Правил исключение, предусматривающее включение в специальный стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки, на работу в должности "преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности" не распространяется.
Само по себе принятие истицы на работу по совместительству в качестве учителя основ безопасности жизнедеятельности не может являться основанием для включения указанного периода в педагогический стаж истицы без учета выполнения нормы рабочего времени за ставку заработной платы учителя, поскольку должность "учителя основ безопасности жизнедеятельности" в Списке от 29.10.2002 N 781 не предусмотрена.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований находит необоснованным и подлежащим отмене с вынесением в этой части нового решения об отказе в удовлетворении указанных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Солецкого районного суда Новгородской области от 11 июня 2015 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Антоновой С.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) о признании незаконным решения пенсионного фонда об отказе в назначении трудовой пенсии, о включении в специальный стаж периодов работы, дающих право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости, обязании назначить трудовую пенсию досрочно отказать.
Председательствующий : Л.П. Бобряшова
Судьи: М.А. Котова
Н.В. Тарасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.